Вначале, как это у нас принято - о погоде. И все равно - кто о чем, а я - об Fallout, и все эти снежные бури, имевшие место, натолкнули меня вот на что: Fallout по идее должен выглядеть именно так, как выглядела Москва несколько дней назад (или неделю, чертово время, не могу уследить за ним никак), а не как тепленькая уютная пустыня. Первое, что пришло в голову, когда я впервые попал в злую метель - "ядерная зима...". А где ядерная зима, там и Fallout 1-2, да и 3. Очередное сообщение тут, кстати, пришло по каналам международных информационных агентств на тему 3-го Фоллаута. Это явно должно было случиться, в свете популярных слухов о неназванных пока проектах Black Isle и о том, что один из них - массивный и мультиплеерный. Как тут не достать из загашника запылившуюся горячую новость про Fallout 3. удивительно только, что вспомнили об этом только на одном сайте, да и то французском. Третий Фол вообще, можно сказать, был звездой эфира в далеком 99-м, сразу практически после выхода 2-го. То и дело объявлялась его неминуемая разработка. В 2000-м он поддерживал свою популярность сообщениями о наоборот, зверском прекращении работ над собой. По тому, сколько раз его прекращали разрабатывать, могло показаться, что... Не знаю, что, но это было смешно. В последний (я надеюсь) раз его торжественно прекратили разрабатывать на соседском сайте Travel, Ltd. буквально на днях.
Вот, и, значится, пришел 2001, и 3-му Фолу пришла пора в очередной раз сменить амплуа, и, видимо, в этом году он будет выступать в качестве разрабатываемой тайком MMORPG. Что удачно дает ему поле для выступлений и в 2002, в роли периодически прекращаемой разрабатываться MMORPG. А к 2003-му посмотрим еще, какие будут тренды (которые у нас к тому времени будут вместо тенденций, как известно). В любом случае - Fallout вечен.
Мои цветистые коллеги уже на эту тему припомнили уже и крышки от унитазов какие-то, и Симсов, не к ночи будт помянуты. Но у них работа такая, красное словцо ногам покоя не дает. Аналитический раздел у них :) Насчет Fallout Online я с ними, в принципе, согласен, если отвлечься от того, что он уже практически существует, и он и есть, как мы поймем ниже, Fallout Tactics. А вот насчет того, что Tactics продастся тиражом больше миллиона копий... Готов биться об заклад на хромированный геймпад одного из авторов заметки, что до миллиона ему (Fallout Tactics'у) будет как до Пекина в неудобной позе, даже со всеми его expansion pack'ами и bonus level'ами. Не бывать такому, или я уже старый и глупый. Так, тут я допустил очередную оплошность. Поступило официальное исправление, упомянутый геймпад на самом деле позолоченный. Немедленно исправляюсь! :)
Еще кое-что я имею сказать про Fallout Online. Исходя из того, что с недавних пор мы рассуждаем не только о реалиях игростроения, но и об отвлеченных, идеальных условиях, рассмотрим, почему таковой Fallout им не нужен не с точки зрения финансовой успешности (а точнее, безуспешности), а с позиций концептуальных. А тогда потому, что у Interplay уже есть Fallout Tactics. Еще в далекие и прекрасные (как стало видно сегодня) времена первого и второго Fallout активно обсуждалась тема возможности мультиплеера в нем. Если не вдаваться в подробности, более - менее сошлись (я для себя сошелся, во всяком случае) как раз на том, что из себя представляет сегодня Tactics. Ну, кроме real time'ового режима боя, конечно, но это уже издержки популизма, которые обсуждать настолько же бессмысленно, как и природные явления. Подробности, в которые мы не вдаемся, и вправду существуют, честно, просто не хочется приводить их, затягивая и без того нудные рассуждения. Итого получается, что Fallout Tactics - это примерно Fallout Online минус затраты на поддержку дорогостоящих, падучих и вообще капризных серверов массивно-многопользовательского мира. Что освобождает Iplay от необходимости создавать какой-то там Fallout Online, который был бы, к тому же, жестоко отымет поклонниками серии как нарушающий все каноны.
Но вернемся к действительным проектам Black Isle. Маркетинговая, по официальной терминологии, политика, а по научной - слово, которое я здесь приводить не буду, привела к основательной путанице во всех этих играх, которые разрабатывает вся эта BIS. До недавнего времени титаническими усилиями нашего аналитического отдела на постоянной величине поддерживалась хотя бы информация о количестве находящихся в изготовлении проектов. Но, во-первых, и эту информацию наш аналитический отдел где-то посеял (серьезно, фиг чего найдешь на этом аналитическом винчестере), а во-вторых, и эта информация в предверии официальных анонсов была вся переколбашена и запутана окончательно. Предверие, кстати, длится уже не один месяц, тоже достали уже. А такое массированное запутывание перед тем, что должно теоретически внести ясность, перед официальными объявлениями, я имею в виду, говорит лишь об одном - объявлено будет что-то очень гадкое и идиотское. Будет ли это только супер консольная RPG для Playstation 2, или чего еще похлеще, нам знать неведомо. Но в такой ситуации понятна реакция того французского сайта, выразившаяся в непроизвольном всплытии массивного мультиплеерного Фаллаута. Потому что готовящуюся глупость чувствуют даже изнеженные европейцы. Конечно, это не будет Fallout MMORPG, но что-то это будет, по интерплеевской морде кирпичом же видно. Как бы там ни было, речь сейчас о другом. Во-первых, по данным последних запуток массивная онлайновая игра все-таки будет, при этом она будет Interplay'евская, но не Black Isle'вская. Каково, а? Если она будет именно RPG, то складывается просто душераздирающее зрелище. Мало того, что Interplay издает RPG своего подразделения, BIS, и не своего, Bioware (причем проекты первой до сих пор некоторые регулярно и упорно называют проектами второй, и наоборот), мало того, что есть еще полумифический и вообще странный Stonekeep 2, который, если когда-нибудь будет разрабатываться, то опять же где-то в Interplay, но при этом не в BIS, так еще и MMORPG, не-BIS. Если учесть, что это может быть MMO, но не RPG (неизвестно, кто), а может всего-навсего MORPG, но не M (aka Newerwinter Nights, уже Bioware), то, короче, хитрО, да? :) Добавьте сюда по вкусу Star Wars RPG простую, сингл, деланную Bioware, которую начнут путать со Star Wars MMORPG, деланную кем-то другим, а также то, что в списки неназванных проектов Black Isle маркетинговые мутанты включают то уже вполне названную Icewind Dale Heart of Winter, то опять же что-нибудь Bioware'ское, потому что BIS в проектах Bioware формально считается участвующей, и Вы поймете, зачем я говорил о злонамеренном запутывании. Конечно, все это рано или поздно прояснится (хотел было написать "вот-вот", но это "вот-вот" по этому поводу я пишу уже не первый месяц, и как бы не смотрится уже :), и эти вышеописанные включения мутантов пригодятся, чтобы отмазаться, когда окажется, что разрабатываемых проектов всего два, и один из них - Icewind Dale для Playstation. Это я условно, конечно. А пока что определенного от BIS у нас есть только одно - игра, над которой работает команда, ответственная за Torment, трехмерная, фэнтезийная, в оригинальной вселенной, система SPECIAL, пристегните, пожалуйста, ремни. И это по совместительству то, что как раз следует ждать, похоже. Одно "но" есть в сем проекте, это его super 3d super LithTech powered. Вы же поймите меня правильно, не против я технического прогресса. Но посмотрите на скриншоты от Summoner. Посмотрите с тем, чтобы понять, как будет выглядеть трехмерная фентезийная RPG от Black Isle. Я долго думал, как же проиллюстрировать свои стенания по поводу трехмерности, и тут как раз подвернулся Summoner, в точности показывает, что я себе представлял. Хорошо еще, если так, а не как Freedom Force. Сомнений в самой игре у меня не возникает, мы будем ее ждать и будем в нее играть, но вот внешность... Посмотрите на это и подумайте, а стоит ли оно Torment'a? Да хотя бы и древнего, в так не любимом никем режиме 640х480х256, Fallout'а? Внешность в нашем деле, конечно, не важна, но все-таки ее может хватить, чтобы разрушить игру, запросто. Разрушить - не в смысле, вообще, превратить в полный отстой, а как бы отнять одно из слагаемых совершенства, которое из себя представляют проекты BIS, и без одной из множества деталей совершенство может превратиться в просто неплохую игру. Как превратился Icewind Dale без оригинальности и сюжета (это две детали, правда).
Еще кое-что должно быть сказано по поводу кончины сайта Gamecenter. Я прекрасно понимаю, что нынче актуально по этому поводу выразить свое равнодушие, но я не стану. Я не постыжусь выразить свое. Согласен, про близкую кончину гейминга, каким мы его знаем, я в свое время загнул, будем все же позитивны. Но то, что он необратимо меняется, факт. И одна из верных примет этого - закрытие Gamecenter. Смерть единственного из стандартных игровых сайтов, к которому я питал какое-то уважение, уже нисколько не удивляет. Что-то в этом роде и должно происходить в подобных случаях. Если появление компьютерных игр было революцией, а у революции, как известно, два этапа, то с уходом Gamecenter можно уже попрощаться с романтическим периодом и поприветствовать период кровавой диктатуры. Жертвой которой станет осмысленность гейминга. Вопрос, за что я любил именно Gamecenter, я освещать не буду, потому что Вы меня все равно не поймете. Не из-за собственной непонятливости, а из-за моей неспособности объяснить, не подумайте, что я в Вас сомневаюсь. В общем, если кто впечатлился моим горем, можете ознакомиться со списком безвестных героев (а они все эти годы скрывали свои имена). Четыре с половиной года на ниве игровой журналистики. Покойся с миром, Gamecenter.
Я бы не звучал в связи с этим так характерно для себя в последнее время апокалиптично, если бы не тот факт, что Gamecenter скончался не сам по себе, а в противостоянии Gamespot'у. Не то, чтобы прямо в войне, но в результате выбора одного из двух. Потому как, если кто не в курсе, оба сайта принадлежали одной компании, и еще когда только эта принадлежность случилось, стало ясно, что останется только один. Только вот я почему-то мучился вопросом, какой же именно, не знаю, что меня засталяло питать какие-то надежды в отношении Gamecenter. Наивность, надо полагать. В общем, готовая и наглядная тенденция: Gamespot vs Gamecenter, побеждает Gamespot. И это, заметьте, не ночной кошмар, это реальность.
А вообще - кто-нибудь понимает, что происходит? В игровом мире? Это просто мое время прошло, или действительно игровое пространство превратилось в какую-то параллельную вселенную, в которой что-то происходит, что-то там идет своим чередом, но ухватить смысл происходящего невозможно, как во сне? Я читаю игровые новости подобно книге, в которой все буквы - знакомые, даже сложены в обычные известные слова, но, собранные вместе, они почему-то не превращаются в текст, как можно было бы от них наивно ожидать, не обретают значения. Довольно неприятное ощущение, должен сказать, это вот парение посреди Непонятного. Быть может, игростроение уже достаточно развилось, чтобы охватить его было не под силу простому смертному, и отныне ныряющего в его глубины не ждет ничего, кроме бесславной гибели, и настала пора скакать по поверхности как камешкам, пущенным умелой рукой, хватать, что лежит поближе и ускакивать дальше, навстречу знатно отрендеренному закату? Но я так не умею, я глубоководный зверь. Не по годам мне, скакать-то. Интересный, кстати, концепт, как когда-то давным - давно на нашей планете обитателям океанов пришлось выбраться на сушу, с тем, чтобы в глубинах, бывших некогда их домом, лишь изредка мочить лапки, так, что ли, и нам, в процессе, так сказать, эволюции? Только тогда морские чудища так поступили из-за того, что океаны мелели, а не наоборот. Интересно...
Зато я теперь понимаю и сочувствую тем, кого раньше понять не мог, ньюсмейкерам и прочим деятелям околоигровой нивы. Они ведь тоже общаются с Непонятным, для них игростроительные процессы всегда были параллельной вселенной, которую нельзя познать, а можно только потыкать пальцем в ее сторону. Это ж ведь они бедные, я в таком состоянии всего ничего, а уже теряю рассудок. А они - ничего, держатся молодцом и виду не подают. Вот где сила человеческого духа, а я разнылся, мол не пишется мне. Напрягусь и буду! У меня есть примеры для подражания - Люди, Которые не Сошли с Ума.