Road Rash - великая в прошлом и забытая ныне игровая серия от Electronic Arts. В ней тогда было всё, что есть сейчас в аркадных гонках, близких по духу к Need for Speed: красивая по тем временам графика, разнообразные трассы, апгрейды, копы и оружие. Ни одна гоночная игра, кроме, пожалуй, Rock'n'Roll Racing, не могла сравниться по уровню фана, получаемого от Road Rash. Да и что там говорить: скорее всего, вы играли в игры этой серии, раз читаете данную статью.
Игра побывала на множестве платформ — от Game Gear до PC, — но на Super Nintendo так и не попала.
Наиболее удачной частью в серии получилась третья. Она была настолько хороша, что даже тормозила на железе Mega Drive. Впрочем, в детстве мало кто знал, что такое тормоза. Но, не играв в эту игру раньше и запустив её теперь, вы можете заметить, что плавности игре не достаёт. Но решение есть — разгон процессора сеги или использование эмулятора, эмулирующего «разогнанный» процессор. 22Мгц позволит вам забыть о тормозах и наслаждаться плавностью игры. К сожалению, единственный эмулятор, способный позволить выставить нужную частоту процессора и эмулирующтй Road Rash 3 без артефактов, — это Megasis.
В 3D серия переходила осторожно.
Версия для Panasonic 3D радовала глаз трехмерными локациями и старыми добрыми спрайтами мотоциклистов. На одном панасонике эта часть серии не задержалась и прошлась по всем платформам, включая Sega Saturn, PlayStation1, Sega CD и PC.
Впрочем, версия для Sega CD получилась особенной. Движок остался от Road Rash 3, а аудиотреки с видеороликами перекочевали от старших собратьев. Нельзя сказать, что Road Rash для SegaCD выжимал из железа все соки, но игра, так же как и Road Rash 3, получилась неплохая, хотя и уступает последнему по динамике. Можно сказать, что это Road Rash 3 v.2.0. Лишь новые трассы и музыка, без графических революций.
Стоит заметить, что эмулятору Fusion эта игра вполне по зубам, если выставить в опциях perfect sync.
PC повезло особенно. Версия для персоналки получилась лучше, чем на остальных платформах. В два раза большее разрешение и четкие спрайты, не уступающие визуально трехмерным моделям, например, из Road Rash 64. Интересный момент в том, что в игре используются MIDI-мелодии, напоминающие о Road Rash 3, вместо «живых» аудиотреков, которые играют только в меню. Можно было бы занести этот момент в недостатки, но на самом деле музыка рок-групп во время гонок сильно приедается. И ненавязчивые мотивы там очень кстати.
Слева Road Rash для SegaCD. Справа - Road Rash 3. “Найдите 10 отличий” в графике. А ведь Sega CD имела возможность возможность вращения и масштабирования слоя с фоновым изображением, как пресловутый режим mode 7 у SNES. Не похоже, что разработчики Road Rash воспользовались аппаратным масштабированием спрайтов. По крайней мере, большой разницы в производительности не заметно.
Следующее поколение Road Rash уже перебралось в полноценное 3D. Последние игры серии выходили эксклюзивно на PlayStation, и незаслуженно забыт Road Rash для платформы Nintendo 64. Имея общий с PS1-версией саундтрек, игра имеет совершенно другой графический движок и геймплей. Графика там выглядит еще менее технологичной, чем на платформе конкурента, зато на голову превосходит её по играбельности. Возьмите весь «фан»/безумие (или как это еще назвать) от Road Rash 3, умножьте его на четыре — и получите представление о Road Rash 64.
Разработчики пошли на кое-какие ухищрения, чтобы не дать игроку заскучать. Можно заметить, что компьютерные соперники всегда ездят только тусовкой, постоянно «колбасят» друг друга и пытаются втянуть в это игрока. Стоит оторваться от этой кучи сумасшедших байкеров и уехать далеко вперед и потом врезаться, как игрока или «тусовку» телепортируют поближе, дабы не скучал в одиночестве.
На самом деле происходит это достаточно незаметно для игрока, но в других играх серии такого нет и можно плестись к финишу последним, так даже и не увидев тройку лидеров.
В общем, отличная игра в серии, еще раз подтверждающая, что графика в играх — это не самое главное. Заскучать она не даст и затянет со второй минуты. Особо стоит отметить довольно забавную физику и очень продуманное управление.
На PlayStation полностью трехмерный Road Rash 3D далеко отошел от оригинальных игр по концепции и игровому процессу.
Большее внимание уделяется гоночному аспекту. Скорее похоже на мотокросс с возможностью мешать оппонентам. Скорости стали гораздо выше, а управление менее аркадным. В таких условиях стычки между гонщиками происходят гораздо реже. Не так уж и просто ехать на одной скорости, чтобы была возможность помахать кулаками.
Road Rash Jailbreak, на данный момент последняя игра в серии, продолжил концепцию предшественника. Но игра уже скорее про безумных байкеров, чем про гонщиков. Юмора в игре прибавилось. Чего стоит игра на двух человек на одном мотоцикле с «коляской». Даже несмотря на то, что игру мало что связывает с классическими Road Rash, она удалась и для многих стала «лицом» серии. Косвенно этому послужила популярность PlayStation и доступность игры.
Позже вышла игра с одноименным названием для портативки Game Boy Advance. Игру с серий Road Rash связывает не больше, чем с любым другим мотокроссом. От старого стиля и геймплея не осталось ни грамма. Даже от PS1-собрата она отличается более чем полностью.