Играть в Miner Wars 2081 — все равно что читать специализированную техническую литературу по ремонту рудодобывающих машин в открытом космосе, до этого изучив в своей жизни только букварь и таблицу умножения. Какие-то слова знакомы, общий смысл повествования вроде бы ясен, но картина процесса в голове вырисовывается крайне расплывчатая. При этом начать чтение предлагается с середины, а в тексте иногда попадаются явные несуразицы и просто ошибки — доверять происходящему на экране после этого как-то перестаешь.
С места в забой
Новичка-шахтера быстро ставят на место. Например, игра никак не предупреждает о том, что корабль чинится автоматически, если в инвентаре есть нужный предмет. В итоге за первые минут 20, пока игрок тыкается в стены и в щенячьем восторге таранит врагов, запасы муфт и шурупов стремительно уменьшаются, и следующий чекпойнт оказывается непреодолимой преградой. Вы не ослышались, чекпойнт! Почему в игре про космос и свободу использована система чекпойнтов, не смог бы объяснить, наверное, даже Морган Фриман.
Ну, никто ведь и не ожидал от инди-игры о космических шахтерах легкого развлечения? Ключевые слова: шесть степеней свободы, открытый мир, торговля. Это все здесь действительно есть, но… Слово «но» — главный враг Miner Wars 2081. Шесть степеней свободы есть, но без реалистичной физики полета в безвоздушном пространстве. Разрушаемый бесшовный мир есть, но разрушаемый отнюдь не полностью. Система торговли есть, но лишенная здравого смысла — цены во всех секторах практически одинаковые и не меняются.
Миссии строго ведут по единственному пути, с которого не свернуть. Исследования и добыча ценных ресурсов оказываются не космической романтикой, а спасением от ежовых рукавиц искусственно созданного хардкора. От безумной сюжетной массы хочется держаться подальше: коммунистическая Россия, «рашен дженерал», ядерные, о господи, боеголовки, Четвертый рейх, артефакты пришельцев.
Космос в руке
Целевая аудитория игры уже порядочно сузилась, но это полбеды, ведь в нишевости самой по себе нет ничего плохого. Амбиции размером с космическую станцию — вот что плохо. MinerWars 2081 — первая игра чешских разработчиков из Keen Software House. Уже смекаете, да? Синдром «игры мечты» как он есть. Рвению чехов, ностальгирующих одновременно по Elite, Space Rangers и Descent, нет предела — помимо только что выпущенного продукта студия готовит еще и Miner Wars MMO. Простите, мне сложно сдержать смех.
И это далеко не все. Игра требует постоянного нахождения в интернете — пресловутый бесшовный мир находится на сервере. На сайте разработчиков предлагается купить чит-коды — всего за пять долларов. В конце концов, игра выглядит как Descent 3 (вышедший всего каких-то тринадцать лет назад) с подзаголовком «Enhanced Edition», но не стесняется постоянных проседаний кадровой частоты ниже 10 и вылетов на рабочий стол.
«Упорное срезание углов в погоне за мечтой» — если бы Miner Wars 2081 продавалась в коробках, на них стоило бы это написать. Есть кооператив, но количество доступных по ходу игры ресурсов в нем не изменяется: игра вдвоем означает лишь удвоенное время, проведенное за фрустрирующей добычей руды. Есть чудовищно неудобный редактор. Более тридцати «эпических миссий», эпичность которых несколько подорвана «рашен мазершипами» с надписями «Оур греат леадер!».
***
Miner Wars 2081 — подбитый и потерявший ориентацию в пространстве кораблик, тщетно пытающийся стабилизировать свое положение и понять, куда лететь. Загрузочный экран извиняется: «Долгое время загрузки игры — результат полной разрушаемости огромного уникального мира». Да, понимаю. Приходите на пересдачу.