Я не большой любитель глобально рассуждать об итогах уходящего игрового года. Одно дело – традиционное январское голосование: хиты всегда на виду, названия еще не выветрились из памяти. Совсем другое – собрать большой оценочный материал, не скатываясь в сухое перечисление и составление списков. Мне больше по душе маленькие темы, но, к сожалению, я сразу наступил на больную мозоль.
Мысль эта едва ощутимо тревожила меня еще в позапрошлом году. Весной нехорошие признаки начали проявлять себя все сильнее, и в итоге сейчас я сижу и расписываю невеселую картину «Как и на чем мы гоняли в 2012-м на РС». Аркадные гонки сегодня напоминают мне о тех временах, когда адвенчуры называли вымирающим жанром. Здесь все то же самое – скучные проекты, использующие удачные идеи предшественников, а вместо опостылевших пазлов типа «пятнашек» — однообразные суперкары.
За 12 месяцев – всего три хоть и крупные, но одинаково невыдающиеся игры. Причем крупные скорее по именам, а не по содержанию. Из этой троицы наиболее интересно выглядела Ridge Racer Unbounded, но нам подсунули простенький клон Split/Second. О DiRT Showdown и зачем-то возрожденной NFS: Most Wanted говорить нечего – пресные конвейерные продукты вызывают уже не агрессию, а равнодушие, как при появлении назойливой рекламы во время фильма (сюда же можно отнести немецкий сериал Crash Time – в 2012-м вышли аж две его части).
«Второй эшелон» мне вспоминать приятнее – все-таки туда попали игры, которые могли бы «выстрелить». Правда, их всего две: Gas Guzzlers с чудовищно затянутой «карьерой» и завышенной сложностью и Euro Truck Simulator 2, хорошо принятая игроками, вероятно, от безвыходности – дальнобойщики нынче не у дел (кстати, проект прошел отсев Steam Greenlight – быть может, это позволит SCS Software активнее и серьезнее взяться за доработку).
Короче говоря, конец света в масштабных аркадных гонках уже наступил. У игрока, разбирающегося в жанре, в принципе нет выбора. На моем винчестере обжились и припеваючи поживают обе Test Drive Unlimited, Burnout Paradise, Driver: San Francisco – ветеранам попросту некого бояться. Ей-богу, если бы Electronic Arts просто переиздала Porsche Unleashed с обновленной графикой, добавив последние модели автоконцерна и ничего не поменяв в концепции (никакого «кетчупа», пожалуйста!), – это была бы бомба.
Быть может, в начале следующего сезона мои воспоминания о 2012-м станут менее тусклыми – я успел повертеть в руках коробку с консольной Forza Horizon, но, к сожалению, близкому знакомству с ней помешало Великое переселение пикселей. Ну а вообще не очень похоже, что в ближайшее время произойдут приятные изменения, а уж о том, чтобы гоночная аркада попала в список блокбастеров года, я даже не мечтаю. Нас наверняка ждет очередная NFS; любители погонять в онлайне займутся парочкой новых TrackMania2; надеюсь, что-нибудь получится у GRID 2 (хотя внутренний голос зудит и зудит…) и «кикстартерской» Carmageddon: Reincarnation. Судя по августовской Death Rally, оживление классики – опасная авантюра.
В отличие от аркадных собратьев, симуляторы совсем ушли в подполье. Если F1 2012 и WRC 3 еще более-менее на слуху благодаря попыткам угодить и широким массам, и серьезным пилотам, то остальные напоминают секту, о которой говорят шепотом, в специальных местах по условленному паролю. Test Drive: Ferrari Racing Legends каким-то чудом добралась до РС в середине декабря, и то, что я успел увидеть, меня не порадовало: очень сжатая «карьера», слабый ИИ, невнятные повреждения… Game Stock Car 2012 заметили считанные энтузиасты; Assetto Corsa, rFactor 2 и GTR 3, заявленные на этот год, тихо переехали в 2013-й; примерно тогда же должны выйти C.A.R.S. и RaceRoom Racing Experience… Тем, кто не хочет связываться с бета-тестами, снова помогает Steam – совсем недавно в нем появились великие GT Legends и GTR 2.
Что касается увлечений, непосредственно не связанных с работой, то меня сильно захватили инди-игрушки, маленькими группами («по сто тысяч человек») прибывающие в Steam, — особенно FTL и Superbrothers. Другим выгодным вложением средств стала Crusader Kings 2 с аддонами – за небольшую сумму я получил десятки часов… мечтаний о том, как поиграю в эту игру на досуге. Надеюсь, после The Republic перейду к практическим занятиям – будет о чем рассказать вам через год!
P.S. Я не придумал, на какой «полочке» разместить F1 Race Stars (см. нашу недавнюю рецензию) – это лишь веселые «покатушки», и век их недолог. Впрочем, Codemasters в любом случае спасибо за такой нестандартный подарок — разработчики сейчас не рискуют делать даже вроде бы беспроигрышные подражания MicroMachines. Вот, может, Pressure не подкачает…