Drinking game, или «игра с выпивкой» – популярная в молодёжных кругах забава, позволяющая быстро превратить компанию друзей в сборище полуживых амёб. В 2012-м безответственный посетитель наших форумов мог семь дней в неделю не выходить из алкогольной комы, просто поставив перед собой одно условие: опрокидывать по стаканчику всякий раз, когда в новостях всплывает великий и могучий Kickstarter.
Действительно, сайт с заводным названием, где пользователи могут сообща финансировать понравившиеся проекты, грозит перевернуть индустрию с ног на голову. У пессимистов есть немало поводов усомниться в скором наступлении новой эпохи, однако даже самый упёртый скептик наверняка ощутил ветер перемен. Сейчас пришло время подводить итоги, но вместо ретроспективы получается взгляд в будущее. Прошедший год был не особенно плодовит на хорошие адвенчуры, зато он подарил крепкую надежду на то, что год грядущий устранит этот досадный дефицит.
Не знаю, насколько внимательно вы следили за анонсами на Kickstarter, но меня не отпускало чувство, что лично мне преподносят подарок за подарком. Словно команда астронавтов со спасательного корабля, старые мастера по очереди выходили из анабиоза и доказывали скаредным издателям: у «point and click»-жанра по-прежнему море поклонников! Трудно не раскрыть кошелёк, когда руку протягивает человек-легенда. Бодрый темп задал Тим Шефер с Double Fine Adventure, а дальше подключились Чарльз Сесил с Broken Sword: The Serpent’s Curse и Beneath a Steel Sky 2, Крис Джонс с Project Fedora, Эл Лоу с «перезагруженной» Leisure Suit Larry. Воспрянули ото сна авторы Space Quest и Shadowgate. Не без треволнений, но всё же достигла цели Hero-U: Rogue to Redemption от супружеской четы Коул, создателей обожаемой мною серии Quest for Glory. Теперь ещё и Рагнар Торнквист планирует объявить сбор средств на Dreamfall Chapters. Почти все титаны в сборе – как будто смотришь на рекламный плакат фильма “Неудержимые”.
Ждать завтрашнего дня тем более приятно, что не только «старики» обещают порадовать качеством. Студия Daedalic Entertainment, пару лет назад вызвавшая во мне горькое разочарование своей The Whispered World, в 2012-м выстрелила четыре раза – и дважды попала в «яблочко». Словосочетание «немецкий квест» давно превратилось в клеймо, но Deponia и Chaos on Deponia стали умным, зрелищным и смешным исключением из правил. Вести бунтаря Руфуса к победе было необычайно весело, а потому хочется, чтобы заключительную часть трилогии Daedalic доделала поскорее.
Больше поздравить с успехом некого. Double Fine отметилась занятной, но уж больно «казуальной» Stacking, да Amanita Design показала класс в Botanicula, хотя по уровню не дотянула до Machinarium. Прочие разработчики в минувшем году занимались тем, что хладнокровно гробили собственные сериалы и репутацию. Концовка The Secret Files 3 намекает на продолжение, но лучше бы Animation Arts оставила бедных Нину и Макса в покое. Скучнейшая The Testament of Sherlock Holmes завершила цикл приключений Холмса и Ватсона на минорной ноте. Pendulo Studios неожиданно села в лужу, выпустив на редкость безыдейный триллер Yesterday: неудивительно, что денег на Day One испанцы после этого уже не наскребли. Wizarbox выжала последние капли сока из «карибской» темы в Captain Morgane and the Golden Turtle и, надеюсь, распрощалась с пиратами.
А вот Telltale Games, бездарно распорядившаяся лицензией на «Парк Юрского периода», загладила вину, заставив игрока кромсать топором ходячих мертвецов и выбирать, кто из компаньонов ему дороже. Наполненная сильными переживаниями The Walking Dead страдает от ужасного технического исполнения, да и геймплея в ней – капля, но пропустить эту историю об апокалипсисе было бы ошибкой.
К той же категории – «неоднозначно, но всё же советую» – относится любопытное творение, выполненное в крайне далёком от «классики» стиле. Dear Esther, как и вышедшую ранее To the Moon, даже игрой-то можно назвать с большой натяжкой. Я не в восторге от проектов, жертвующих интерактивностью в пользу чего бы то ни было: прогулку по таинственному острову можно было без ущерба для идеи оформить в виде обычного короткометражного фильма. Тем не менее, именно такие смелые эксперименты расширяют границы возможного и в конечном счёте двигают жанр вперёд.
В 2013-м на нас обрушится волна римейков и долгожданных сиквелов. Как много пороха осталось в пороховницах у именитых грандов, неизвестно, но я смотрю на новый календарь с оптимизмом. В ближайшие двенадцать месяцев мне как минимум будет о чём рассказать.