Кендзи Ино - легендарная персона. Его компания WARP, разработавшая всего 8 игр, также легендарна. Число игр возрастает, если учитывать различные переиздания и невышедшие проекты, но только 4 игры добрались до западной аудитории на различных системах, среди которых были 3DO, Sega Saturn, отмененная Panasonic M2 и Sega Dreamcast. Ино даже осмеял Sony на пресс-конференции, запустив анимацию метаморфозы логотипа Sony в логотип Sega.
При всех разговорах о недостатках экспериментов и креативности в те дни интересно осознавать, что WARP были непреклонны в своем стремлении создавать необычное и уникальное. За короткий период деятельности WARP (1994-1999) Ино раздвинул границы хоррора на выживание, использования звука, жестокости и сексуальности в своих играх, добавляя колючий сюрреализм в свои творения. Кендзи Ино заслуживает места рядом с Swery65 (Deadly Premonition) и Suda51 (Flower Sun and Rain, Killer7, No More Heroes), ярких представителей японских творцов-эксцентриков.
(D no Shokutaku) / D - 3DO, Saturn, Playstation, Windows (1995)
D является FMV-адвенчурой. В ней впервые представлена светловолосая протагонистка Лаура, различные вариации которой будут и в последующих играх WARP. Изначально D вышла на 3DO, затем ее портировали на Saturn, PS1 и позднее на PC. В свое время игра получила достаточно много внимания прессы, и журналы пестрили целыми рекламными разворотами, и, в целом, продажи были успешны, если не считать неспособность Sony печатать достаточно экземпляров PS1-версии.
К сожалению, ныне D в лучшем случае можно описать как медленное двухчасовое приключение через пустынный и малоинтересный средневековый замок - причем если игрок не укладывается в 2 часа, то наступает конец игры, проигрыш. Паззлов немного, и они не способны бросить вызов игроку.
В сюжете присутствует разрозненность, что не является главной проблемой, но портит довольно гармоничную завязку. Игра начинается с того, что полиция сообщает Лауре Харрис о том, что ее отец, врач, сошел с ума и забаррикадировался в госпитале в Лос-Анджелесе. Также он убил всех внутри. Конечно, Лаура отправляется на свое собственное расследование и, попав внутрь, лицезреет бойню и мистическим образом переносится в средневековый замок альтернативной реальности.
После этого управление переходит к игроку, и D играется как многие произведения подобного жанра. Можно выбирать направление куда идти, наслаждаться медленным видеороликом перемещения персонажа туда и, наконец, очутившись у желаемой пререндеренной локации, взаимодействовать с ней по возможности. Время от времени игроку попадаются предметы, которые необходимо использовать.
В игре три концовки, история же в основном подается через флешбеки, что немного отстраняет сюжет от игры. Кендзи Ино слегка затрагивает причину этого факта в интервью для 1UP:
Цитата:
Когда я начинал делать D, у игры не было сюжета. Игра была почти завершена, и, чтобы добавить в нее сюжет, я решил использовать прием флешбеков. В D присутствовал каннибализм, а эта тематика была полностью под запретом в те годы. Но я не хотел вырезать ее из проекта, поэтому я никому из компании издателя не показывал эти сцены.
Пришлось пойти на хитрость - издатель одобрил "чистую версию". Когда пришло время отсылать D в Америку, я добился своего присутствия на самолете и там заменил диски на полноценную версию, которую 3DO приняла и пустила в тираж.
Интервью также раскрывает и другие подробности. Сначала D разрабатывалась обычным приключением, потом было решено привнести в нее гротескную жестокость. Как становится ясно в конце игры,
Несмотря на культовую популярность в интернете, первый D не является интересной игрой по нынешним стандартам, хотя и является определенной вехой в истории игр.
Enemy Zero - Saturn, Windows (1996)
Из проектов, освещенных в этой статье, Enemy Zero, возможно, является самым концептуально интересным по механике, несмотря на то, что он также самый сложный и временами пересекает границу играбельности. Точнее, сложность - не самое подходящее слово; скорее, медленная реализация управления - вот главная сложность, способная оттолкнуть.
Основной мотив игры взят из "Чужого" Ридли Скотта, с светловолосой протагонисткой Лаурой, очнувшейся от анабиоза на космическом корабле Aki (напоминающем человеческое сердце) во время его возвращения на Землю, и всё летит к чертям из-за инопланетной жизни, вторгнувшейся на корабль. Ксеноморфов несколько, и человеческий глаз не способен их различить. Лаура страдает амнезией, но она вооружается и расправляется с парой чужих, пытаясь связаться с остатком команды корабля, которых вырезают один за другим.
Enemy Zero следует D в том плане, что содержит квестовые эпизоды по статичным CG-локациям, в которых Лаура может взаимодействовать с различными предметами. Можно сохраняться, встречать персонажей и перезаряжать оружие. Также временами предоставляется доступ к компьютерной системе корабля с видеозвонками, открытием дверей и письмами.
Больше отличием от D стало появление полигональных локаций, в которых можно спокойно передвигаться, изучая их; также в них проходят и бои. Так как врагов невозможно увидеть, Лаура носит радар в своем ухе, который создает звуковой сигнал в зависимости от близости противника. Если ксеноморф перед игроком, то используется высокий тон. Если сбоку или сзади - тон ниже. Близость расстояния определяется частотой "бибиканья". Чтобы произвести выстрел, надо нажать на курок и спустить его. Противник умрет от одного выстрела, но очень легко ошибиться. Также если слишком долго удерживать курок, то заряд упадет до нуля. Так как противник также убивает с одного раза, смерть в случае ошибки неизбежна.
Управление сделано неплохо в этих локациях, но, кроме борьбы с невидимым противником, заняться в них нечем и локации обычно представляют собой хитросплетение одинаковых коридоров и залов. В целом, Enemy Zero - чередование обследования пререндеренных локаций в поиске карт доступа и прохождение через путанный лабиринт до следующей CG-локации до того, как враг обнаружил и убил вас. Оружие может быть утеряно, и число зарядов невелико. На легком уровне сложности можно сохраниться не больше 33 раз, 21 на обычном.
Сюжет следует предсказуемому пути.
История не настолько отталкивающая, как в первом D, и также не является такой же безумной, как в D2, - очарование Enemy Zero лежит в ее необычной механике. В основном - борьба с невидимым врагом и ограниченное число сейвов.
Конечно же, многие вещи в E0 реализованы не совсем так, как оно могло бы быть. Радар обнаружения противника мог бы быть стерео - тогда не пришлось бы ориентироваться на высоту тона. В случае смерти приходится заново смотреть достаточное количество видеороликов, которые невозможно пропустить. Умереть три раза - пустить коту под хвост целых 20 минут.
Все эти недостатки портят впечатление и напряжение от игры, концепт которой может задать жару System Shock и Dead Space. Enemy Zero - достойный представитель эры игр-экспериментов. К сожалению, вряд ли кто-либо создаст игру, которая продолжит концепт и будет лишена портящих всё недостатков, особенно в нашу эру игр бесконечных сейвов и регенерации здоровья.
D2 - M2 (unreleased)
Перед D2 для Dreamcast WARP работала над другой игрой с таким же названием для невышедшей консоли Panasonic M2. Вот что говорил Кендзи Ино по этому поводу:
Цитата:
Когда я узнал о новой системе M2 - довольно мощной, - я решил, что у меня наконец появился шанс создать полноценную полностью трехмерную экшен-игру с персонажами, сражающимися на мечах. Она была готова наполовину, когда Panasonic отменила M2.
Ино также немного рассказал о сюжете игры:
Цитата:
История начинается через год после событий D. Лаура летит на самолете, и она беременна. На самом деле история начинается раньше, в средневековье. В Трансильвании был феодал, который хотел ребенка, чтобы оставить ему свои владения. Он верил, что если он будет нанизывать людей на колья, то ему даруют ребенка. Всё это были сказания, которые распускали местные жители. Когда умерла его жена, он вызвал дьявола, попросив даровать ему ребенка в обмен на его собственную жизнь.
Дьявол переносится в 1997-й год и похищает ребенка Лауры. Лаура, кажется, умирает.
Ребенок вырастает. Он - играбельный персонаж. Дьявол приходит забрать жизнь феодала и уничтожает замок, тогда сын отправляется в путешествие с целью убить дьявола.
(D no Shokutaku 2) / D2 - Dreamcast (1999)
D2 для Dreamcast была последней игрой, разработанной WARP. Это наиболее амбициозный и в то же время - наиболее завершенный их проект. Помимо безудержной инкрустации секса и насилия, в игре присутствует сочетание различных жанров и механик, красивая для своего времени графика и чарующая музыка, также у нее в целом неплохой геймплей, не считая некоторых оплошностей. Абсолютно каждый интересующийся историей игр и WARP должен опробовать ее для себя.
С точки зрения механики, D2 продолжает D и Enemy Zero, так как в ней по-прежнему присутствуют неторопливые квестовые эпизоды, на этот раз выполненные в полноценном риал-тайм 3D. Однако они не такие неторопливые, как в предыдущих играх Кендзи Ино.
Действие игры разворачивается в пустынной местности Канады в канун рождества, и локации заснеженных гор, по которым приходится передвигаться на скутере, ярко контрастируют с клаустрофобичными коридорами Enemy Zero.
Третьим ингредиентом в смеси жанров стали случайные битвы, которые можно назвать тиром с разворотом на 360 градусов. Они интегрированы довольно удачно и используют те локации, на которых игрок присутствовал. При выигрыше сражений игрок получает опыт, как в ролевых играх. Также в игре есть боссфайты.
Сюжет прекрасен в своем безумии, но также может и оттолкнуть.
Всё начинается с Лауры, летящей на самолете, но на этот раз ни ребенка под сердцем, ни дьявола из средневековья нет. Но самолет разбивается в Канаде, Лаура выживает. Действие игры начинается через 8 дней, когда Лаура приходит в себя в лесной хижине. Оказывается, выжили и другие пассажиры, но они мутируют в монстров. Лаура расследует ситуацию и ищет путь к спасению, к ней присоединяются некоторые другие выжившие, она встречает местных жителей. В D2 есть несколько отсылок к Enemy Zero.
Одним из прикольных аспектов игры является иллюзия "сурвайвал"-сеттинга. В открытой местности есть четыре вида животных, на которых надо охотиться, чтобы использовать запас мяса как альтернативу аптечкам. Для тех игроков, кто не хочет охотиться, предусмотрен режим фотоохоты, благо эстетически красивая местность позволяет.
К сожалению, снимки получаются низкого качества.
Многие персонажи игры пристрастились к наркотикам, которые производят местные жители. Эти наркотики создают у них чувство бессмертия и всемогущества.
Ино не упоминал никаких хитростей с релизом D2, так что D2 подвергся цензуре, но небольшой: в американской версии не показывают крупным планом сцену с щупальцами-тентаклями. При всём при этом в игре фигурирует полная обнаженка и некоторые сцены смерти довольно жестки; также некоторые противники утопли во фрейдизме.
В любом случае, D2 - это трип, который сложно забыть.