По идее, если игровая серия дожила до трилогии, у неё должны быть какие-никакие поклонники, и хотя бы ради этих людей стоит приложить чуток усилий. Разработчики Secret Files 3 не старались ни капельки. Их адвенчура коротка, глупа, уныла; она пронизана пренебрежением к стандартам качества и стремлением посильней ужать бюджет. Само воплощение понятия «халтура» — того и гляди, разъедется по швам. Ловишь себя на мысли — слава богу, они всего лишь создают безвредные электронные забавы, а не строят, допустим, самолёты.
Спустя рукава
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель с 256 Мб памяти
2 Гб на винчестере
Не живется спокойно госпоже Нине Каленков. Над миром опять нависла страшная угроза, но на сей раз немка с русскими корнями будет предотвращать катастрофу в одиночку, поскольку любимого Макса утащили прямо из спальни неизвестные типы в масках и бронежилетах. Нина, естественно, от подобного поворота судьбы не в восторге — свадьба ведь на носу, приглашения разосланы и все такое. Это в придачу к тому, что рыжеволосую красавицу стали донимать ночные кошмары. Во вступлении задремавшую героиню забрасывает в горящую церковь, и по затянутой сюрреалистической сценке видно, с каким скрежетом Animation Arts нагнетает драму. Пока игрок поглядывает на часы в ожидании неизбежного пробуждения, невеста в подвенечном платье тянет время, ища спасенья от ненастоящих языков пламени и деланно недоумевая: «Как же тот парень мог пройти сквозь стену?!». Грёзам в Secret Files 3 отведено много места, даже чересчур, причём это не какие-то заурядные видения усталого разума. Смыкая веки, Нина скачет через столетия.
В сценарии смешались Архимед и да Винчи, учёные и хакеры, зловещие фигуры в балахонах и математические константы. Дабы раскрыть величайшую в истории тайну и спасти человечество от полного уничтожения, Нине понадобится заглянуть в прошлое и будущее. Однако парадокс: несмотря на то, что её никто не видит, сама мадам скована по рукам и ногам старыми добрыми законами физики. А потому вынуждена прибегать к дедовским методам: насобирать хлама, слепить что-то с чем-то, куда-нибудь приткнуть. Задачки простецкие, но чтобы завершить прогулку по Флоренции эпохи Возрождения, нужно многократно отмотать ход событий назад, как в фильме «День сурка». «До чего однообразный сон, — без выражения шутит Нина. — Авось помру со скуки и наконец проснусь».
Когда девушка бодрствует, веселья не прибавляется. Макс, с удивлением узнаёт Нина, любил втихаря от подруги сооружать тайники с настолько неправдоподобным механизмом отпирания, что хоть плачь. Иные авторы из кожи вон лезут, стремясь аккуратнее вплести головоломки в повествование и избежать обвинений в нелогичности и натянутости; Animation Arts же создаёт особую параллельную реальность, в которой, чтобы открыть сейф, надо нагреть воздух в помещении до определенной температуры, включить лампу и подсветить аквариум.
Впрочем, одно к одному: неуклюжие загадки, таблички с именами вместо персонажей, вымученный экшен в заставках (едва выпадает шанс поговорить, обязательно набегают таинственные «они»). Мимо пролетают Берлин, Сан-Франциско, Кадис — лишённые жизни пустыни, где не с кем поболтать, не на что смотреть, — и чем ближе к развязке, тем теснее локации. Что примечательно, годы идут, а графика и не думает хорошеть — наоборот, скуднеет на глазах. Припорошенные снегом итальянские дворики да картина конца света — больше ничего стоящего. К тому же приёмом «затемнение экрана для экономии труда художников» здесь злоупотребляют по полной программе — Нина шевелит руками скорее в порядке исключения.
Ощущение тесноты возникает и потому, что бремя вселенского подвига целиком легло на хрупкие девичьи плечи. Несколько героев выступают в крохотных эпизодических ролях, однако кроме пролога, в котором мы помогаем пронырливому вору спалить Александрийскую библиотеку, напарники нужны сугубо для решения пазлов. Коих, кстати, не очень много, и больше всего предстоит попыхтеть над препятствием, вовсе не требующим участия мозгов. Апофеоз дизайнерской лени — нелепейшая битва боевых роботов в коридоре заброшенной тюрьмы, где всем заправляет генератор случайных чисел. Только ангельское терпение и связка «save-load» позволят одолеть появившегося из ниоткуда смехотворного противника.
* * *
Наплевательское отношение чувствуется буквально во всем. Secret Files 3 зависла на грани, отделяющей просто неинтересные игры от поистине противных.