Я рецензирую игры уже семь лет. За это время мне довелось писать о самых разных проектах: сетевых шутерах, RPG, «настолках», RTS. Но любимыми для меня всегда были два жанра: TBS типа Heroes of Might and Magic и Grand Strategy, где нужно управлять целым государством на геополитической арене.
Те, кто обожает двигать фишки по карте мира и рассуждать о судьбе народа, в 2012 году не скучали. Рынок предложил им заметно больше интересных вещиц, чем в минувшем сезоне. Чаще всех, как обычно, радовала Paradox Interactive, чьё имя уже стало нарицательным для фанатов исторических стратегий.
Впрочем, её флагман, Crusader Kings 2 — скорее симулятор феодальной династии. Ну и чёрт с ними, с тонкостями классификации — ведь речь идёт о почти безупречной игре! Она потрясает вниманием к мелочам и глубиной проработки, подкупает средневековой атмосферой и хорошим обучающим режимом, да и с программными шероховатостями в этот раз хлопот нет.
Не побоюсь назвать её лучшим произведением шведской студии. «Мусульманское» и «византийское» дополнения закрепили успех. Поверьте моим словам — популярность Crusader Kings 2 не угаснет ещё долгие годы, и все следующие проекты Paradox будет делать с оглядкой на неё.
О релизах прошлых лет скандинавы тоже не забывают. Victoria 2 и Hearts of Iron 3 — очень амбициозные и увлекательные стратегии, но с ними всё было не так гладко, как с теми же Europa Universalis 3 или Crusader Kings 2. Так что аддоны A House Divided и Their Finest Hour — продолжение работы над ошибками, которая началась ещё в патчах. Полностью от недостатков не избавились и сейчас, однако ничего похожего у конкурентов и близко не было.
Гораздо сильнее «замаливать грехи» пришлось авторам Disciples 3 и Elemental: War of Magic. Старались разработчики искренне и сделали то, что казалось невероятным — оживили мертворожденных. «Disciples: Перерождение» и Fallen Enchantress — далеко не шедевры, но в них уже можно играть, не заплевывая монитор. Хотя осадок остался: все прекрасно помнят, как несколько лет назад нам вешали лапшу на уши, а потом подсунули пшик.
Вслед за создателями Elemental скопировать Master of Magic и Fall from Heaven 2 попытались наши соотечественники из Ino-Co — в Warlock: Master of the Arcane. В своё время краснодарцы блеснули «Кодексом войны», а теперь нарисовали интерфейс как в «Цивилизации» и… перегорели. Сама Civilization 5 приросла в этом году дополнением Gods & Kings, который вернул то, чего не хватало в оригинале — шпионаж и религию. Негусто, зато на высшем уровне.
Такое же ощущение первоклассного продукта оставила Endless Space. Жаль, что Amplitude Studios не удалось вдохнуть жизнь в выдуманную вселенную. На мой взгляд, именно это, а не «недочёты механики», помешало многим полюбить её всей душой. Можно подумать, в культовой Master of Orion 2 не было нечестных приёмов, портивших удовольствие!
Кстати, знаете, что объединяет перечисленные игры? За вычетом Endless Space, все они — прямые продолжения либо «духовные наследники» (что значит «хотели сделать сиквел, а лицензии не было»). Свежих идей — ноль. Даже лучшие из лучших не выдумывают новое, а развивают свои старые успехи. Есть единственное исключение, и то оно — всего лишь качественная 4X-стратегия, сшитая по традиционным лекалам.
Разумеется, это не повод рвать волосы на голове. Если сравнить ситуацию с другими жанрами (скажем, RTS), тут вообще благополучие и стабильность. И всё же признаки застоя налицо, а надежд на перемены мало.
Сегодняшний лидер, Paradox Interactive, точно не пойдёт ва-банк — она до сих пор пускает корни в занятой нише. «Линейка» шведов на 2013-й сильна как никогда: аддон к Crusader Kings 2, Europa Universalis 4, East vs. West (с припиской A Hearts of Iron Game) и March of the Eagles (в девичестве — Napoleon Campaigns 2). Но сюрпризов здесь не будет.
Другой гранд, The Creative Assembly, несомненно, выпустит очередной коммерческий хит — голливудские красоты Rome 2 очаровывают с первого взгляда. Окажется ли она толковой стратегией — вопрос спорный, с этим у Total War давно проблемы. Рисковать британцы в любом случае не станут, чтобы не распугать фанатов. Кстати, команда, которая создает трёхмерный «Эадор», тоже действует осторожно — старается ничего не испортить.
Так что оригинальнее всего пока смотрится Divinity: Dragon Commander, эдакая фэнтезийная Total War с мощной системой дипломатии, воздушными боями и прямым управлением драконами. Лишь бы у Larian Studios всё получилось, ведь пообещала она многое, а опыта в жанре у неё нет никакого. Впрочем, рабочие версии игры выглядят хорошо. Скрестим пальцы.
1089 Прочтений • [Итоги-2012: На стратегическом фронте без перемен] [04.01.2013] [Комментариев: 0]