Знакомьтесь: Клауд Страйф (Cloud Strife). Он был одним из лучших бойцов спецслужбы в крупнейшей корпорации мира - Шинра (Shinra). Он принимал участие в самых секретных операциях. Его знают в любой точке мира. Количество монстров, погибших от его меча, не поддается воображению. Но сейчас он устал. Его карьера закончена. Отставной боец прибывает в столицу, к друзьям, чтобы отдохнуть - ему просто некуда больше идти. Родной город Клауда давным-давно погиб от рук его вечного соперника и некогда соратника Сефирота (Sephiroth). И по прибытии в столицу уже вам придется следить за дальнейшей судьбой Клауда: ведь он - главный герой FF7.
Конечно же, отдохнуть Клауду не дадут. Сразу же по прибытии выясняется, что друзья замешаны в терактах против Шинры. И Шинра - далеко не тот благодетельный распределитель энергии, каким она представляется всему миру. Мутации, генетические эксперименты, загрязнение огружающей среды выбросами магии - это тоже Шинра. Похищения людей и других созданий, убийства и террор - и это Шинра, с которой борется наше подполье. Впрочем, это все потом, а сейчас Вам просто придется следовать указаниям, помогая друзьям в очередном теракте. После него вам придется выслушать краткий курс террориста, пережить похищение, а вскоре и открыто выступить против генерального руководства корпорации практически в одиночку - а ведь игра только-только началась! Темп событий не ослабевает ни на минуту, сплетаясь в причудливую сеть, и вовлекая все новых и новых героев: от людей до представителей древних рас и даже роботов. С каждым новым витком сюжета выясняются ошеломительные подробности о мире и персонажах - почти все события являются не тем, чем кажутся с первого взгляда, и точка зрения на происходящее за игру может поменяться несколько раз. Правда, закончится все, как и всегда очередным спасением мира - хоть и в нестандартном исполнении (правда, со вполне стандартной битвой). С начала и до конца напряженность сюжета не отпускает ни на минуту, заставляя с замиранием сердца следить за персонажами и думать, что же произойдет в следующий момент.
Но для хорошей игры одного сюжета мало. Вторая составляющая хорошей JRPG - боевая система - также не подкачала. Да, это все та же, любимая Square, система Active Turn Based, которую мы могли наблюдать в десятке других игр, дающая очередность хода участникам в зависимости от их скорости. Но суть, как всегда, в мелочах. В этой инкарнации основных компонентов боевых действий три: рукопашный бой+спецатаки, уникальные для каждого персонажа, использование предметов, традиционное для всех игр брэнда FF, и главная изюминка системы - магия. В этот раз магия заключена в шарах магической эссенции, которые могут быть вставлены в любое оружие и оборудование, и именно их наличие определяет что может делать в бою игрок. Количество и качество воздействий сильно варьируется - от банальных магических атак до дополнительных свойств типа воровства или защиты персонажей. Различных видов магии очень много, вдобавок при использовании магические шары прокачиваются, повышая свой уровень и даже меняя свойства. Поэтому на первых порах от разнообразия просто разбегаются глаза, да и в дальнейшем вы не один раз столкнетесь с вопросом "что это я такое нашел" (в этом спасибо системе помощи - точнее ее отсутствию). Но предметов не настолько много, чтобы окончательно заблудиться в этой дурной бесконечности и потерять интерес к игре, как это происходит, скажем, в последователе FF7 - Final Fantasy 8. Добавляет интереса также стратегичность боевого режима: при выборе любого действия персонажа время останавливается, позволяя не спеша выбрать, что же вы, собственно, хотели сделать. Этого сильно не хватает многим другим играм со сходной системой, превращая их фактически в аркады.
Кроме указанных элементов FF7 обладает также кучей самостоятельных миниигр, как сюжетных одноразовых (гонки на мотоцикле, плавание под водой), так и опциональных "долгоиграющих": выращивание Чокобо или миниРТС по защите утеса сами по себе могут занять далеко не один час времени. Я уж не говорю об играх в казино.
Так что же, FF7 - суперигра? Совсем нет. При указанных достоинствах у игры есть множество недостатков, от мелких до фатальных. Впрочем, отношение к последним сильно зависит от точки зрения игрока.
Дело в том, что ФФ7 с начала до конца сделана в духе японского комикса - манга (точнее, его анимированной разновидности - аниме). Причем из-за сильнейшего недостатка полигонов в консолях того времени, разработчики пошли на шаг, который больше нигде в серии не встречается: использовать chibi-анимацию. Эта разновидность аниме характеризуется карикатурной упрощенностью и "детскостью" получаемого результата. Конечно, нарисовать такого персонажа проще, и, наверное, если уж так нужна 3D-анимация, такой шаг был вполне оправдан, а для человека, привыкшего к аниме, это смотрится вполне нормально. Но на мой европейский взгляд результат выглядит так, как будто всем персонажам не больше 14-ти, причем детки вышли весьма угловатые. Это при том, что по сюжету большинству персонажей никак не меньше тридцати.
Все, с чем вы столкнетесь за пределами видеороликов, выглядит странно пустынным: все в той же комиксовой манере рисуется только самое необходимое, так что даже в центре столицы вы встретите от силы десяток человек. Да и те не занимаются своими делами, а смиренно стоят и ждут, пока герой решит с ними заговорить, выдавая каждый раз одни и те же реплики. Мир в целом столь же аскетичен: на целую планету вы увидите с десяток городов, море, да горы. Все остальное -однотонные и плоские текстуры разных цветов: "где нет сюжета, нет ничего". Впрочем, сюжет также пострадал от указанной комиксовости: поскольку все те же технические ограничения не позволяли озвучить персонажей (звук появляется в серии только в 9-й части, если не считать одной CD-audio песни в восьмой части), то все реплики персонажей выводятся прямо у них над головами. И все бы ничего, но выводятся они строго поочередно и крайне сжато: каждая реплика занимает не больше трех строчек на экране. Если же участвуют больше двух человек, за раз все равно говорит только один, строго выжидая своего момента, и создавая ощущение четкой срежессированности текста, а никак не живой беседы. Естественно, более-менее сложные описания таким образом осуществить просто невозможно, поэтому все экскурсы в прошлое проводятся только живьем: мы наблюдаем за сценой, а не читаем ее описание.
В результате при всей своей сложности сюжет ФФ7 - это скелет. Я искренне завидую тем, кто видит за этим скелетом динозавра - я не обладаю таким воображением, чтобы по двум-трем словам воссоздать личность человека с подробностями, достойными Толстого. Для меня это всего лишь кости - хоть и симпатичные кости. Если же вы ждете литературности диалогов, проработанности характеров, живых реплик - не беритесь за эту игру, их там нет.
Боевая механика тоже хороша - в пределах одного боя. А теперь представьте, что вам придется вести такие бои раз в три минуты, посреди чиста поля и без малейшей возможности спланировать бой заранее, в лучших традициях JRPG (зачастую вы даже не знаете, с кем будете биться). Да, на поздних этапах вы сможете избегать битв со случайными монстрами на карте - но случайные битвы на любой сюжетной локации остаются с нами до самого конца. И-за этого, например, последнее подземелье я проходил часа два - а ведь там локаций не больше десятка!
Упомяну и вечную беду огромного числа JRPG и всех известных мне их PC-разновидностей: при наличии огромного количества параметров у персонажа, все отличие между разными людьми и даже расами может быть уложено в прокрустово ложе "воин или маг". Первые обладают удвоенной силой рукопашных атак и здоровьем, вторые компенсируют недостаток физической силы повышенными резервами маны и усиленными магическими воздействиями. Вот и вся разница.
Не добавляют вдохновения и миниигры. Сами по себе они неплохи, но самой своей сутью предназначены для повторных прохождений: сюжет все время гонит вперед, не давая задумываться над дурацкими отвлечениями - довольно странно неделями пестовать Чокобо, когда вот-вот погибнет твой друг. И лишь когда вы отрешитесь от сюжета, не будете пытаться проникнуть в мир и займетесь эксплуатацией возможности игры, вот тогда вам удастся насладиться прочим. Но и тут будьте осторожны: большинство миниигр возможны только в свое время. Чуть-чуть запоздайте, пройдите чуть дальше по сюжету, и возможности закроются.
Стоит также сказать, что в PC-версии половина миниигр, что запускаются на отдельном движке - то есть, почти все сюжетные - неиграбельны. Они слишком быстры уже на 1ГГц, и дальше становится только хуже. Хорошо еще, что в механику заложено обязательное "правильное" разрешение ситуации, иначе игру было бы вовсе не пройти на современной машине.
Таким образом, резюмируя: хороший стержень сюжета и неплохая боевая механика способны доставить вам много приятных минут. Стоит только помнить при выборе этой игры, что для получения удовольствия вам по необходимости понадобится достаточное воображение (и желание его применять), чтобы адекватно воспринимать комиксовый сюжет. А также море терпения, чтобы выуживать сюжетные сценки между часами боев со случайными монстрами - ну, или умение получать наслаждение от таких боев. Не помешает также толерантность к очень малополигональной графике качества середины 90-х годов прошлого века, пришедшей к нам прямо с приставок, но у человека, что нашлось воображение в первый раз, с этим проблем быть не должно. (Хотя, на мой взгляд, рисованная графика пошла бы этой игре куда больше полигональной). Видимо, людей, что сочетают все эти качества, очень много в Японии: ведь именно там ФФ7 является культовой игрой. И именно она, единственная из серии, удостоилась полноценного киносиквела: Final Fantasy 7: Advent Child, который набрал очень неплохие отзывы, и не только у фанатов.
Автор обзора: Smiling Spectre
1434 Прочтений • [Обзор игры Final Fantasy VII for PC] [17.10.2012] [Комментариев: 0]