Игра-экшн от первого лица в полном 3D с сюжетом из-под пера именитого мастера ужасов. Как видно из названия, к созданию игры приложил руку один из мастеров современной литературы Клайв Баркер, которого нынешний "король ужасов" С.Кинг в каком-то из интервью даже назвал своим преемником. Ну, преемник - не преемник, в данном случае не важно, а важно следующее: книги Баркера весьма себе интересны и занятны, и это несмотря на некоторое количество не совсем м-м-м… обыденных грехов господина Баркера (личную жизнь обсуждать не будем, кому надо заглянет в какую-нибудь статью, ну скажем на Википедии), а так же на то, что помимо пера, Баркер прикладывает свою руку не только к нему [перу, авторучке, клавишам], но и к затвору фотоаппарата, а так же рисовальной кисти. Что сказать, человек талантливый, безусловно, я вот, например, рисовать не умею. Ну а какой же из его талантов имеет отношение к нашей сегодняшней игре?
Разумеется, писательский. К.Баркер целиком и полностью придумал и сюжет и персонажей игры (колоритные личности, все разные, а сюжет класс, сказка, только страшная и от того не менее приятная). И потом, Баркер, будучи наверное знаком с компьютером, наверняка всячески давал разработчикам рецепты о том, как нам с вами, простым игрокам, преподать его письменный шедевр в 3D декорациях, да ещё так что б за душу хватало чуть ли не поминутно от происходящего на экране. Вообще, на то время, когда игра вышла, конкурентов у неё наверное и не было, разве что Realms of the Haunting (но игра стара как мир) и великолепные серии Блерской Ведьмы, Alone in the Dark, ну и может ещё из приставочного мира Resident Evil (на PC она конечно тоже есть, никто не спорит) и пожалуй Silent Hill (на компьютере есть тоже, и первая часть есть, не верите? - взгляните на коллекцию Гейммастера). Думаю сейчас на современной сцене нашего Undying'а без проблем заткнёт за пояс ну скажем здоровская игрушка Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Зов Ктулху, он самый, по мотивам произведений Говарда Лавкрафта, однако самого Ктулху помнится ещё Герман Мелвилл в Моби Дике упоминал…). А тогда, во время выхода Undying'а игра была просто жутко страшным шедевром в хороших смыслах всех вышеозначенных слов (да чего уж там, игра способна ещё и сейчас вызывать приступы страха у игроков, несомненное подтверждения правила о том, что графика в игре не главное).
Начинается всё, разумеется, как в хороших детективах - загадочно и таинственно. В первую мировую некий отряд солдат (англичан, по-видимому, но главный герой по сюжету - ирландец) нарывается в сражении на воинственное племя людей, точнее дикарей-работорговцев (зовутся они в игре трасанти). Однако эти "дикари" весьма странные люди владеющие… магией, весьма действенной кстати. Правда, при этом дикари довольно ловко орудуют мечами, револьверами, двустволками и динамитом (ну ещё бы они ведь работорговцы, т.е. фактически - пираты). Так или иначе, англичане побеждают в стычке с ними, но, разумеется, с потерями. Одной из этих "потерь" оказывается Патрик Гэлловей, наше воплощение на протяжении всей игры. Патрик просыпается в госпитале, весь в жутких шрамах от изранивших его заклинаний со странным камнем на шее (зелёного цвета толи минерал, толи горная порода какая редкая, зовется по сюжету Гельзибар) и письмом от своего командира (и друга по совместительству). В письме говорится, что отряд ушёл дальше, а ты товарищ поправляйся.
После сиих событий проходят годы, которые наш герой тратит на скитания по свету, изучение магии и таинственного камня. В изучении камня герой не очень-то преуспевает, тока обнаруживает, что камень обладает силой, способной отбрасывать врагов от заклинателя и усиливает магические способности своего владельца. А вот в магии Патрик достигает определённых успехов - например, учится видеть по своему желанию прошлое (а иногда и не по своему, т.к. магия дело не только опасное, но и весьма коварное). Попутно наш Патрик Гэлловей ведёт переписку со спасшим ему жизнь командиром отряда (другом) - Иеремией Ковеннантом, весьма начитанным и сведущим человеком, выходцем из известного и богатого рода. И всё было бы ничего, если бы в один прекрасный (а на самом деле не очень) день Патрик не получил письмо от Иеремии с мольбами приехать к нему как можно скорее. Патрик неохотно собирается в дорогу, так как он был изгнан из страны (магов между прочим нигде не жалуют, надо понимать, за некоторые виды тёмного колдовства, особливо такого, как взгляд в прошлое и подслушивание голосов давно умерших людей). Несколько недель путешествия по морю и наш герой, снаряжённый по военному, с длинными волосами (что бы не узнали), ужасными шрамами на лице (кто знает где он там обучался заклинаниям) и армейским револьвером системы Кольт за пазухой прибывает к воротам огромного фамильного поместья расположенного на некогда живописном, а ныне пришедшем в полный упадок острове (возможно и полуострове по карте в игре это не совсем понятно, ясно одно - материк в любом случае недалеко, как Манхэттен от остальной части Нью-Йорка, примерно так).
Патрик Гэлловей застаёт своего друга тяжело больным, долгое время не встающим с постели человеком. Дом его находится в упадке, в части особняка нет электричества, а слуги, почти все кто мог, разбежались, прихватив фамильное добро. И вот, едва наши боевые товарищи собираются поговорить по душам, как из нижней части дома со стороны оранжереи раздаётся нечеловеческий крик. Патрик хватает револьвер в левую руку (всё оружие в игре будет использоваться только левой рукой, правая отведена для вызова заклинаний), на шее у него ярко светит зелёным пламенем камень Гельзибар и его встревоженный голос произносит: - "Я пойду проверю что там такое" - комната за Патриком закрывается и дальше…
А вот что будет дальше - не скажу. Ибо рассказывать сюжет, который здесь - один из главных таранных механизмов для разума геймера, это прям таки преступление. Могу лишь сказать, может завязка и не шибко оригинальна, зато события, следующие дальше, по меньшей мере, занимательно-впечатлительное воздействие оказывают на сознание пользователя, а порою и приводят в восторг. Хотя, будь это книга, вышло бы наверное всё-таки не очень (ну не Гарри Поттер одним словом, раз речь идёт о магии, хотя кроме слова магия эти вселенные больше ничего не объединяет), а вот игра - это здорово получилось. Осмелюсь предположить, хоть и не режиссёр, что фильм тоже бы вышел ничего себе так.
Какие же ещё тайны игры можно раскрыть в обзоре? Ну, пожалуй что вот - игра хоть и занимает 1CD но получилась весьма себе длинной. На 2-ом и 3-ем уровне сложности (первый традиционно весьма лёгок, с урезанием некоторых врагов между прочим, как это пошло ещё со времён великого Doom и Quake) игра запросто может начать сниться по ночам, тока помимо ужасов из игры вам ещё будет сниться собственный окровавленный палец, щёлкающий по клавишам быстрой загрузки/сохранения, как И.С.Бах и некоторые из его детей по клавесину.
И ещё. Не подумайте, что всё это долгое и страшное действо будет происходить в большом особняке (а он действительно Большой). Пугать вас будут поминутно (голоса, стоны, завывания, предсмертные судороги, шорох, скрип цепей и игра натянутой верёвки на шее повешенного, стенания заживо похороненного) не только в особняке, но и в местах, о которых даже и не подумаешь, начиная играть в эту игру.
Нашего героя по сюжету будет заносить и в подземелья и в склепы и в параллельное измерение (причём не в одно) и в монастырские развалины с примыкающими к ним катакомбами; на старый маяк, пиратскую бухту, и в умопомрачительное путешествие во времени (в прошлое). Да и действо будет происходить не тихим прохладным полднем, а во времена осенней непогоды, то в холод, то в дождь; при попадании в одно из измерений - в настоящее адское пекло, а в другом измерении вас ждёт приторно-сладкая осень (похожая правда на лето), при занесении главного героя в прошлое - предстоит пострелять по недругам лютой средневековой зимой.
Оружия в игре - куча, на всю оружейную палату хватит. Имеется как рукопашное, так и огнестрельное. Причём огнестрельное заряжается разными типами патронов, например пистолет серебряными пулями либо же простыми 45-ого калибра. Помимо оружия есть магия которую можно усиливать по нескольку раз (есть и защитные заклятия и атакующие, имеется так же и одно некромансерского характера - оживляет трупы убитых врагов).
Кроме оружия есть и инвентарь где помимо аптечек, ключей, полезных предметов и походного дневника лежит и кое-что годящееся в качестве оружия, а именно - эфирные ловушки (для охоты на призраков, их [призраков] разумется простые пули не берут да и магия почти вреда не причиняет) и динамит (связка из трёх "волшебных" палочек, очень они игроку пригодятся и по сюжету и особенно при небольшой войнушке в пиратской бухте).
Немного о врагах. Самые значительные, это конечно боссы, коих победить можно лишь отрубив им голову (косой, это одно из самых ярко запоминающихся оружий в игре). Однако финального босса, подскажу, дабы не было потом прецедентов, рубить косой не надо. Ему, этому гаду, нужно просто хорошенько наподдать, выпустив в него по возможности весь имеющийся у вас к концу игры арсенал.
Простых врагов тоже много. И все разные, даже более-менее одинаковые с виду "садовые цветнички" такие на ножках, используют разные атаки против вас. И вообще, большинство врагов друг на друга не похожи ни капельки, цветки вышеописанные скорее исключение, чем правило. Враги предстают перед вами в виде монстров, людей, всяческих призраков и неких субъектов которых только чёрт разберёт, к кому относить. С уверенностью можно сказать только то, что есть враги, использующее физическое оружие (сабли, палки, а то и пистолет, а то и ружьё с пальбой дуплетом), а есть прохвосты пользующиеся магией. Ну и, конечно же, не обошлось без любителей насолить вам, пальнув молнией из руки, кинуть в вашу сторону пару связок динамита, обстрелять из пистолета и, подбежав к ошарашенному и побитому, достающему аптечку из походной сумки, поколотить вас палочкой (метра 2-а такая) или сабелькой (вроде ятагана, но с более широким лезвием).
Напоследок, думаю, не буду подробно распространяться ни об оружии, ни о сюжете, ни о врагах. Почему? Да потому что находить их и разбираться во всём этом гораздо, гораздо интереснее самому. Зачем кого-то лишать удовольствия. И потом у нас не руководство с прохождением.
Забыл про графику? В своё время меня она поразила конечно (движок Анриловский, улучшенный и приспособленный разумеется) - непередаваемо прекрасные пейзажи (хоть некоторые, к сожалению, почти плоские как сковорода, но таких немного), супер-реалистичный по тем временам дождь, и вообще всяческие там эффекты вроде снега, ветра, игры света и тени, огня в кострах, молнии. Да и модели не подкачали. Угловатость в них отсутствует (ну разве что монахи-фанатики выглядят пугалообразно), а лица, в особенности ключевых персонажей, выглядят приятно, я бы сказал даже фотогенично, хоть это конечно и не Дум за номером три.
Звук и музыка, кратко: они хороши и их цель ясна - напугать играющего, поддержать атмосферу игры до финальных титров и даже после этого снова вернуть вас на место умопомрачительной композиции из главного меню с тем, что бы призвать вас к повторному прохождению скажем через полгодика на более высоком уровне сложности.
И пару слов о локализации. Undying доступен как в фирменном переводе так и в неофициальном. Причём оба варианта представляют собой полностью переведённую и озвученную русскую версию с привлечением действительно профессиональных и действительно актёров и при этом переводчики несмотря на официальный и не официальный статус прониклись игрой просто на редкость поразительно и со знанием дела (всё это будет, если конечно вы взяли игру не со сборника).
В фирменном переводе названия перевели как "Проклятые", хотя слово undying на такой перевод что-то не очень походит. Соответственно в неофициальной версии название другое, вроде бы более правильное - "Бессмертный". Хотя, если подумать, бессмертие и есть одно из разновидностей проклятия, в общем, круг, не имеющий начала, получается.
Так или иначе, в обоих вариантах перед Undying стоит имя Клайв Баркер. Посему за прекрасный сюжет, историю и персонажей, а так же за редкостно реальную атмосферу происходящего на экране передадим ему и команде разработчиков огромное спасибо.
Автор обзора: Овчинников Евгений