Во ты выпал, первый снег. Чевоо? Все-таки секретарше надиктовывать - контрпродуктивно. Буду по старинке, сам. Итак. Вот и выпал первый снег. Другое дело :) А с первым снегом, как известно, природа засыпает, а мысли человеческие, настраиваясь на меланхолический лад, обращаются к вечному, к богу даже у некоторых. Поэтому сегодня поговорим совсем немного об отношениях компьютерных игр и религии. Точнее, церкви как института, потому что отцы-основатели мировых религий, когда их сочиняли, навряд ли учитывали отношение к компьютерным играм. Давно потому что это было. Будем при этом иметь в виду конкретно христианство, как наиболее массовое явление на территории нашей страны. Церковь, которая у нас отделена от государства теоретически, как-то все равно подозрительно все время всплывает в связи со многими вопросами общественной жизни. То что-то благословляют, то что-то освящают, участвуют, в общем, в том, что никак религиозной нагрузки не несет. Хоть в последнее время православная горячка вроде и спала, но в таких делах ни в чем нельзя быть уверенным, и кто знает, чем оно может обернуться. Сам я атеист не воинствующий, потому с их религиозными концепциями не знаком. Интересно поэтому было узнать о позиции православной церкви по отношению к нашим игрушкам. А узнаем мы о ней вот отсюда. Интересное, оказывается, дело. По указанной выше причине пофигистического отношения к верованиям народов мира я и не подозревал, что церковь может иметь вообще какую-то позицию по вопросу нашей скромной области. Однако же - вот. Правда, если отбросить противное мне желание раздуть из фигни материал, то можно легко заметить, что по современным вопросам у церквей, во всяком случае христианских, православной там, или католической, нет и не предвидится какой-то официальной позиции. Ни по одному. Поэтому и не станем называть тему номера в духе "Русская православная церковь против компьютерных игр". Все, что мы имеем - это признание одного отдельно взятого иеромонаха (что бы это ни значило). Однако, в силу того, что это все-таки сайт pravoslavie.ru, а также того, что его мнение - единственное нам доступное из их компании, то его пока и примем для рассмотрения.
Первое, что мы заметим - что представитель церкви, видимо в целях сближения с паствой, не умеет правильно писать "-ться" и "-тся" на конце глаголов. Но это мелочные придирки, вызванные, вероятно, лишь тем, что я являюсь основателем общественного движения на эту тему, потому оставим. Тем более что уж если в game.exe себе позволяют авторы такое, то и вообще, можно сказать, норма. Итак, все начинается с того, что "Увлечение компьютерными играми опасно не только для православных". Если бы только для, то я бы, может, и не так волновался. Далее следует: "Особенно вредно оно для детей. Ребенок, часами просиживающий перед дисплеем, как правило, мало читает, его интересы сужаются до размеров экрана". Насчет этого, кстати, согласен. Могу только добавить, что также дети меньше читают от смотрения телевизора, прослушивания музыки, прогулок, игр со сверстниками и сна. Безобразие! А вот сентенция "Память у таких детей слабеет, они начинают хуже учится, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмары", право слово, похожа больше на детей, нюхающих клей. Только усыхания мозгов не хватает. Но церковь наша идет в ногу с прогрессом, и если в средние века усыхание мозгов еще казалось подходящим траблом от сексуальных отношений и что там еще в средние века было опасно для добрых христиан, то в наши дни уже не покатит. Пускай лучше дети просто становятся вялыми. Реклама шампуня что-то вспомнилась, типа: "От компьютерных игр Ваши дети становятся вялыми и безжизненными".
Однако далее следуют более обоснованные претензии, между прочим, и вполне заслуживающие рассмотрения. Как ни странно. А именно - "Они [игры] развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может". Мне не дано, конечно, понять, в чем это противоречит доктрине христианства. То есть проблема такая есть на самом деле, но в чем ее вредоносность? Это же игры. В те же самые условия нас помещает и библия, если уж на то пошло, но ведь игры, в отличие от нее, не претендуют на руководство к мировоззрению.
Вообще-то суть происходящего Адриан (Пашин) (у них так принято, у священников, видимо, типа как у некоторых геймеров в квадратных скобочках), а точнее - Анатолий (Берестов), по книге которого все формулировалось, уловил. Потому что утверждает, что "Современные игры открывают новый мир - мир "виртуальной (мнимой) реальности"". Но сам себе противоречит (это богословы вообще любят). Смотрите сами: с одной стороны - "...сильно упрощенный мир", а с другой уже "С точки зрения восприятия и переживания человека, этот мнимый мир настолько же реален, а по силе переживаний даже и более чувственен, чем существующий мир". То-то же, признали! :) И в этом-то, оказывается, и кроется главная опасность компьютерных игр с точки зрения церкви. В фантазии. Вот где диавол укрылся и поджидает. Человек-мечтатель, согласно православной концепции, обязательно превращается в психически больного. И не смотрите на меня так. Если убрать всякую геенну огненную, то об этом там и говорится. Все эти мечтатели, поэты да художники с музыкантами, леонарды с их вертолетами, томасы моры со своими утопиями, архитекторы, даром что с соборами, колумбы с их индиями, джорданы бруны с их бесконечными вселенными, чтоб им пусто было, вот кто психи несчастные, оказывается, через свою психическую заболеваемость ввергающие души свои во власть нечистого.
Короче говоря, завершающим ударом по несчастным играм призвана стать убойная цитата из Нила Синайского (без скобочек на этот раз): "В том и состоит вся брань души, чтобы не удалить ум от Бога, не останавливаться и не соглашаться с нечистыми помыслами и не обращать внимания на то, что изображает в сердце этот достойный всякого порицания древний смертоносец - диавол". Неопровержимый довод, Вы не находите? Прям про игры.
Есть, правда, у нас на это и не только эмоциональные возражения. Одно даже чисто практическое. Если бы игры были орудием дьявола для закабаления несчастных душ, то стал бы разве он так геморроиться со всеми этими технологиями, с натужным ростом возможностей компьютеров и с нерадивостью некоторых разработчиков? Нет, он наверняка сразу бы сделал так, чтобы виртуальная реальность предстала перед нами во всем своем блеске, заманчивая вся такая, а не заставляла нас проливать ночами слезы над отчаянно тормозящими железками, кривой графикой и сюжетами из детского утренника.
Не исключена, правда, вероятность, что я возвожу на нашу (в смысле российскую) церковь напраслину. Вопрос-то был задан человеку как? "Мой сын увлекся компьютерными играми. Объясните, пожалуйста, почему православному человеку не следует этим заниматься. Спасибо". Заметьте, не "Следует ли этим заниматься православному человеку?", на что можно уже ответить там "Нет", или "Да", а только "Почему нет?". Отвечающему, следовательно, ничего не остается, как покорно выдумывать, почему, собственно, православному человеку не следует. Быть может, если бы взволнованная мать (интересно, почему мне кажется, что это спросил не отец?), попросила объяснить, почему ее сыну следует увлекаться этим, то Адриан (Пашин) с неменьшим жаром объяснил бы, как они (игры) благотворны и благолепны (или как там у них говорят). Тем более, что глядя на кандидата физико-математических наук, сидящего перед явно не 15" монитором, с трудом верится в его столь негативное отношение к компьютерным играм, будь он хоть трижды иеромонах.
Сказать по правде, я пытался изобразить глубокий подход и выяснить отношение представителей других конфессий, а в случае удачи этого порыва - и других религий, к компьютерным играм. В чем нисколько не преуспел, не найти ничего в этом вашем интеренете.
Еще сегодня хотелось бы упомянуть об одной игрушке, про которую все давно знают, но почему-то в основном молчат. Не то, чтобы совсем уж окружили заговором молчания, но для отечественной РПГ (РПГ ли?), да еще в столь необычной для этого жанра среде - пиратской, да еще во вроде бы полноценном 3D (по мне - так хоть 4, но я понимаю чаяния, не какой-нибудь там далекий от народа!), шуму на удивление мало. Речь идет, конечно же, о Sea Dogs, в девичестве - то ли Pirates, то ли Corsairs, сейчас точно и не упомню, изготовляемой Акеллой. Это тем более удивительно, что Bethesda (тамошний издатель) сравнивает эту игру со своим Daggerfall'ом. Точнее, не сравнивает, а утверждает, что очень похоже. Будем надеяться, что не багами. Ха-ха, как остроумно :) После ознакомления с доступными простым смертным материалами, я так и не понял, что там, собственно, будет раскачиваться, наш персонаж или его корабль, так же, как и не понял, кто из них там будет приключаться. Как бы то ни было, игра ушла у них на золото, у нас, правда, еще не нашла издателя, и, создается ощущение, что не очень то и стремится. И то, что она меня не впечатляет - неправильно, потому что продукт российский и интересно задуманный. Нужно как-то приглядеться повнимательнее, просто непривлекательная для меня лично пиратская тема мешала до сих пор оценить все достоинства проекта. То, что продают ее там за 40 $ (и это еще до релиза, дальше может быть и дешевле), наводит на некоторые подозрения; с другой стороны - не за 20, так что не все так плохо.
Более позднее дополнение. Конечно, как выяснилось, все нормальные люди давно в курсе, что Корсары (русское название игры) будут издаваться 1C. Спасибо ГаММеР'у. Не за это, но за то, что просветил меня, тормознутого. И хорошо, что 1С.
А вот Sacrifice че-то того, немножко розачеравал...
А мыше для макинтоша тем временем собираются добавить вторую кнопку. Это, должен сказать, шок. Это вам не очередная серия "GeForce 2 GTS против GeForce 2 Pro, захватывающее сражение", это хардверная революция! Есть над чем пораздумать до нашего следующего выпуска.
682 Прочтений • [11 ноября 2000 года: Игры и религия] [07.12.2012] [Комментариев: 0]