Приветствую. Пользуясь терминологией Карлсонов, продолжаем разговор. Для начала еще раз вернемся к RTS. Люди на Gamespy, точнее, всего один, прочтя (или прочитав) наше прошлое выступление на смерть RTS, решил вступиться за любимый жанр и выдать в ответ аж 10 супер - нововведений, преобразивших этот жанр. В доказательство, типа, противоположного. Ответный удар получился, прямо скажем, не ахтец. Все то, что я перечислил как смехотворные попытки, он отнес к инновациям, послужившим мощнейшему прогрессу игр жанра стенка на стенку. Перечислять не стану, желающие убедятся сами.
А если кто-то еще сомневается (хотя с чего бы? :) в том, что нас зачитывают на Gamespy и постоянно еще к тому же реагируют - позвольте представить десятку самых многообещающих MMORPG, как ответ на мои жалобы в прошлом выпуске на то, что я не в курсе.
А мы обратим взоры свои на экшены от первого лица. Жанр FPS у нас живехонек не меньше RPG. А если принять за FPS Deus Ex, так и вообще расцвел. Deus Ex в этом отношении вообще уродился удобной игрой, нужно нам положительное в RPG - пожалуйста, Deus Ex тут как тут, нужно оно в FPS - он снова здесь. Наши же шутеры от первого лица в прошлом годе выделились вот чем: Thief 2 опять же, Project IGI, и, возможно, даже и No One Lives Forever. Хм... Тоже ведь не так густо, как оно казалось. Хотя до того, как я попытался перечислить достойных, казалось, что жанр на всех парах несется к усложнению в хорошем смысле этого слова. Или, как это называют наши недалекие друзья американцы - к обрастанию элементами иных жанров. Вот, вроде и сами виновники так считают. Но мне следовало догадаться, что в наших нынешних непростых условиях "несется на всех парах к" как раз и означает наличие хотя бы пары удачных проектов. Чтобы хоть было видно, что не все еще потеряно. И этого жанр несомненно достиг, не отнять.
Более того, мы можем даже без серьезных потерь учесть, что основную массу, как по ассортименту, так и по продажам, занимают в прошлогоднем объеме обычные FPS, без закавык. Чего мы, кстати, не делали с RPG. Потому что последние жанр особенный, марать его не хочется и вообще. А с FPS - запросто. Вот, и даже с учетом этого, FPS вполне себе в порядке. А все почему? Довольно по тому же, о чем мы говорили применительно к RTS и Sacrifice, по закону Крупного Плана. FPS, как игры с наиболее возможным крупным планом, в восприятии себя человеком сильно опираются на внешние данные. Напомню - в отличие от стратегий, где экстерьер не играет такой роли, не из-за того, что у них другой Смысл, а просто из-за того, что все мелкое. Я это который раз напоминаю, чтобы показать, что моя мысль - не банальное "FPS должна быть красивой" (с последующим переходом в уже какие-то винтовые заморочки с интерполяциями и текстурированиями), а имеет под собой другую основу, концептуальную :) Соответственно, для ощущения новизны в FPS достаточно, грубо говоря, смены декораций. Того, что никак не помогает RTS. Для выживания FPS не критично появление там AI, функционального разнообразия элементов и чего бы там еще неплохо в RTS.
К тому же, у них на подмогу всегда есть мультиплеер, который Решает Проблемы подобно мужику из Pulp Fiction. То есть предоставляет игрокам самим разбираться с проблемой играбельности. У стратегий мультиплеер тоже есть, но, кроме великого или ужасного сами понимаете чего (начинается на Star...), он, по-моему, ничьих сердец не завоевал. То есть в многопользовательском применении с т.н. стратегиями тезис о том, что все они - суть одна и та же ужасно размножившаяся игра, подтверждается. А в FPS мультиплеерно вроде худо - бедно играется несколько экземпляров. Около 4-х :)
Еще один ньюанс состоит в том, что, подчиняясь принятой международной классификации, к этому жанру (в отличие от других), мы относим игры по техническому признаку - виду от первого лица, а не по тому, что там происходит. Из-за этого в FPS у нас попадают и аркадные шутеры типа квак, и тот же Deus Ex, и Project IGI, которые все - разные игры. И благодаря в том числе и этому жанр признается таким успешным.
А также мы относим к одному жанру по техническому признаку и экшены от третьего лица. И, переходя к ним, хочу сообщить: мне почему-то кажется, что жанром года (не по версии Skive, в смысле не из-за того, что мне понравилось, а фактически) стал именно TPS. Точнее, не обязательно S, наверное, TPA - Third Person Action. Не знаю, почему, но вот так мне кажется с высоты бесстрастного наблюдателя, что год прошел под их знаком. Все эти Rune'ы, Alice'ы, Hitman'ы, Giants, Вы только вспомните, мрак. Хм, вот, собственно, про главенствующий жанр года и все. Я в него и не играл почти :)
Чего в других жанрах происходило - мне неведомо. Про спортивные игры я тут осведомился у специалиста, который меня заверил, что со ними все было зашибись и год был для них отличный. Вот, довожу эту полезную информацию и до вашего сведения.
Еще мельком хотелось бы отметить усилившееся влияние турбореализма в играх. То есть того, что в игростроении называется реализмом, но к реалистичности фактически имеет довольно косвенное отношение. Хотя, конечно, имеет. Проявилось эта тенденция и в Hitman, и в Project IGI, не обошла стороной даже мой Deus Ex. Влияние турбореализма подтверждается, несмотря на небольшое количество пришедших мне навскидку в голову наименований, хотя бы его наличием в Игре года, причем сделанной не целиком по его принципам, но посчитавшей нужным в себе его содержать. Если я понятно выражаюсь :)
Чем еще был знаменателен прошлый год? На тему приставок говорить абсолютно даже уже и не хочется, чесслово. И не буду. Что еще... Бесславная кончина 3dfx, при всем моем отношении к трехмерному железу, тоже стала событием, имеющим отношение к игростроению. И, вопреки ожиданиям, вызвала у меня не злорадство, а, наоборот, какое-то противоестественное сожаление. В свое время, когда Nvidia только начинала продвигать свою Риву, она выглядела этаким партизаном, бедным, но перспективным, на фоне мощного и попсового 3dfx. К моменту же краха 3dfx, тупым уродливым монстром выглядела уже Nvidia, в то время как 3dfx исподволь (я и заметил-то это только после описываемого трабла) завоевал мое уважение честной (сравнительно с Nvidia, конечно) политикой.
Вот. На общее впечатление от года очень очень очень сильно повлияла вся эта кутерьма с SPS 2 и X-Box, но, как я уже сказал, сил моих нету.
А вот о чем действительно хотелось бы поговорить, это о планах "Тенденций" на будущее и причинах их заторможенного состояния в настоящем. Изначальное их назначение - честно и открыто говорить обо всем, касающемся игростроения. Это проще говоря. Потому что, написавши тут об их назначении не проще говоря, я понял, что этого не оцените даже вы, привыкшие к моим частым умственным несуразицам. И все вычеркнул. Так вот, это назначение явно придется оставить в прошлом. Ибо описывать такие тенденции и пропагандировать такое игростроение у меня, как у порядочного человека, нет не только никакого желания, но и никакой моральной возможности. Что-то надо с этим делать.Что именно, могу только предположить, это не обязательные опции, а лишь наброски возможных путей развития.
Вариант А. Заняться отслеживанием конкретных проектов, которые затрагивают хоть какие-то струны в огрубевшей душе сотрудников нашей редакции. И, возможно, наблюдать, как по мере выхода в свет эти проекты развеивают наши радужные ожидания, но это уже другой вопрос.
Вариант Б. Начать засталять себя играть в те игры, которые ранее не привлекали никак, но которые зато не затронула ржавчина пустоты, и в которых видна еще искра... Какая такая еще искра, божия, что ли? Сам не знаю, запутался. То есть играть в игры, которые не интересны, но в которые надо, да, "в эпоху гибели компьютерных игр как направления искусства гейминг становился тяжелой и не всегда приятной работой", как напишут позже в учебниках истории. Главное, чтобы хоть такие игры находили себе путь к игрокам, через мелких издателей ли (которых, впрочем, не останется), через Интернет ли, минуя издателей (в таком случае, впрочем, нам их тоже не увидеть), как бы то ни было.
Вариант Ц. Изменить свое отношение. Немного расслабиться, прикупить геймпад, с благодарностью принимать предлагаемые хиты и мерять ценность игр количеством денег, вбуханных в их разработку. Это, как ни парадоксально, будет больше соответствовать изначальной концепции тенденций - освещать общую картину в игростроении. Раз уж общая картина такова, то зачем писать против ветра? С интересом следить за утверждениями издателей и обыздательствовашихся разработчиков, что вот в этой игре они ставили целью to create immersive 3d world, а вот в этой зато - to provide to player the unique experience. Правда, для этого придется немного поглупеть, но уж с этим у вашей уважаемой редакции никогда проблем не было :) Даже, быть может, сходить в будущем на поклон в российскоре представительство фирмы Microsoft и сказать, что я сдаюсь в плен на условиях выдачи мне нахаляву X-Box'а... Правда, не то, чтобы я там кому-нибудь был нужен в этот плен... :)
Вариант Д. Попытаться, наконец, то, что давно собирался - набросать контуры игр, в которые сам бы с удовольствием поиграл. Или тех, которые бы сам сделал, что не подразумевает одно другого, навряд ли бы я с удовольствием играл в игру, сделанную мной :)
Вариант Е. Писать не о реальном игростроении, а о гипотетическом игростроении моего непрочного мира фантазий :) Не обращать внимание на происходящее в действительности, а описывать идеальную модель. При этом варианте "Тенденции" явно придется переименовать :)
Как видите, варианты не взаимоисключающие, они могут пересекаться и переплетаться и вообще. При этом они могут и не быть использованы нашим отделом планирования вовсе, как уже говорилось - наброски. Но это пока все, что я могу придумать, если у кого есть мудрый совет - можете себя не сдерживать :)
Напоследок вернемся ненадолго с небес на землю. Хоть весь игродельский пыл у игроделов и пропал одновременно с окончанием рождественской покупательской активности (какое совпадение надо же), и до сих пор не возобновился, кое-что все же уже случилось. Как-то под покровом незаметности Nikita изготовила свой Parkan Железная. Стратегия. Кстати, очень может быть, что и ничего. И выйдет он... 22 января + 9 дней, посчитайте сами, я как-то привык нормальную дату читать, а не арифметические гримасы пиара. А Акелла, напротив, не делая из этого никакой тайны, выпускает знатную стратегию Age of Sail 2, она же Век Парусников 2. Подробности - сами, мой бровсер не выдерживает тамошних изысков и с позором виснет. Вот интересно, в свете моих нападок на RTS, как оба этих проекта будут выглядеть?
Продолжая тему наших родных и близких разработчиков - Nival 31 января в 17 часов проводит чат с поклонниками. Ссылку даю не туда, где будет чат, а на информацию самого Nival'а, из соображений гигиены. В этой акции интересно то, что это, если мне не изменяет память, первое применение обычной для цивилизованных мест пратики в нашей стране. Чат с разработчиками я имею в виду. Что, в принципе, радует. А характерно для Рунета в этой акции то, что она, собственно, называется Акцией, проводится Совместно с кем-то там, ну, и Вы поняли, что я имею в виду. Будучи, как уже говорилось, обычным делом. Тем не менее, хочу вас призвать там всех поучаствовать и побазарить с Nival'ом, просто потому, что я их люблю :)
Продолжая тему родных и близких - читаю тут довольно уже давно на родном AG: "Толстый: Полноценной должности public relations coordinator тут в момент моего прихода не было " Если это намек, что теперь тут полноценная должность public relations coordinator будет, то AG начинает меня пугать :) Хотя он это делает уже не в первый раз, и ничего, смертельным этот испуг еще ни разу не был :)
Дедушка Сидмейер тем временем временно замочил, если так можно выразиться, проект Dinosaurs. Обещал к нему вернуться когда-нибудь, может быть. И это аккурат в тот момент, когдая заносил их, Dinosaurs, в список игр, на которые есть определенная надежда (из пункта А моей антикризисной программы, см. выше). Там, в этом списке, конечно, остается Civilization 3, но все равно симптоматично.
Покуда я тормозил, Gamecenter как раз подоспел со своими наградами за 2000 год. Ничего, в-общем, неожиданного и сверхъестественного, но я Gamecenter всегда любил, грешен, опять же, хоть игра года - не the Sims, как у Gamespot, а... Ааа! И у них the Sims! Не ходите туда, я передумал.