Наверное, все слышали хохму про кинозлодеев, которые, вместо того чтобы бежать из горящего здания, начинают стрелять (кстати, привет Max Payne 3). В Battlefield 3: Aftermath «классическая» концепция достигла кульминации. После землетрясения Тегеран и его окрестности оказались в руинах. Российских и американских генералов такая «мелочь» не смутила – земля под ногами ходит ходуном, а разрозненные отряды уже вовсю гоняют друг друга. И ведь, несмотря на очевидный абсурд происходящего, получилось великолепно!
Свежая кровь
Aftermath вообще не боится удивлять. Это жгучая смесь противоположных по духу Back to Karkand и Close Quarters, где каждый найдет себе занятие по душе (за исключением летчиков-истребителей – ВВС представлены лишь вертолетами). Танкисты опасливо патрулируют улицы со вздыбившимся асфальтом, схоронившиеся на крышах и балконах снайперы поджидают случайных прохожих, между грудами мусора снуют любители ближнего боя с дробовиками и пистолетами-пулеметами…
Полуразрушенные высотки напомнили мне о Spec Ops: The Line. Там фундаментом была история, здесь – геймплей. DICE опять доказала, что выпускаемые ей DLC не идут ни в какое сравнение с бессмысленными «коллекциями» для Modern Warfare 3. Четыре карты – чертовски мало, но качество важнее количества. Трудно забыть живописные и пугающие панорамы искалеченного стихией мегаполиса. Еще больше впечатляет разнообразие тактических ситуаций. Открытые пространства постоянно чередуются с узкими «коридорами смерти». Нас нарочно вышвыривают за границы «зоны комфорта», заставляя отчаянно шевелить извилинами. Не ради победы, нет – ради того, чтобы сохранить собственную шкуру.
Выживание любой ценой – центральная идея Aftermath. Микроавтобус с приваренными листами брони и пулеметом будто прибыл из мира «Безумного Макса» (или недавней Ravaged). Главным калибром управляет водитель, пассажиры вносят свой вклад, постреливая из окон и разбрасывая аптечки. Нужно понимать, что «Носорог» (так его прозвали бойцы) – это не серийный БТР с высоким уровнем безопасности. Опытный боец прикончит сидящего за рулем смельчака, оставив машину невредимой. «Феникс» (модернизированный M1114 HMMVW) и «Барсук» (на базе ГАЗ-3937 «Водник») уже похожи на нормальную военную технику. Автоматический гранатомет обязательно пригодится на передовой, но прежде чем ехать, убедитесь, что в башнях кто-то есть.
Арбалет в роли «крутой пушки» – не такая уж дикая идея, ведь с его помощью действительно можно проделать дырку в стандартном кевларовом бронежилете. В отличие от пули, воздействие стрелы правильнее сравнивать с сильным ударом ножом, от которого защитят лишь дополнительно укрепленные модели (т.н. «stab proof»).
В арсенале всего одна новинка. Я могу назвать с десяток известных «стволов», отсутствующих в Battlefield 3, от любимой массами винтовки FN FAL и до автоматического дробовика AA-12, который гарантированно нокаутирует баланс. Другой вопрос: так ли они нужны? Выбор и без того богатый, поэтому разработчики добавили кое-что экспериментальное. Сделанный из сломанной М417 арбалет – мощное и эффективное оружие, мгновенно отправляющее врага на тот свет. А что если заменить стандартный наконечник зарядом С4? С такой штукой даже на «стального хищника» не страшно пойти. Впрочем, осторожные люди предпочтут детектор движения или раздобудут специальные дальнобойные болты, практически не подверженные закону всемирного тяготения.
Диковинные кустарные устройства идеально сочетаются с режимом «Scavenger» («Мусорщик» в локализованной версии). Как и в «Gun Master», игрок начинает путь к славе с пистолетом в руке. Однако на сей раз более совершенное оружие не падает с неба – его предстоит найти прямо на поле боя, что роднит игру с «ареношутерами» (Quake 3, Unreal Tournament 3, Nexuiz и т.д.). В остальном, тут все та же извечная борьба за флаги – только патроны улетают быстрее.
Тектоническая война
Aftermath – лучшее дополнение к Battlefield 3. У карт есть своя «пехотная» специфика, но по совокупности ощущений они заметно превосходят все виденное ранее. Интересно, что предложит End Game?