Мало какой сериал в кино, комиксах или играх обходится нынче без «перезапусков». Шутер Halo не только избежал этой грустной судьбы, но и стал одним из редких FPS, доживших до цифры «4» в названии. Пока конкуренты буксуют на первой трилогии, студия 343 Industries, принявшая эстафету у Bungie, ухитрилась обойти создателей Halo на их же собственном поле.
Квадриквел
Доказательства — на скриншотах. Конечно, моветон заводить разговор, пусть и о экшене, с графики, однако такой симпатичной картинки у Halo не было никогда. Программисты 343 Industries, получив в наследство ядро, ведущее родословную аж от Halo 3, наконец-то подружили его с разрешением 1280х720, прикрутили полноэкранное сглаживание, подтянули производительность. Исчезла давно раздражавшая мутность, модели персонажей стали лучше, чем в Halo: Reach, спецэффекты и освещение не уступают последним консольным блокбастерам. Удивительно, сколько удалось выжать седым движком из совсем уж дряхлого «железа» Xbox 360.
Это отчасти и заслуга художников, вовремя осознавших, как здорово выглядит сочетание голубого с оранжевым, и, с другой стороны, не изменивших канонам. Войска Ковенанта по-прежнему вызывают улыбку своей смешной болтовней и «мультяшными» образами. По зеленым долинам, как и 10 лет назад, мчатся стада боевых внедорожников «Вепрь». Массивные звездные крейсеры, чье нутро заливает холодный бирюзовый свет, ярко-зеленые джунгли, высушенные солнцем каньоны из красного камня, величественные постройки протеанцев предтеч, традиционно поражающие стерильным дизайном. (Как они покорили Галактику, если что ни здание, то арт-инсталляция с Большой Красной Кнопкой?!)
Но при всем уважении к корням, 343 Industries четко дает понять — это не та Halo, что раньше. Цвета столь ярки и контрастны, что порой кажется, будто мы — не на забытой планете Реквием, а в недрах компьютера из TRON. Впечатление усиливают новые типы оружия, расширяющие и без того солидный арсенал. Они на глазах собираются из частей, стоит взять их в руки.
Необычные «стволы» принадлежат «прометейцам», пополнившим зверинец вселенной Halo. Полумеханические «собачки» смачно взрываются фонтанами деталей и апельсинового сиропа. Напористые «рыцари» эффектно телепортируются и умирают, распадаясь на пиксели. Юркие беспилотники прикрывают раненых силовыми полями и возводят лучевые турели. Хочется продолжить список занятных противников, но на этом знакомство с третьей стороной конфликта исчерпано — до Halo 5, вестимо.
Джон v4.0
Паразиту «flood» и его жертвам места в кампании не нашлось, посему желающим вспомнить былое придется запускать режим «Forge». Сегодня суперсолдат Джон-117 (или, по званию, — Master Chief) и его виртуальная спутница Кортана защищают Землю от куда более страшной напасти, нежели толпы тупоголовых мутантов. Впрочем, и остальные противники не блещут умом: то и дело застревают в объектах, стоят столбами или не видят угрозу в упор.
Коллективное прохождение, без которого Halo вряд ли стала бы хитом продаж, никуда не убрали (разве что теперь каждый участник бегает в облике Джона-117). Но замечу, что Halo 4 приятнее проходить в одиночку, чем предыдущие части. Дизайнеры уровней не увлекались частой штамповкой гигантских пустых пространств, как Bungie, и оттого игра гораздо бодрее. Хотя формула геймплея до боли привычна, а вместо новаторства — куча цитат из Halo 1-2-3-ODST. Понятно, отчего осторожничает 343 Industries — кому охота гневать миллионы фанатов?
Не желал рисковать и композитор Нил Дэвидж, сменивший Мартина О’Доннела и Майкла Сальватори. Великолепная музыка, ставшая визитной карточкой Halo, ушла в прошлое. Именитый продюсер, долгие годы работающий с Massive Attack, выдал «джентльменский набор» голливудского боевика. Симфонический пафос, электронные аранжировки и пение болгарского хора удачно ложатся на драматичные сцены и перестрелки, но, послушав альбом отдельно, начинаешь скучать по фирменным гитарам.
Новичкам же Halo 4 может показаться чересчур замкнутой — словно суровый Джон-117. Как бы сценаристы ни пытались смягчить удар и быстро ввести в курс дела, четвертая «номерная» игра с порога оглушает здоровенным мешком событий, имен и фактов. Без чтения официальной энциклопедии или, на худой конец, википедии точно не обойтись. Хотя общая задача ясна: сорвать злодейские планы, спасти экипаж крейсера «Бесконечность», рухнувшего на планету-ловушку Реквием, и попасть на Землю, прежде чем Кортану охватит безумие. Такие уж ИскИны — через 7 лет полностью съезжает крыша, — а нашей спутнице восьмой годик стукнул…
Halo 4 верна традициям и в подаче сюжета. Герой скуп на эмоции и из принципа не снимает шлем при зрителях. Это моментальная любовь или ненависть, третьего варианта нет. Вокруг безликого солдафона, однако, закручена неплохая драма, где главную скрипку играет Кортана. Вполне себе отдушина для любителей космофантастики, благо сценки, что на движке, что «пререндеры», отлично поставлены, — Bungie впору учиться.
Бесконечные «спартанцы»
Кстати, Джон-117 — уже не единственный «спартанец» в Галактике. На борту «Бесконечности» служат сотни бойцов, участвующие в программе «SPARTAN-IV». Их будни вплетены в повествование. Тренировки в симуляторе — «дефматч» и прочие сетевые забавы. Вылазки на поверхность Реквиема — короткие миссии Spartan Ops для 2-4 напарников.
343 Industries обставила «кооператив» как телесериал. Пускают сюда только обладателей подписки на Xbox LIVE Gold. Сейчас доступен первый эпизод из 5 заданий, каждое — на своей карте. Их содержание примерно одинаково и незамысловато: дойти до точки А, нажать кнопку, перебить гадов, достичь пункта Б и т. д. Короче, не Left 4 Dead 2. Но тут тоже есть герои и интрига (что за раскопки ведут археологи Ковенанта?), плюс дорогостоящий CG-ролик минут на пять. Добротная концепция, хотя слегка пугает размах «сезона». По 5 уровней 10 недель подряд? Как бы не сгорел конвейер!
Обычный мультиплеер ваяли с оглядкой на Call of Duty. «Тюнинг» аватара глубже, чем в Halo: Reach, ассортимент оружия, специализаций, модификаций, элементов брони и аксессуаров — шире. К вороху старых режимов добавили «Infinity Slayer» (убивая соперников, «спартанцы» получают баллы на «покупку» ящиков с бонусами) и «Dominion» (битва за ключевые пункты, которые, пока команда их удерживает, обрастают пушками и барьерами).
* * *
Несмотря на вторичность, Halo 4 — лучшая в семействе. Она не привнесла свежих мыслей, но отшлифовала чужие и не поддалась вредным веяниям моды. Она не держит за руку от пролога до эпилога и редко загоняет в узкие «коридоры». Так, глядишь, в Halo 5, которая, по обещаниям, станет очень мрачной, 343 Industries отважится на эксперименты.
958 Прочтений • [Рецензия на Halo 4] [06.11.2012] [Комментариев: 0]