Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть, что мешает PlanetSide 2 стать по-настоящему успешной игрой. Слабая графика, крутая кривая обучения, и главное – глубина. В основе ремейка культового шутера по-прежнему лежат идеи, бесконечно далеко по нынешним меркам выходящие за рамки «целься-стреляй».
Осторожно, здесь ступенька
Осознать размах игры в полной мере, особенно на первых минутах, действительно непросто. Без всяких брифингов, сразу же после выбора понравившегося альянса (Terran Republic – «красная армия» межзвездного тоталитарного режима, New Conglomerate – лихие наемники с большими пушками и рок-н-рольным саундтреком, Vanu Sovereignty – любители прогресса и энергетического оружия) она выбрасывает игрока на случайное поле боя, где тот тут же ловит снайперскую пулю и попадает в дебри многосложных меню. Ощущения – как у младенца-подкидыша: одновременно и страшно, и любопытно, и подгузник пора бы сменить.
В этом игра не сильно отличается от первой PlanetSide, увидевшей свет почти десять лет назад. Та тоже не церемонилась с игроком, и тоже была на тогдашнем рынке несколько не к месту. Представьте, что в Battlefield добавили немного Tribes, повысили порог вхождения до уровня DwarfFortress, а затем вывели в ММО-формат – и все это в 2003 году. Неудивительно, что количество подписчиков, добравшись до пика в 75 тысяч человек через несколько месяцев после релиза, и выше не поднималось уже никогда. Тем не менее, попытка была засчитана: игра была тепло встречена прессой и в узких геймерских кругах получила статус культовой.
Back in black
Возвращаемся в наши дни: free2play уже прошагал по планете, а домашний интернет стал значительно качественнее. Как тут не подумать о продолжении? Нужно отдать должное Sony Online Entertainment – вторая часть осталась верна своим корням. PlanetSide 2 настолько же далека от развлечения на пару часов, насколько планета Auraxis далека от Земли. По-настоящему игра начинается, когда вы вступаете в ряды одного из Outfit’ов – здешнего аналога гильдий. Только после этого у вас появятся и боевые товарищи, и четкие указания начальства, и вообще осмысленность действий.
На месте три гигантских континента, битвы с участием тысяч игроков, сплетающиеся в глобальную войну – с тяжелой техникой, авиацией, коридорными боями внутри баз и калейдоскопическим многообразием боевых ситуаций, вырастающим на этой смеси.
Несмотря на внушительные размеры игровых континентов, исследование мира в PlanetSide 2 практически отсутстует: у холмов, низин, баз и прочих объектов здесь всего одно назначение – обеспечить условия для интересных сражений. Лобовые танковые атаки под прикрытием пехоты, и методичные вылеты авиации для бомбардировки позиций врага, и скрытные вылазки – вариантов масса.
Война – дорогое удовольствие?
Во всем этом поможет здоровенный арсенал, из которого в начале игры доступен лишь необходимым минимум. Если вдруг захочется всего и сразу, Sony Online Entertainment быстро приведет в чувство: новая винтовка в магазине стоит аж 7 реальных долларов. Но, во-первых, практически все экземпляры оружия, выставленные на продажу, являются т.н. “sidegrades” – например, они чем-то лучше стандартной экипировки в скорости стрельбы, но в то же время наносят меньше урона. Во-вторых, если втянуться в процесс и регулярно участвовать в вечерних боях, то очки для покупки новых видов вооружения будут появляться сами собой (хотя, надо признать, не так уж быстро), а потом вам и самим захочется потратить несколько долларов на приглянувшийся скин или покраску оружия в другой цвет. Наконец, продвижение по дереву апгрейдов, открывание новых модулей, брони, видов оружия для своего бойца или управляемой им техники, влияет на игру ровно настолько, чтобы создавать ощущение прогресса. На деле зеленый новичок может в первую же минуту игры сесть за штурвал тяжелого танка или, к примеру, десантного летательного аппарата, ощетинившегося пушками и способного перебрасывать дюжину бойцов за раз. Но здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – PlanetSide 2, как и ее предшественница, предлагает игроку огромный выбор военных специализаций, прогресс в которых зависит скорее от навыков игрока, чем от «абилок» его персонажа – и каждую из них можно постигать неделями. В противном случае тяжелый танк может проиграть дуэль даже пехотинцу, а летающая штуковина – нелепо и унизительно разбиться прямо за забором летного поля (написано на основе реальных событий).
Для полноценного понимания всего происходящего вокруг внутри-игровой помощи совершенно недостаточно. Придется просмотреть пару десятков обучающих видео на YouTube и навестить вики-сайт, посвященный игре – я не шутил, когда упоминал знаменитую своей сложностью для освоения DwarfFortress. Ни один другой шутер или MMO не встречают так новых игроков (не считая EVE Online, конечно). Добавим сюда немалое количество багов – традиционную болезнь молодых MMO-игр. Хорошо еще, что за набитые в процессе познания игры шишки и синяки заплатить придется лишь собственным временем.
***
Впрочем, баги и трудности с обучением не отменяют того, что PlanetSide 2 – яркая и уникальная игра, предельно хардкорный MMO-шутер, над которым Sony Online Entertainment потрудилась (и продолжает трудиться) на славу. Шутер, который по-прежнему является не лучшей даже, а уникальной возможностью ощутить себя участником по-настоящему масштабной битвы, созданной не через хитроумные декорации вокруг пары дюжин туристов, а благодаря амбициозным идеям и изяществу игровых правил.