По мере развития технологий игры с открытым миром становятся все богаче и насыщеннее, а их превосходство над линейными играми — все более ярко выраженным. Far Cry 3 — прекрасный тому пример. Грамотно сочетая в себе удачные элементы двух предыдущих эпизодов (не считая консольную спин-офф серию Instincts), этот шутер вполне ожидаемо — и заслуженно — становится фаворитом в своем жанре.
Свежо предание...
Как и в первой игре, дело снова происходит на тропическом архипелаге, однако теперь вместо мутантов и наемников нам предлагают истреблять пиратов, которые похитили родных и близких главного героя Джейсона. Любопытно, что авторы отказались от типичной схемы «главный герой — бывший военный»: протагонист и его компания — просто случайно попавшие на остров туристы; завязка изрядно напоминает книгу «Пляж». Решение довольно-таки спорное, так как стремительная метаморфоза молодого благополучного экстремала в безжалостного и сверхэффективного головореза не выглядит убедительной, сколько ты ни впихивай в оформление символических бабочек и ни корми его галлюциногенным грибами под рассуждения о «пути воина».
Африканская история Far Cry 2, более аскетично представленная и с традиционной мотивацией из разряда «ну, работа такая», выглядела как-то ближе к реальности. Не говоря уж о том, что для того чтобы у игрока возникло искреннее желание спасать каких-то там друзей, надо посвятить им чуть больше, чем пару секунд во вступительном ролике. Даже безвинно убиенный в туториале брат не очень-то вызывает жажду мщения. Впрочем, отдельные драматические моменты все-таки удались, а предводитель пиратов, колоритный психопат Ваас — настоящий театр одного актера (парень неплохо озвучен даже в русской версии), да и некоторые его соратники — тоже весьма достойно сыгранные злодеи.
Так или иначе, сюжет никогда не был сильной стороной серии Far Cry, но это всегда с лихвой компенсировалось богатством геймплейных возможностей. Третья часть не стала исключением.
Самообслуживание
Как и Far Cry 2, это такая «ММО для одного», помесь The Elder Scrolls с Red Dead Redemption. Потрясающе красивый и поистине гигантский парк развлечений напичкан всевозможными аттракционами, призванными развлекать игрока в том темпе и формате, который ему в данный момент интереснее, пока основная сюжетная линия терпеливо ждет своей очереди блеснуть разнообразием.
Среди предлагаемых заданий преобладают более шутерные «убей-собери», нежели традиционные RPGшные «найди-принеси», но вообще «ролевых» элементов здесь не пожалели. Тут и система прокачки с открываемыми умениями, и собираемый с трупов «лут», и торговля, и даже крафтинг: местная флора служит ингредиентами для аптечек и прочих полезных зелий, а фауна становится материалом для всяких сумок и патронташей, которые увеличивают доступный запас оружия и боеприпасов.
Дополнительными стимулами исследовать окрестности служат раскиданные повсюду коллекционные предметы — артефакты, письма, карты памяти. Территория покрыта сетью радиовышек — они открывают карту местности и дают бесплатные «стволы» в магазинах. На отвоеванных у пиратов аванпостах выдают охотничьи и ассасинские квесты, то и дело попадаются гоночные задания (водить здесь вообще одно удовольствие), а священные камни местного племени ракъят запускают разнообразные миссии с особыми условиями. Куда ни зайди, везде есть чем заняться, и занятия эти хорошо сконструированы и осмыслены в рамках игровой логики.
Обход для настоящего героя
Геймплейная механика также обогатилась стелсом — негодяи покорно идут в то место, куда ты бросил камешек, и таким образом подставляют спину под нож, — но стелс выполняет и другую насущную функцию: позволяет прятаться от патрулей. Блокпосты и патрули во втором Far Cry на каком-то этапе начинали жутко раздражать своим обилием и настырностью — оголтелые черти неотступно преследовали тебя повсюду, пока ты не успокаивал их меткой пулей, а миновать их незамеченным было сложно. Здесь же предусмотрен индикатор заметности, и как только ты видишь, что противник обратил внимание на твое местонахождение, можно оперативно спрятаться за кустиком, и тот пойдет дальше по своим делам. Регулировать таким образом количество случайных перестрелок очень удобно.
Еще один доведенный до ума элемент — противостояние местных NPC. Похожие на маори туземцы ведут партизанскую войну с пиратами, и здесь этот процесс, наконец, нормально показан, в отличие от предыдущей игры, где страна вроде находилась в состоянии гражданской войны, но все воевали почему-то только с игроком. Есть ощущение какой-то военной движухи: то и дело слышны звуки перестрелок (хотя порой это оказывается безуспешной попыткой нескольких вооруженных «калашами» мужиков отстреляться от одной бешеной собаки — встречаются и такие глупости), часто попадаются трупы бойцов с обеих сторон конфликта. У них даже есть нечто вроде униформы: пираты в красных майках, ракъят — в синих, очень удобно.
В то же время парадоксальным образом этот кишащий вооруженными ублюдками и опасными хищниками остров практически не вызывает ощущения угрозы (которое, к примеру, вполне удавалось авторам похожего по сеттингу Dead Island). Даже в дождливую ночь с грозой, будучи окруженным со всех сторон вражескими патрулями, чувствуешь себя вполне уверенно. Связано ли это с прозаично обставленной смертью героя (вспомните тяжелые ранения в Far Cry 2 со всей этой полевой хирургией и драматично возникающими из ниоткуда напарниками, которые оттаскивали нас в укрытие, отстреливаясь от врагов) или, может, с почти всегда легко доступной возможностью побега от опасности — черт его знает.
Эта «беспечность», впрочем, не мешает испытывать волнительное ощущение приключения, предвкушать, что за поворотом тебя ждет нечто доселе невиданное, пленяющее своей живописностью или — что касается сюжетных зарисовок — шокирующее звериной жестокостью. Кроме того, огромная территория островов отнюдь не заполнена однообразными джунглями методом copy-paste, здесь масса вдумчиво сконструированных красот, много умных дизайнерских находок. Любой исследовательский порыв всегда стараются хоть как-нибудь вознаграждать. Даже просто найти какой-нибудь новый цветок и прочесть очередную пропитанную черным юмором аннотацию к нему бывает интересно.
Зрелищное стрельбище
Красоты красотами, но все это приключенческое изобилие имело бы мало смысла, не будь Far Cry 3 при этом убедительным шутером. Свойственная сериалу свобода тактических решений здесь вполне выражена — это касается не только новообретенного выбора между «разобраться тихо» и «порезвиться громко», но и грамотно подобранного арсенала, полного весьма «осязаемых» и хорошо озвученных пушек, стрелять из которых приятно. Превосходно отрегулированная физика движения, способность ИИ порой удивлять своей прытью, разнообразие ландшафтных особенностей — воевать здесь почти всегда интересно, особенно ближе к концу, когда уже накоплен опыт и открыто много умений.
Не так ярко выглядит мультиплеер — соревновательные режимы с довольно-таки стандартной структурой и кооператив с его линейным отстрелом пиратских полчищ на закрытых картах, к сожалению, лишены преимуществ масштабной одиночной кампании и не воспринимаются как нечто выдающееся. Не то чтобы они плохо сделаны, просто есть шутеры, где все то же самое реализовано гораздо интереснее, и не видно каких-то особенных причин предпочесть именно здешний мультиплеер.
В остальном же у Far Cry 3 практически нет конкурентов, способных предложить нечто столь же размашистое, визуально разнообразное и плотно укомплектованное побочными забавами. Это во многом образцовая игра, наглядно демонстрирующая преимущества концепции открытого мира. Ubisoft Montreal хорошо разобрались в том, что работало и не работало в игровом процессе предыдущей игры, и отлично справились с сиквелом. Пусть продолжают в том же духе.
1084 Прочтений • [Рецензия на Far Cry 3] [07.12.2012] [Комментариев: 0]