Автор: Koopiskeva
Музыка: Asobi Seksu – Walk on the Moon
Аниме: Kanon TV
Премьера: 2008
Жанр: Drama, Character Profile
В наше нелёгкое время :) , насыщенное амв-жизнью и амв-творениями, когда множество неплохо сделанных клипов накапливаются, наслаиваются друг на друга, образуя необъёмные курганы, в которых масса одних клипов хоронит под собой массу других, и только личностные привязанности зрителя способны отделить один конкретный клип от другого, похожего на него, очень трудно любому клипмейкеру создать что-то если и не самое выдающееся, то хотя бы запоминающееся. Клип, который хоть чем-то отличался бы от других, аналогичных по жанру и манере исполнения; нечто такое, что при любом раскладе оказалось бы если и не на вершине кургана, то, по крайней мере, в сердцах нескольких сотен зрителей.
Для того, чтобы создать оригинальное творение, сейчас уже недостаточно подобрать хорошую (по мнению автора) музыку, сделать качественную нарезку, тщательную синхронизацию, красивые спецэффекты, незаметный монтаж и подвести всё это под видимый сюжет и хоть какую-то идею. Даже если в вашем клипе есть всё вышеперечисленное (эдакий "джентльменский набор"), причём на серьёзном качественном уровне - это ещё не гарантия, что ваш клип заметят и оценят по достоинству, по количеству вложенного в него труда. Поэтому каждый современный клипмейкер изощряется как может. Кто-то делает ставку на необычную музыку, кто-то "дорисовывает" нехилую часть видеоряда, кто-то ляпает как можно больше "финтифлюшек", кто-то пытается заложить какой-то супер-пупер смысл, а кто-то (см. выше строчку "автор" ;) ) собирает в одном произведении сразу несколько разных технических приёмов. В общем-то, в этом необъявленном бою без правил, любые средства клипостроения хороши. Главное, чтобы сохранялось это самое стремление "выделиться", а то ведь многие и не заморачиваются, штампуя один ничем не примечательный "шедевр" за другим, искренне полагая, что "своего зрителя" данное творение найдёт, а всех тех, кто посмел его не оценить – в игнор, и дело с концом. Но не будем сейчас о тупиковой ветви развития амв-клипмейкерства, да и вообще, пора закругляться с лирическим "вступлением" :) .
Собственно, речь пойдёт о клипе "Twilight" и о таланте его создателя, уже не первый раз в своей амв-карьере умудряющегося найти то самое "нечто", что кардинально выделяло бы его творение среди огромной массы других клипов (как среди массы других клипов на Kanon, так и массы амв-творений вообще). И речь здесь идёт не только о самостоятельно заснятом "живом" видеоряде (картинки зимнего леса, города, квартиры),на который достаточно качественно (не всё сразу и заметишь) наложены персонажи из аниме, но и о самом построении видеоряда, манере монтажа и изложения сюжета. То, что в данном клипе есть сюжет, надеюсь, никто не возьмётся оспаривать ;), и да не постигнет "Twilight" судьба другого мега-творения за тем же авторством - "Эйфории", пусть и признанной спецэффекто-классикой, но, почему-то, упорно считаемой бессюжетной работой, несмотря на наличие, как минимум, того же "любовного треугольника", который виден в ней невооруженном глазом (хотя, наверное, только мне :) ).
В общем и целом, акцентировать внимание я хочу не на сюжете "Twilight", и даже не на совмещении аниме с "реальными" съемками (хотя цветокоррекции над каждым таким совмещением было проведено не мало, ну да внимательный зритель, не раз и не два посмотревший клип, сможет дать адекватную оценку и первому, и второму самостоятельно), а на манере монтажа данного клипа. Конкретно на том, насколько легко и профессионально, не хуже опытного шулера, тасующего колоду карт, клипмейкер обращается с ритмом видеоряда.
Само понятие "ритм" приходит к нам при изучении музыкальной теории аkа сольфеджио, тем не менее, "чувствовать" его способен практически каждый человек, как в музыке, так и в видео. И любой более-менее опытный клипмейкер, независимо от наличия у него музыкального образования, интуитивно соблюдает как ритм музыки (под спокойную музыку – "спокойная нарезка", без экшена; под быструю музыку – быстрая смена кадров или экшен-действие "внутри" кадра); так и ритм видеоряда (использует отрывки примерно равной длительности; не ставит рядом без каких-либо переходов "экшен-отрывок", в котором происходит какое-то действие рядом с отрывком статичным, в котором ничего нет, кроме одного пейзажа, вокруг которого даже "камера" не двигается; и тд и тп). Качество же выполнения данных нехитрых правил, как и осознанное нарушение их, заключающееся в правильном подборе кадров, использовании переходов и "маскирующих" смену ритма спецэффектов (в т.ч. искусственно созданное движение "камеры") варьируется в зависимости от класса клипмейкера, но крайне редко выходит за рамки простого соблюдения заданного музыкой и/или "внутрикадровым" действием ритма. В ещё более редких случаях, когда клипмейкер не просто соблюдает, а пытается "навязать" клипу свой собственный, желаемый им ритм, всё сводится к постепенному "наращиванию" ритма, последовательному ускорению, которое к моменту кульминации в музыке или в видеоряде может переходить в стробоскоп или на какой-то "главный кадр". То же, что происходит в "Twilight" - трудно описать как "интуитивное соблюдение музыкального ритма" или даже "интуитивное управление ритмом"; это скорее жонглирование ритмом видеоряда, очень искусное и, безусловно, осознанное. Использованная музыка достаточно ровная, в ней нет ярко выраженных пиков или провалов, явных усилений или замедлений ритма, однако сам клип при этом визуально разнообразен, медленные кадры непринуждённо сменяются быстрыми, навороченные спецэффектами отрывки легко сменяются простыми, и всё это происходит не просто так, а вполне закономерно, подчиняясь своему собственному, клипмейкером заданному ритму; при этом связь с музыкой не теряется, хотя и не происходит точной копии её ритма или явного акцента на силовые доли.
Использование сразу нескольких "фишек", каждая из которых может встречаться в других клипах в качестве "фишки основной" - вот что конкретно отличает данное произведение от массы других. Здесь вам и маски с цветокоррекцией (чёрно-белое взаимодействует с цветным); и "выплывающий" смысловой текст с соответствующим дизайном; и "вписанный" в текущую картинку фрагмент картинки последующей (переход из одного места действия в другое через окно/дверь/фото/кусок неба и т.д.); и уже упомянутое использование "реальных съемок", которое не только не "выбивается" из общего видеоряда, не только задействовано в нем, но и подчиняется тому же ритму, продолжает движение "камеры" начатое в предыдущем, анимированном куске, и передаёт его дальше, в следующий кусок. "Простые" отрывки, напрямую взятые из аниме, спокойные и неторопливые, используются наряду с кусками, сильно обработанными при помощи спецэффектов, с реальными видео-съёмками и наложенными на них персонажами, а также с искусственно созданными экшен-кадрами, быстро сменяющими друг друга под одно и тоже движение "камеры". Один набор использованных "фишек" легко и естественно сменяется другим до того, как успевает надоесть зрителю - особенность, крайне редко соблюдаемая клипмейкерами (по крайней мере, на свете существует множество клипов, от начала и до конца использующих одну и ту же "находку", серьёзно надоедающую уже к середине клипа, даже если клипмейкер максимально укоротил собственный клип, во избежание такого надоедания).
Кстати, почти критическая для амв-творения продолжительность "Twilight" вовсе не кажется такой уж затянутой в данном исполнении, в том смысле, что разнообразие видеоряда не даёт заскучать зрителю на столь "длинной дистанции". И при всём этом многообразии разносортных кадров и приёмов, их обрабатывающих, клип не создаёт впечатления "разрозненности", как это часто бывает при использовании разных исходников, разных эффектов или разных по насыщенности экшеном сцен, а является одним целым, естественно смотрящимся произведением, содержащим в себе предисловие, завязку, повествование, финал, послесловие; напряжённые и расслабляющие моменты; быстрый "полёт" сквозь весь видеоряд и сразу несколько технических находок, соединяющихся между собой на вид легко и просто. И все эти достоинства существуют в "Twilight" помимо "джентльменского набора хорошего клипа", как-то: сочетающаяся с видеорядом музыка, отличная синхронизация, красивые спецэффекты, качественный монтаж, наличие сюжета и идеи.
Резюмируя итог, скажу, что в моем случае произошло редкостное пополнение папки "шедевры"; сам же клип обязателен к тщательному покадровому изучению теми, кто считает себя клипмейкером; простой же зритель волен обращаться с ним на свой вкус ;).