До выхода новых игр от Тима Шефера, Бенуа Сокаля, Джейн Дженсен, Эла Лоу и авторов Текса Мерфи большие квесты будут пребывать все в том же полуобморочном состоянии, между жизнью, смертью или несколько унизительной ссылкой в инди-подполье. Может быть, именно поэтому сегодня в них так часто говорят о смерти, ходячих мертвецах и призраках? Хорошо, по крайней мере, что некоторые делают это с улыбкой.
Студия DECK13 Interactive выделяется среди прочих немецких разработчиков, регулярно снабжающих нас point&click-новинками, тем, что выпускает не только квесты (вспомните серию Ankh и Jack Keane), но и большие ролевые игры (Venetica, скоро еще будет Blood Knights) — причем, зачастую, на одном и том же движке. Судя по их предпоследнему на сегодняшний день квесту Haunted (продолжение Jack Kean пока вышло только в Германии), уделить достаточно времени и ресурсов каждому проекту не получается, но и ниже определенной планки ветераны не опускаются.
Призраки викторианской эпохи
Haunted — прямой наследник Ghost Pirates of Vooju Island, даром что действие разворачивается не на пиратском острове, а в викторианском Лондоне. Здесь тоже есть призраки со сверхъестественными способностями (и да, один из них — пират!), позволяющими им решать те или иные игровые задачи. Только в отличие от творения Билла Тиллера, в Haunted мы играем за вполне еще живую девушку Мари, которая может видеть фантомов и постепенно собирает из них целую команду помощников. Повод для этого — печальнее некуда. Сестра Мари, погибшая несколько лет назад, является девушке во сне и просит о помощи. Без призраков добраться до мертвой родственницы и узнать, что ей нужно, не получится, заодно они помогут Мари избавиться от назойливого внимания одной коварной профессорши и ее подручного: те хотят зарубить нашу героиню топором и переработать фантомов на энергию для своих коварных экспериментов.
Несмотря на достаточно мрачную фабулу, перед нами юмористический квест. В целом не такой смешной, как тот же Jack Keane, но местами вполне забавный. Основной «фан», конечно, обеспечивают призраки. Первым Мари встречает гоблина в пиратской треуголке, который любит рассказывать о своих мнимых морских подвигах. Затем мы встретим призрак большого туповатого шотландского воина в соответствующей юбке, который все время пытается убить какого-нибудь англичанина, но до смерти боится поезда. Следом к Мари присоединятся призрачный Конфуций, быстро сводящий с ума всех своими философскими цитатами, русалка, священник и даже волк. Все они периодически поругиваются и подкалывают друг друга.
Дают повод улыбнуться и злодеи: профессорша напоминает строгую учительницу-перфекционистку, но не прочь при этом посмеяться над своим помощником, а тот, кажется, страдает раздвоением личности и называет себя мистером Хайдом.
Твой персональный Конфуций
В том же духе разворачивается и сам игровой процесс: Мари дает гоблину понюхать виски, чтобы тот в пьяном виде согласился прокатиться на вагонетке и воспарить если не в небо, то хотя бы в нужную нам стену второго этажа. Сажает Конфуция в бочку — видимо, чтобы прочувствовал, каково было его коллеге, Диогену. Применяет морковку на почтенного юриста и даже рядит курицу под павлина, чтобы петух-нимфоман среагировал на яркий хвост и освободил нам дорогу.
Наконец, она творчески использует умения помощников-призраков, на чем, собственно, и строится вся игра. Гоблин может доставать из огня и электрического поля предметы, шотландец умеет поднимать тяжести, Конфуций способен прятаться. А благодаря знакомству с волком, Мари сможет и сама превращаться в серого разбойника.
Призрак квеста
Проблема Haunted в том, что «призрачные» чудеса здесь полностью заменили головоломки. Каких-то пазллов, заставляющих варить котелком, нет вовсе. Только обычные упражнения с предметами, прочесывание активных точек, которые, как всегда у немцев, можно подсветить, да «призрачные» чудеса из кармана Мари.
Бедная девушка при этом, зачастую, и сама толком не понимает, зачем она что-то делает и тащит все подряд в карман. Залепила цементом пушку, та упала и потопила корабль? Ой, а я не думала, что так получится. Видимо, чтобы Мари не задавала лишних вопросов, ее постоянно гоняют взад-вперед и заставляют многократно повторять одни и те же действия. Несколько раз отправить кондуктора, страдающего амнезий, проверять билеты, постоянно бегать к одному цыгану, чтобы переключить время суток, два или три раза подряд выбрать одну и ту же реплику в диалоге — за всем этим игра из забавных приключений периодически превращается в нудную рутину.
Не говоря уже о том, что по уровню юмора и харизмы Haunted максимум сравнится с теми же Ghost Pirates of Vooju Island. Здесь можно улыбнуться, но совершенно не хочется падать со стула от смеха и раздирать игру на цитаты, как это было в случае с недавними Chaos on Deponia и Edna and Harvey: Harvey's New Eyes.
* * *
Удивительное и необъяснимое явление: point&click-приключения родом из Германии продолжают посещать наши голубые экраны, несмотря на прогнозы, разговоры про фатальный кризис в жанре и банкротство родных издателей. И если раньше само словосочетание «немецкий квест» внушало скорее опасение, то после The Whispered World, The Book of Unwritten Tales и той же Deponia, отношение к ним заметно изменилось. Haunted при всем желании не поставишь в один ряд с этими играми: здесь есть интересные решения и необычные возможности, но очень мало поводов по настоящему включить мозги. И все же ценителям квестов посмотреть ее стоит: кампания Мари и веселых призраков вполне может скрасить темный зимний вечер, хотя он и не закончится пылкими признаниями в любви.
1018 Прочтений • [Рецензия на Haunted] [11.12.2012] [Комментариев: 0]