Генеральный Император Bethesda Softworks бодро шествовал по каменному коридору самого глубокого подземелья Bethesda Softworks, пока не споткнулся и не заговорил благостным арго. Из-под его сияющих подметок донесся бормочущий о ПК глас энтузиазма, но тут же затих, поднося худыми ручонками Xbox на суд обрамленных священным пламенем очей Генерального Императора. Джон Кармак не очень любил, когда об него спотыкались, особенно во время интимных спиритических сеансов, проводимых нынче обязательно в укромных уголках подземелья Bethesda Softworks, но противостоять теплому чувству, всякий раз пробуждающемуся при виде алмазных зубов Генерального Императора, он не мог и не хотел.
- Что у тебя там? - жадно обволакивая пухлыми пальцами черно-зеленую коробку, обнадежился Генеральный Император.
- Опять DooM, - подобострастно, быстро и четко, как только умел, обнадежил Кармак. - Мы его портировали, портировали, да не выпортировали.
- Гм, - согласился Генеральный Император.
- Doom на Symbian был?
- Был?
- Совершенно точно был! - объяснил Кармак. - А на iOS?
- Ну, не то чтобы... - проявил внутреннее сомнение Император Bethesda.
- Клянусь Кибердемоном, был! И на Mac и на Xbox, и на Nintendo64! И даже, - выпучил глаза Кармак, сдвигая склерой очки на кончик узкого носа, - DooM был на SNES! Да на чем, в общем-то, только не было нашей прелести!
- Но? - не сразу уловил суть Генеральный Император.
- Но не было еще демонической пяты DooM3 на Playstation3, да и с обожаемого всеми нами, - он понятно улыбнулся, - PC можно еще немного...
- Радостно, конечно, что Вы, Кармак, ловко оперируете морскими скороговорками, но к чему Вы клоните?
- Мы сделаем это! Клянусь адской плазмой Какодемона, мы это сделаем!
- Ну и черт...
- Имп, - поправил Кармак.
- Имп с вами - делайте! - одобрил Император, долго доставая из кармана длинный доллар и с опаской вручая хихикающему директору id...
То самое подземелье
Иногда они возвращаются
Наверное, это тренд. Игры и фильмы, некогда принесшие тысячи денег, переиздаются, заново отправляются в прокат и на магазинные полки. В целом, это даже правильно: самая коммерчески успешная книга переиздается почти два тысячелетия, а текст всё тот же, и покупают, что самое любопытное. Всё ещё не умершая «Акелла» могла издавать одну и ту же игру в разные годы и стабильно что-то получать. Древние консольные хиты, зарихтованные некачественной пудрой, нынче переживают вторую молодость на current-gen-консолях, хвастаясь многозначительными приставками HD. Очередь невзначай добралась и до ПК.
Marine смотрит в потолок с некоторой надеждой, но в то же время с недоумением (2002)
Почему вместо полноценного DooM4, обтянутого единственной текстурой, idSoftware неожиданно подсунула переиздание безотносительно успешных хитов прошлого, убрав из сетей дистрибуции всякую возможность приобрести старое по отдельности [1], - вопрос, который следует перенаправить в Bethesda Softworks, где он навсегда обретет покой в урне с пометкой "ваше мнение очень важно для нас". На выходе - получите полное собрание DooM'ов, прилизанное, приглаженное и оконсоленное, в одном ярлыке за 30$. И подавитесь. Вместо того чтобы внести разнообразие в дизайн уровней, насыпать тысячи треугольников, округлить шестиугольные лысины и хоть как-то загнуть прямые извилины искусственного интеллекта, idSoftware обошлась малой кровью, выбросив за борт всё то, на что восемь лет к ряду слезно жаловались самые прогрессивные слои населения, - темноту. Да, теперь в DooM3 светло, почти как в клоаке стеклянной лягушки в погожий южноамериканский полдень, а потому фонарик, уже намертво прибитый к размытой груди безымянного марсианского Котика, практически бесполезен. Всё же редкостная темень случается, но ненадолго и безопасно, а яростное выкручивание гаммы не способно помочь. Вообще, за прошедшие 8 лет на Марсе приключилось кое-что помимо высадки Curiosity: хоть так и не убавилось гравитации, зато напрочь исчезли тени, отбрасываемые нагрудным фонарем; поистаскавшийся Marine официально приобрел широкоформатное зрение, а его врожденная близорукость сильно усугубилась, и дальше, чем кончик помпового ружья при FOV 60 [2], видит он с трудом, особенно когда в подслеповатых глазах обильно пузырится motion blur.
Из революционных нововведений нельзя не отметить внедрение автосохранений (при наличии старой доброй связки quicksave-quickload) и отключение священной кнопки Esc для прокрутки тех же немногочисленных и неинтересных, но скриптовых роликов. Некоторым лицам на лысины налепили волосы, а другим - за счет новейшей системы освещения - прояснили очки.
Неиссякаемое цунами перемен затронуло также интерфейс PDA, сделав его немного аккуратнее, и главное меню, которое растеряло почти все игровые настройки, посветлело, но всё же сохранило композицию великолепного Криса Вренны. Следуя по ветру перемен и запаху денег, idSoftware добавила в игру столь необходимые и желанные каждым достижения; поскольку непонятно, как игра раньше обходилась без них, полный перечень достоин моментального упоминания, дабы разогреть и без того наверняка мощный аппетит.
Пожалуй, единственное существенное – это сжатие времени загрузки: игра и сохранения заводятся практически моментально.
И да, теперь не слишком переменившийся DooM3 честно работает при 60 fps; загвоздка тут в том, что и "тяжело" модифицированная версия так же честно ещё в допотопные времена выдавала 60 fps...
Этого вы не увидите в BFG Edition
Конечно, особая каста людей, пропитанная трепетом по отношению к третьей части дилогии, в неблизком 2004-м пропиталась не за малое количество полигонов в кадре, а за тени, забавные e-mail и рутинный отстрел хорошо знакомой фауны, возникающей - по доброй традиции - где-нибудь за спиной. Вся атрибутика осталась на прежнем уровне, так что удовольствие, хоть и подпорченное, выуживать по-прежнему возможно.
А вот истинный Phobos, то есть Deimos, заключается в том, что гибрид двигательной мысли Кармака, этакий idTech4.5, категорически не поддерживает ни одну из существующих модификаций и пока что обладает нулевым потенциалом для модифицирования.
Вероятнее всего, у Джона Кармака под подушкой есть мечта или даже две: раздать свои постаревшие наработки страждущим, сделать всем играм по 60 fps и канонизировать любые игровые платформы, кроме ПК, потому как современная ограниченность консолей и прочих мобильных устройств - это всегда вызов, а вызов неровными дровами и тотальным разнообразием конфигураций, видимо, слишком слаб для необъятного гения idSoftware. Впрочем, BFG Edition оказалась в недостаточной степени вылизанной, так что вечная деревянная отговорка зазвучала вновь, а костыли заставили себя долго ждать.
DooM3: pre-alfa demo Blue Shit
Вот вам не смешно, а между тем Lost Missions - это хрестоматийный пример пятого колеса у собаки и пришитого хвоста у мертвой телеги. И если протекшая в 2002-м версия DooM3 alpha 0.2 вызывает живой исторический интерес, как, например, альфа-версии первозданного DooM, то нынешние кое-как собранные 8 миссий вызывают ступор, истощение дофамина в утомленных синапсах и непонимание. Видимо, стряхнув корку грязи с раннего EnPro, вспомнив о промежуточных стадиях Ада и наигравшись всласть в бонусный Half-life: Blue Shift, idSoftware отважились на неожиданное: прикрепить к двум третьим DooM беспощадное попурри, состоящее из их отверженных остатков. По механике Lost Missions значительно ближе к Resurrection of Evil с гравицапой, двустволкой и заменой батареек, чем к ванильному DooM3, но, что символично, из дополнения вырезали сердце ада и куб душ. Мимо Lost Missions проковыляли также свежесть и хоть какое-либо оригинальное наполнение, будь то новые текстуры, адские зверюшки или радикально иной дизайн уровней. Очередному безымянному Котику, выжившему члену отряда Браво, требуется совершить нудный экскурс в мир Зен Ад, дабы настроить маяк разломать очень важный телепортер, изничтожая на рельсе сюжета вялое сопротивление.
И этого вы тоже не увидите в BFG Edition
Lost Missions очень похоже на заурядную любительскую модификацию, бедную на детали и события, но богатую на патроны и аптечки. Вот только одни любители за 8 лет простоя сумели сотворить чудо, а местные профессионалы за те же 8 лет выдавили из себя презрительную отрыжку и на том успокоились.
Когда фанатики обсасывают альфа-версии - это правильно и б-гоугодно, поскольку процесс сопоставления несет в себе приятную нагрузку на фантазию и более глубокое понимание основ любимого проекта. Lost Missions так же прилизано и надушено, как и весь сборник BFG, потому не несет в себе ничего стоящего, а только раздражающее. И это неправильно.
В дополнение можно швырнуть не очень много слов, наделенных позитивной энергией, но вот звук, как и в DooM3, бесподобен: он густой, многогранный и вызывает чувства где-то в области над диафрагмой и в геометрическом центре мозга; а разбросанные записи обязательно погибших NPC по-прежнему интересно читать и слушать.
Когда шведы решили еще раз прогнать лысого сквозь тернии к звездам, они ввинтили новую кампанию с харизматичной Gale Revas, улучшили графику и добавили емкие аудиокомментарии.
Когда поляки решили еще раз воскресить болеутоляющее, они закупили новый движок и наново перетасовали знакомую историю, пообещав сделать красиво и в будущем.
Когда канадцы решили вернуть народу классику, они выдумали новых историй, персонажей, затерли шероховатости и добавили мобильных платформ.
Когда idSoftware решились еще раз наплевать в глаза приверженцев, они прогнулись под Bethesda и выдали BFG Edition. Ах, и внедрили поддержку 3D.
Только DooM. Только Nightmare. Облегченный.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Кармак - это хорошо, или Кармак плохо? У меня секретов нет, - слушайте, детишки, - на лентяев idSoftware не бранитесь слишком. Если импы жилы рвут, если ад загрохал, - каждый знает: это вот для нервишек плохо...
По-прежнему ничего похожего на BFG Edition (2002)
Ненавистники DooM3 останутся при своей ненависти; ни грамма позитивных сдвигов, способных показать игру по-новому, заставить скептиков покаяться, здесь не наблюдается. Потому основным блюдом, как и прежде, является оригинальная мясная дилогия DooM (Ultimate DooM и DooM2: Hell on Earth), заправленная полноценной совместимостью с Win7 и неполноценной совместимостью с широким форматом, - оно и правильно, в эпоху Ultima Underworld даже телевизоры были квадратными, не говоря уже о мониторах. Собрав всю ваниль и еще немножечко ванилина воедино, idSoftware зачем-то забыли насыпать неродной Final DooM [3], за который всё же получили (и получают) родные $. Так что BFG Edition - это не слияние воедино DooM Pack Complete от 2007-го, а нечто меньшее. Бушующая мировая политкорректность вырвала из классики, как из неприличной песни, намеки на свастику и нацистских die soldaten, к тому же каким-то загадочным образом прошлась по красному кресту на аптечках, заменив их пилюлями. Впрочем, очередному бессонному марафону, посвященному щемящей ностальгии по 2.5D, это не помешает, тем более что…
No rest for the living
Скрещивая виды, idSoftware перенесла творение своих официальных любимцев Nerve Software из пучины XBLA на прочие платформы; таким образом, DooM2: Hell on Earth в заводи BFG Edition имеет на один эпизод о девяти уровнях больше, чем его ванильная копия. Получилось предельно занимательно и любо, учитывая бородатый опыт на плечах разработчиков, - жаль токмо, ровно в четыре раза меньше, чем мечталось. No rest for the living – единственное , за что хоть как-то цепляется душа и о чём дальновидные маркетологи Bethesda упорно молчат, выталкивая на обложку слюни по ненужной Lost Missions.
Сквозь расшатанные зубы Marine сочилась красная юшка, нос был сломан, а голодные зрачки едва угадывались за распухшими сизыми веками. Но он улыбался - открыто и самодовольно. Он осматривал обугленные останки плотской нечисти и щедро расточал прореженную улыбку. Его глаза застилала пелена, выжатая из слезных желез и лопнувших капилляров, а еще к ним намертво прикипело счастье. Измятая броня, украшенная слоем спекшейся крови и потрохами поверженных врагов, больше не была обузой, помповое ружье не тяготило разодранные в мясо руки... Спайдердемон грудами разлагающейся плоти и ржавеющего металла упокоился в Аду, а Marine отяжелевшими некрепкими ногами стоял на грунте родной Земли. И улыбался.
Однако тягостный путь его еще не был окончен. Недобитые демоны отыскали кроличью нору, сращивающую Ад с земной действительностью, они зверски убили Daisy - любимого кролика Marine, и потому Marine будет мстить, беспощадно и очень кроваво. И демоны в панике разбегутся, осознав, что в Аду находиться приятнее, чем обустраивать Ад на Земле...
Big Fcuking Garbage Edition
Но это случится позже, а нынче курс Джона Кармака вполне понятен и, хочется верить, верен. Унификация, оптимизация, доступность. idSoftware любит преодолевать сложности, любит осуществлять невозможное, задавать моду и осуществлять прочные революции. Но это в прошлом. В нынешнем - любые добрые начинания позорно гибнут, задыхаясь издательскими испарениями и паршивой реализацией. Суммарная оценка отдельных компонентов в любом случае получается существенно большей, чем самая радужная оценка монолитной и унифицированной BFG Edition. Неужто именно того и добивались душевно одряхлевшие революционеры? Коль так, то неверной дорогой идут дорогие товарищи…
В конце хотелось бы привести потрясающую цитату Иосифа Виссарионовича Динарски: «You’ve disappointed me, Kukov» - лучше и не скажешь.
[1] С удивительной расторопностью Bethesda Softworks уяснила свой промах и вернула в Steam предыдущее, вне BFG Edition;
[2] Без заплатки сие непотребство правится вручную путём прописи в ярлыке чего-то такого: +set g_fov ХХ, где ХХ – желаемое FOV. Первый же патч добавляет несколько правильных опций в меню и даже позволяет включить тени от фонарика. За игроками осталась самая малость – дождаться HD-текстур, как то было с Rage;
[3] Однако же WAD’ы Final DooM превосходно себя чувствуют в атмосфере BFG Edition, так что можно бодро подключать; кнопка выхода из игры, по понятным причинам, не работает. Имеется, похоже, и «обратная совместимость».
P.S.
Кармаку было целых 23 года, когда DooM навсегда укоренился в сердцах миллиарда нынешних олдгеймеров, расстрелянных лично Кибердемоном. В чём нынче растворился былой затейник и где вообще обитают современные неуемные таланты – нездоровые вопросы, на которые не хочется знать правдивые ответы. Я ненавижу тебя, нынешняя idSoftware!