Ни одна игровая серия из тех, что стартовала на текущем поколении приставок, не набирала «вес» так бодро, как Assassin's Creed. За каких-то пять лет появились: три «номерных» продукта и два крупных независимых аддона с кучей DLC, пара «платформеров» для Nintendo DS, текстовая RPG для Facebook, сетевая тактическая стратегия, CCG для iOS, три цикла комиксов, пять книг, три короткометражные ленты и увесистая энциклопедия. Разработчикам и PR-менеджерам 1990-х, вставлявшим слово «мультимедиа» в любую беседу, такой масштаб не снился.
Леди исчезает в полночь
Но, разворачивая огромный зонтичный бренд, Ubisoft забыла о качестве. Assassin's Creed 3: Liberation производит впечатление игры, созданной лишь чтобы соблюсти договор с Sony, по которому Ubisoft обязалась выпустить эксклюзивную Assassin's Creed для PlayStation Vita. Недоразвитые идеи, вялое повествование, прыгающее с пятого на десятое, жалкая отписка в разделе «Multiplayer», сырой программный код — таким «букетом» вряд ли удастся подогреть интерес к буксующей портативной консоли. Особенно в России, где за сомнительное удовольствие просят 2000 рублей.
А ведь замахивались авторы на полноценную копию Assassin's Creed с живыми городами, паркуром, ворохом побочных квестов, мини-играми, добротной анимацией и длинными роликами на движке. Не они первые — экшен AC: Bloodlines, выпущенный на PSP аккурат под релиз второй части, тоже рвался имитировать «старшего брата», но ударил лицом в грязь.
С местом действия и эпохой сценаристы подгадали — Новый Орлеан, 1760-1777 годы. Пока Коннор шляется по Восточному побережью и дырявит красные мундиры, героиня Liberation ведет борьбу с рабовладельцами, испанскими оккупантами и, конечно, вездесущим орденом храмовников. Причем не от плохой жизни. Авелин де Гранпре — дочь зажиточного французского купца и темнокожей рабыни, получившей вольную от своего будущего супруга. Ее беззаботное детство омрачила потеря матери — однажды на прогулке та бесследно исчезла. Повзрослев, девушка освоила не только светские науки и правила этикета — шаман Агатэ, обитающий на болотах, посвятил ее в Братство хашишинов.
Высокое социальное положение стало для Авелин превосходным прикрытием. В отличие от предков Десмонда Майлса, она использует сразу три личины, меняя их при надобности в примерочных комнатах, разбросанных по Новому Орлеану. Леди не скачет по крышам — слишком уж пышное платье, — зато не вызывает подозрений у стражи и устраняет недругов из духовой трубки, встроенной в дамский зонт.
Рабыня, напротив, собирает косые взгляды после каждого чиха, но хорошо прячется. Взяла в руки ящик — сошла за грузчика, пристроилась к дворникам — и метет мостовую как ни в чем ни бывало. А еще подбивает народ на восстания — странный талант, полезный один-единственный раз по сюжету.
Наконец, главный наряд Авелин — костюм хашишина, в котором она чувствует себя ничуть не хуже Эцио, Коннора и Альтаира: ловко карабкается по стенам и деревьям, совершает прыжки веры в удачно подложенную копну сена и орудует скрытым лезвием.
Ну во, Орлеан…
Но, придумав свежую концепцию, Ubisoft Sofia не сумела ее раскрыть. Если, читая предыдущие абзацы, вы уже представили социальный «стелс» в духе Hitman, — отбросьте фантазии. Шоу с переодеваниями вставлено только сценария ради, а короткие задания сводятся к «пробеги по нескольким точкам» и «убей Х врагов». Изредка авторы вносят разнообразие в рутинные будни (скажем, заставляют включать «орлиное зрение» и высматривать ключевых NPC), но как раз свободы в Liberation не существует.
Хотя здесь даже есть подобие Фронтира из Assassin's Creed 3. Вдоволь погуляв по заболоченной луизианской пойме, вы возненавидите водные процедуры с удвоенной силой. Нет ничего ужаснее, чем местность, где героиня то и дело переходит с бега на о-о-очень неспешное плавание. А гоняют нас по топям от души… Мазохисты-перфекционисты, впрочем, найдут себе занятие, благо коллекционного барахла много. Самая экзотическая добыча — крокодильи яйца, которые сперва надо отнять у свирепой рептилии, прирезав ее в быстротечной QTE-схватке.
Еще можно выбивать хашишинские монеты, срезать куклы вуду с поясов, искать статуэтки майя и сундуки с кладами. Как и в Uncharted: Golden Abyss, приложение «near» позволяет меняться трофеями с другими владельцами Liberation. Интересно, много ли таких в московском метро?
Неотзывчивый убийца
Ubisoft Sofia не скупилась и на мини-игры. Заглянув на склад, где Авелин устроила свой офис, вы легко сколотите капитал, отправляя кораблики с грузами в порты обеих Америк. Ничего гениального, просто двигаем значки по карте, промышляя на разнице между спросом и предложением. Купил подешевле — загнал подороже, невзирая на пиратов, бури и жуткую скуку, и топор за 40 тысяч экю уже не выглядит несбыточной мечтой.
Остальные забавы завязаны на особенностях Vita. Отладить их не хватило то ли времени, то ли совести. Чтобы обчистить карман прохожего, нужно прикоснуться к тыловой панели, но фокус выгорает не всегда. Этот же «баг» мешает открывать конверты с письмами. Изящный жест — провести двумя пальцами по обеим сторонам консоли — иногда отнимает пару минут, ибо Liberation неохотно реагирует на касания.
Другое истязание — заплывы на каноэ, которое меньше, чем на 45 градусов, поворачивать не умеет. Головоломка на использование акселерометра некорректно определяет угол наклона, отчего банальная задачка вырождается в пытку. Секретные послания, как в, опять же, Uncharted: Golden Abyss, приходится «проявлять», направляя устройство на какую-нибудь лампочку. Только вот игра, вопреки логике, учитывает не яркость, а изменение освещенности. Промучавшись, я понял, что легче прислонить объектив к столу и резко поднять.
И это — верхушка кривого айсберга. Liberation повреждает файлы с «сейвами», впадает в бесконечный цикл загрузки, теряет NPC и элементы уровней, через раз обрабатывает попадания по противникам в рукопашном бою и забывает активировать нужные триггеры. Есть такие изъяны, что их никакое обновление не исправит — например, механику контрударов и уклонения от выпадов, не дающую быстро добивать оппонентов. Зато кто-то не поленился прикрутить 15-секундный QTE-танец на губернаторском балу.
Но, несмотря на общую косолапость, Liberation — не самый дурной образец портативной графики. До Assassin's Creed с «больших платформ» ей, понятно, как до Луны, но я, признаться, был удивлен тем, что Vita вытягивает до дюжины статистов на кадр, пусть и безмозглых. Производительность, правда, часто проседает, да и крупные объекты вроде повозок возникают из воздуха почти перед носом. Хотя сильнее раздражает саундтрек — мелодий мало, и они не ложатся на происходящее. Когда одна и та же веселенькая музыка трещит в мексиканском поселении и мрачных пещерах, хочется вырубить звук.
Гражданин Э-э-э…
Если технические и идейные болячки можно списать на неопытность Ubisoft Sofia, то унылая подача — «заслуга» Ubisoft Montreal. Образ героини — колоритный, исторический период — насыщенный, а следить за ее приключениями неинтересно. Топорные диалоги, неуклюжая режиссура, фальшивые эмоции… С повествованием у Assassin's Creed всегда было туго, но Liberation достались самые гнилые объедки с канадского стола. История Авелин — бесформенная масса дат, имен и названий, где чуть ли не в каждой сценке кажется, будто из нее вырезали минут этак пять объяснений.
Те, кто, презрев ошибки и вонючую пойму, обшарят все уровни, смогут собрать дневник матери Авелин, с трудом проливающий свет на мотивацию персонажей. Придется попотеть — в отличие от Revelations, карты с «секретками» в Новом Орлеане не продают. Вся надежда — на «орлиное зрение».
Справедливости ради замечу: кое-что и впрямь удалили. Ведь в заставке Liberation преподносят как продукт компании Abstergo Industries — логова коварных храмовников. Злодеи извратили реальность и насаждают исподволь свою пропаганду. Их план разгадал хакер по прозвищу Эрудито — он взломал интерактивную агитку и предлагает нам докопаться до истины. Узнать правду нелегко — надо убить персонажа CitizenE, ошивающегося в разных местах, и тогда анонимный союзник покажет правильную версию событий. Любопытная задумка, но «разоблачительные» ролики, увы, скучные, равно как и подлинный финал — поклонники серии точно не откроют Америку.
* * *
Точку в печальной судьбе Liberation ставит мультиплеер. Вернее, его подобие — нечто в стиле Risk без нормального обучающего режима, общения с соперниками, продуманной стратегии… вообще без всего. Достойный бортик для пустой «песочницы».