Приветствую Вас. Просто не могу не начать сегодня с праздника, который среди всевозможных красных дней календаря стоит особняком. Соответствие тематике данных страниц не играет никакой роли. Вчера, 9 мая, была очередная годовщина окончания Второй Мировой. Дня, в который наши с Вами соотечественники спасли человечество. Грустно, что сегодня, почти на исходе века, мы равнодушно взираем, как снова посреди Европы фашисты занимаются любимым делом.
Поначалу я было собрался сегодня рассмотреть игры, основанные на событиях Второй Мировой, но вовремя осознал, что худшей темы в такой день придумать невозможно. И напишу не об этом.
Переосмысливая наболтанное мною тут за отчетный период времени, я пригляделся повнимательнее к первой заметке, гласившей о неизбежности трансформации компьютерных игр в подобие спортивного шоу. Но подобная перспектива ведь светит пожалуй лишь ограниченной категории игр, хотя и растущей день ото дня. Эта категория не поддается точной формулировке, но ее характерными признаками я бы назвал некую аркадность, упор на зрелищность (что, не в обиду никому будет замечено, чаще всего идет в ущерб осмысленности и глубине), этакая приставочность, если Вы понимаете, что я имею в виду. А что же ожидает иные игры? Те, которые нацелены не на периферическую нервную систему, а на центральную? Самые затягивающие и грамотные, колоссов компьютерного игростроения, колоссов не по объемам продаж, а по своему фактическому превосходству? Здесь необходимо отметить, что под будущим игр я понимаю не какой-то срок, а момент, когда изменится их позиционирование в обществе. Произойдет это неизбежно, как когда-то произошло с музыкой, живописью, позже - с театром, а не так давно - и с кинематографом.
Итак, что же произойдет тогда с играми, не подходящими по формату для спортивных состязаний? Вероятно, это самое и произойдет - они обязаны стать предметом... искусства что ли. Или объектом культуры. Я не настолько прозорлив, чтобы точно сформулировать их будущие ипостаси. Но то, что это будет нечто большее, чем развлечение, сомнений не вызывает. Естественно, это будет нечто иное, чем аналог существующих ныне культурных проявлений - тех же самых живописи, музыки, литературы и тому подобных. Не будет это и простой компиляцией всего вышеперечисленного, помноженной на пресловутую интерактивность. Хотя интерактивность как фактор играет огромную психологическую роль, и возможно мы еще вернемся к этой теме, чтобы сиять заставить заново это величественное слово.
Кстати, именно предстоящим выходом игр на общественно значимый уровень мы ловко обусловим следующую наметившуюся тенденцию компьютерного игростроения. Тенденцию к разделению игр не по жанрам, а по сути, если хотите. Или по целевой аудитории. Или по коммерческой заряженности. Покуда игры не являлись общепризнанным культурным явлением, никакого разделения на ширпотреб и на высокое искусство в этой области и не происходило. Я не имею в виду под ширпотребом отстой, сделанный левой ногой. Он (ширпотреб) тоже должен быть выполнен на высочайшем уровне. Так вот. Сама по себе сфера компьютерных игр являлась чем-то не то, чтобы альтернативным, но все же эксклюзивным достоянием довольно тесного круга геймеров. С расширением сферы влияния игр в области индустрии развлечений вполне естественным будет расслоение, которого до сих пор не наблюдалось. Не желая никого задеть, все же сформулирую это расслоение следующим образом: игры для ценителей и игры для всех. Ничего обидного в определении "для всех" нет. Просто некоторые отщепенцы вроде меня равнодушно относятся к продуктам массового назначения, не обвиняя тех, кто их поглощает. Ладно, речь не об этом. Лучше приведем пример. Небезызвестный Tomb Raider создавался в то время, когда игры еще до конца не вырвались на просторы мейнстрима и поэтому был просто отличной компьютерной игрой. Но времена менялись, мы увидели вторую часть, затем третью и на наших глазах TR превратился в игру, сделанную на спрос, а не по творческим позывам, в игру для массовой аудитории, и, короче, в нее теперь играются только дебилы, насмотревшиеся рекламы по телевизору. Интересный факт - каждый из трех TR продался в количестве 5 млн. экземпляров, в сумме - около 15 млн (!). Можно еще припомнить Diablo. Но, разделение на "коммерческие" и "настоящие" игры вовсе не соответствует простому разделению по тиражам, при котором "шлягер" продается миллионами, а игра для ценителей - скромными тиражами. Наоборот, все мои надежды на будущее компьютерных игр основываются на фактах, когда действительно "настоящая" Игра находит свой путь к сердцам всех слоев геймеров. Примером тому является... как Вы догадались? :) Fallout. Вторая серия которого оказалась отнюдь не зашибанием денег по накатанной колее. Также, я надеюсь, как и третья. Приверженцы всех жанров, апологеты всех направлений отдали несколько дней своей тяжелой жизни этой игре. И ни у кого не поднимется язык назвать Fallout попсой. Либо это последний всплеск коллективного разума настоящих геймеров, либо это тенденция, свидетельствующая о том, что блестящий, но все же мутноватый поток попсы не затопит наши сидиромы.
Отдельным особняком в этой ситуации стоит великий и ужасный Quake. Среди моих знакомых такое количество квакеров, что я просто не рискну отнести эту игру к какой-то из категорий, к мейнстриму либо хардкору. Diablo'вцы знакомые у меня тоже есть, но они как бы более мирные, а квакеры и порвать могут :)
Разумеется, все вышесказанное не вполне относится к России и другим странам ex-USSR, в которых игры наврядли скоро приобретут общественную значимость.
И напоследок хочу поздравить себя с предстоящим 12 мая днем рождения. Вот так оно бывает согласно народной мудрости - родишься в мае, потом всю жизнь маешься.
641 Прочтений • [10 мая 1999 года: Игры как объекты культуры.] [07.12.2012] [Комментариев: 0]