3D-шутеры (от слов "трёхмерный" и "стрелялка") уже довольно долго являются одним из самых популярных жанров компьютерных игр. Как только стали позволять возможности видеокарт, платформенные игры, где один качок при "взгляде сбоку в разрезе" на него расправляется с толпами и сонмами всякой нечисти, переросли во впечатляющие миры с полом и стенами, взглядом из глаз героя и вообще, очень реальной обстановкой.
Долгое время лидером по их производству оставалась фирма ID Software, чьи творения DOOM и QUAKE мало кто ни разу не встречал. Однако недавно у этих крайне популярных продуктов (и их многих продолжений) появился серьёзный конкурент.
В конце 98 года фирма Valve на пару со знаменитой Sierra показала, какой могла бы стать "реалистичная ходилка" при тогдаших возможностях аппаратуры. Это их творение называлось "Half-Life" (что можно перевести и как "полураспад", и как "полужизнь","полуживое"). И, надо сказать, игра удалась на славу. Сюжет Первое, что отличает HL от предшественников (и даже многих последователей, хотя это и не первое, что замечает игрок – ведь играть нужно довольно долго, пока разберешься, что зачем) – длинный и сложный, тщательно продуманный и уникальный по сути сюжет. И, если Quake, например, всей предысторией говорит:
«стреляй все, что движется, собирай, что собирается, нажимай, что нажимается», то здесь все намного сложнее. Обстановка отнюдь не футуристическая, а наша земная (даже если она и секретная база), вы – никакой не Арни Шварц, а обычный ученый (даже если и засекреченный), и вообще, поначалу игры создается впечатление скучного квеста, где вам ни оружия в руки не дадут, да и внимания больше чем на «А, привет!» не уделят. Но уже через какое-то время окажется что невесть где полученные навыки владения любым оружием, а также особый защитный костюм, делают вас единственным человеком, способным обуздать последствия катастрофы, вызванной горящими планами и оборудованием одновременно.
Однако для этого вы проделываете длинный и сложный путь по этажам и вентиляциям, выходите на поверхность и ныряете в канализацию, а под конец попадаете и в чужой мир… не на планету, а скорее на группу астероидов. При этом, хотя предметов как таковых в игре нет, в ней есть все элементы квеста, означающие последовательные, хотя и не всегда логичные действия, необходимые, чтобы пробраться дальше. Иногда, чтобы преодолеть заклинившую дверь, придется 2-3 уровня ползать по вентиляции, а с гигантскими нездешними растениями следует бороться столь же гигантским огнеметом, который нужно и зажечь «искрой», и снабдить топливом.
Что до 3D-Shooter’ства, то в виде мишеней вам предоставляют до 3 неразумных видов инопланетных животных, до 3 в меру разумных инопланетян, и до 4 не в меру разумных и чересчур крепких предводителей того же происхождения. Кроме того, есть и особый вид плотоядного растения, с которым почти невозможно справиться, и 2 вида очень опасной рыбы. Но и это не всё: катастрофа вызвала меры со стороны правительства, и наравне с пришельцами к врагам относятся и войска особого назначения «прибывающие на базу постоянно, и снайперы (вернее, снайперицы) - ниндзя, встречающиеся пару раз в особо трудных местах.
Обе группировки непримиримо воюют как с вами, так и друг с другом, а вы можете решать на чей стороне выступите в предстоящих баталиях. При этом интеллект ваших соперников крайне высок, они могут прятаться за препятствиями и убегать от гранат, реагировать на шум.
Однако, кроме врагов в игре вам встречаются и друзья. Выжившие люди с базы – охранники и ученые – видят в вас единственную надежду и защиту. Ваши враги – и их враги, поэтому охраняйте их всегда и спасайте, если возможно, каждого. Иногда это даже просто необходимо по сюжету, т.к. часть дверей с кодовыми или сенсорными замками (реагируют на сетчатку глаза) открываются только охраной или учёными соответственно. Кроме того, ученым известно много больше вашего. Разговаривайте с ними, иногда при этом они могут подлечить вас. Любых двух человек вы можете взять с собой в сопровождение – например, чтобы направить к замку двери, или чтобы воспользоваться оружием охраны для прикрытия. Но помните, что они не прыгают и не ползают, и не все препятствия им по плечу.
Итак, по ходу игры надо думать, как вмешаться в битву землян и пришельцев с наименьшими потерями для себя; как пройти минные поля; как обойти сенсорные лучи, включающие пулемёты; как упасть с высоты и не разбиться; как и зачем включается различная аппаратура, от электростанций внутренней ЖД до системы наведения воздушного удара (бомбардировки). А логика жизни в родном мире захватчиков тоже дается не сразу.
Управление
По приезде на базу Черная Гора вы – простой ученый без оружия и оборудования. Но в процессе игры вы сперва обзаведетесь защитным костюмом, затем постепенно всеми видами оружия, и наконец антигравом.
Защитный костюм – секретное изобретение ваших лабораторий, представляет генератор защитного поля, рюкзак, фонарик и даже компьютер в едном целом. Компьютер будет сообщать о состоянии окружающей среды, контролировать ваше состояние и автоматически снабжать лекарством по мере надобности. Он может предупредить о повашенной радиации, токсичных веществах, нехватке кислорода, переохлаждении или перегреве. Фонарик незаменим для путешествий во многих темных туннелях, в воде и в вентиляциях. Его заряд довольно быстро убывает, но со временем полностью восстанавливается, так что экономьте свет. Что до генератора, то благодаря ему вы можете выдерживать страшные удары вроде попадания снаряда, взрыва мины или удара молнией без особого ущерба для здоровья. На всё это будет расходоваться энергия аккумулятора костюма, поэтому за его зарядом, как и за здоровьем, надо внимательно следить. При полной разрядке вы не умираете, но становитесь крайне уязвимы.
Оружие – очень разнообразно, но условно делится на 5 типов; переключение не совсем обычно, цифровые клавиши отвечают за категорию оружия, и необходимо несколько нажатий на категории, чтоб подсветить нужный аппарат. Выбор осуществляется клавишей стрельбы.
простейшее холодное оружие, почти всегда с тобой. Это фомка. Несмотря на простоту очень мощно, даже крепкие воины инопланетян погибают от 2-3 ударов.
легкое оружие. Это стандартный пистолет, которым оснащены все охранники базы, на 16 патронов и 1 в стволе. В запас к нему вы можете взять обоймы на 250 патронов. Также здесь найдете и кольт, благодаря крупному калибру очень опасный и мощный. Им пользуются ниндзя. Расчитан на 6 патронов, в запас берете 36 зарядов.тяжелое оружие. Это двустволка на 8 патронов. Вы можете стрелять как одиночными выстрелами, так и из обоих стволов сразу. Сильна, но медленно перезаряжается и плохо бьет на расстоянии. В запасе 125 патронов. Здесь же автомат на 50 патронов, которым вас встретят все десантники. Очень эффективно, но быстро расходует боеприпасы. В запасе – 250 патронов и 10 гранат, взрывающихся не по времени, а по удару. Это значит, что не только вы будете метать гранаты, ими умело пользуются и «красные береты». Здесь же убийственный арбалет с оптическим прицелом, стреляет транквилизаторами. Единственное оружие (кроме фомки), эффективное под водой. Рассчитано на 5 зарядов, медленно перезаряжается, в запасе 50 дротиков.
уникальное – это самое тяжелое и смертоносное оружие. По-видимому, вы очень крепкий человек, если способны со всем этим бегать и прыгать. Это импульсный накопитель – похож на автомат но стреляет энергией(плазмой), при этом сила заряда регулируется. Стандартно настроен на силу 2, но можно довести ее и до 20 зарядов/выстрел. Использует энергозапас в 100 единиц в отдельном аккумуляторе.
Сюда же относится плазмомет, более эффективно, но менее экономно использующий 100 зарядов накопителя. Правда, особенности стрельбы более широким лучом делают её менее эффективной для некоторых противников. Ракетница с 5 зарядами и одним в трубе может управлять полетом снаряда после выстрела. Смертельна и тяжела в обращении. Ещё одно оружие, клешня, используется воинами захватчиков. Стреляет какой то органикой (пчелами?), которые потом возвращаются назад. Потому не требует зарядов. Однако стреляет быстрее перезарядки, поэтому рассчитывайте только на 8-10 быстрых выстрелов. Неуправляемые «патроны» сами наводятся на врага и рикошетят от стен, но можно и отменить такой режим, стреляя строго по прямой – это с успехом заменяет фомку на расстоянии.
специальное – здесь собраны разные хитрости, 10 гранат (по времени), 5 мин-ловушек (часто встретятся перегораживающими путь, их можно перепрыгнуть или расстрелять издалека) удобны, когда враг следует за вами, 15 ручных клещей-мутантов атакуют избирательно живые объекты, а если таковых нет, то и вас. Со временем или при расстреле взрываются. И, наконец, 5 мин дистанционного управления.
Часть оружия применяется не только по кнопке «огонь», но и альтернативно, по кнопке «альтернативного огня». Двойные выстрелы, гранаты, накопление энергии, оптический прицел и прямолинейная стрельба клешнёй используются именно так.
Также, большая его часть требеут перезарядки. Неприятно вступать в схватку с пятью патронами в стволе, поэтому в тихое время переберите все оружие, нажимая клавишу «перезарядить».
Антиграв – появляется перед самым перемещением к чужим. Следует потренироваться в его применении, для этого перед прыжком с разбега следует очень быстро нажать приседание. Вообще, система прыжков рассчитана очень точно, и с разбега вы всегда можете запрыгнуть на чуть бОльшую высоту, чем это доступно с места.
Плавание производится, как обычно, двумя клавишами, также подходят прыжок и приседание. Но удобнее просто идти вперед направляя мышкой. В некоторых водах полно мелкой кусучей рыбешки, которая с трудом убивается фомкой. Поэтому в воде лучше не отдыхать и не останавливаться, разве что прячась от пуль. Также через какое-то время стремительно падает здоровье (кислород), однако в игре учитывается, что после всплытия вы восстанавливаете дыхание, и уровень здоровья медленно повышается до того, с которым вы нырнули (если не было нападений в воде).
Клавиша «взаимодействия» включает в себя все небоевые действия со средой – нажатие кнопок, разговоры, принятие спутников вгруппу или исключение из неё. Не все рычаги и кнопки полезны, иногда необходимо нажатие их в определённой комбинации для продвижения дальше, а некоторые работают лишь какое-то время, так что внимательно исследуйте результаты действия каждой.
Графика и оформление
Отличные. Сперва, сравнивая, скажем, с Quake, вы можете предположить, что здешняя графика хуже и более раннего происхождения. Вырисовываются многочисленные, довольно сложные по форме объекты, и поэтому графика страдает впечатлением некоторой упрощенности, или угловатости. Но зато общее разнообразие приятно радует глаз. Хорошо сделаны выходы на поверхность и путешествие в чужом мире. Даже расплывчатый задний фон неплохо увязывается с реальным пейзажем, по которому бродите вы. Очень часто игра переходит в новую зону, и каждая разделена на свои подзагрузки. Соответственно с каждой подзагрузкой вы будете встречать совершенно новые объекты, стены, задания и врагов.
Звук
Немногословен (большие участки вы можете преодолевать в тишине) но многочислен и разнообразен. Очень хорошо, например, эхо в туннелях и переговоры десантников по рации. Кстати, прислушивайтесь к ним всегда, очень часто они предупредят вас о своих действиях и начале атаки.
Кроме направления на объекты и общего оформления, звук несет большую информационную нагрузку. Игроки без звуковой карты могут многого не понять по ходу игры, также трудно преодолеть моменты, зависящие от звуковых сигналов (например, перемещение в мир Ксен к пришельцам).
В общем и целом
В общем игра заслужила свою популярность. Она породила много добавлений, явившись основой для крайне популярной версии сетевых сражений «Counter Strike». Также существует продолжение «Opposing Force», где вам предлагается сыграть на стороне десантника, отставшего от своих.
Недавний выход продолжения “Half-Life 2” подтвердил удачную идею и хороший движок, который, судя по всему, много улучшен в этой версии. А первая версия до сих пор остается классикой. Рекомендуется всем любителям жанра.
Оценка игры
Сюжет:
Графика:
Музыка/Звук:
Геймплей:
Сложность:
Системные требования
P133
SVGA HighColor(16bit)
24MB RAM
200MB на HDD
мышь, клавиатура
звуковая карта
Автор обзора: TomCaT
1060 Прочтений • [Обзор игры Half-Life] [17.10.2012] [Комментариев: 0]