Начну издалека
Как известно, с незапамятных времен игры делятся на жанры. Разумеется, существуют мультижанровые игры - но, как правило, в таких играх всегда доминирует один-два элемента, что и позволяет отнести ее к той или иной области. Но есть и такие игры, где намешано столько всего, что практически невозможно отнести ее к чему-то одному... за единственным исключением. Имя этому исключению - РПГ.
РПГ или ролевые игры - это игры, которые изначально предназначены для симуляции мира и поведения персонажей в нем. Мира в целом, не какой-то его части, как это принято в любом другом жанре. Любой проект, который претендует на целостность мира, неизбежно приходит к РПГ - неважно, называется ли его принадлежность вслух (как во всех онлайновых РПГ) или нет (как, например, в GTA или Elite). Таким образом, в идеале РПГ - это жанр жанров, включающий все и удовлетворяющий всех. К сожалению, при современном состоянии дел - это всего лишь идеал. Идеал недостижимый - никаких ресурсов не хватит на подобную игру. Да и ментальные ресурсы не бесконечны - ведь чтобы реализовать, скажем, вязание, нужно сначала, чтобы идея о нем пришла в голову программистов... Таким образом, любая реально существующая РПГ - это "усеченный" мир. Каждый убирает что-то ненужное, причем это "ненужное" у каждого свое. Например, мир Jagged Alliance 2 невозможен без стратегической составляющей, а вот в Newerwinter Nights она совершенно незачем, зато игра напрочь умерла бы без динамичного геймплея, которого просто нет в JA2. Но если можно выкинуть все - что же тогда составляет суть РПГ?
Небольшой анализ того, без чего можно обойтись, обнажает простую вещь: в пределе РПГ обязательно должна иметь персонажей с изменяемыми характеристиками, которые влияют на игру. Обычно именно наличие этих, строго отмеренных характеристик и дает возможность причислять игру к РПГ - но на самом деле их наличие в явном виде совсем необязательно, что доказывает пример того же GTA. Кроме этого обязательно присутствует один из двух элементов (а лучше оба) - хороший сюжет и развитая игромеханика (то есть, богатый набор действий персонажа в игре). И тут мы приходим ко второму противоречию РПГ. Дело в том, что чем сильнее игромеханика, тем сложнее написать внятный сюжет - потому что само обилие возможностей действия дает средства его поломать! И наоборот, хорошо прописанный сюжет автоматически сужает набор действий персонажа - он должен вести себя не как угодно, а в рамках сюжета. Разумеется, идеальным случаем был бы сценарий, который бы включал в себя все возможные последствия каждого действия игрока - но тут мы снова натыкаемся на непреодолимую пока преграду ограниченности ресурсов...
Реальные РПГ преодолевают эти противоречия по-разному. Максимально хорошим вариантом, разумеется, был бы случай, когда число доступных действий лимитированно, а каждое из последствий зашито в сюжет - и при этом поле действия остается достаточно широким, чтобы у игрока не возникало чувство ограниченности игры. Однако такой вариант крайне редко реализуется - собственно, я могу назвать только Fallout 1 и 2, Geneforge 1-2, да Planescape: Torment, которые соблюдают баланс между широтой действий и сюжетом.
Большинство игр болтаются где-то в диапазоне "механика-сюжет" с преобладанием того или другого. НО есть два важных исключения - подкласса игр жанра РПГ. Это японские РПГ (или JRPG) и Rogue-like игры (именуемые также "рогаликами"). Рогалики - это игры, где сюжет принесен в жертву многообразию - они включают огромный набор действий, предметов и монстров - но мотивация персонажа крайне редко простирается дальше "убей их всех". Здесь мы эти игры не рассматриваем. На другом полюсе находятся JRPG. Это - игры, где персонаж нужен только чтобы двигаться по сюжету. Обычно все взаимодействие с миром сводится исключительно к выбору "поговорить", "взять" и "убить". Сюжет идет независимо от действий персонажа - да не очень-то много действий ему и дают. Зато в лучших своих представителях JRPG имеют весьма насыщенный и нелинейный сюжет...
Anachronox - это JRPG. Отличная JRPG. :) Однако к "обычным" JRPG его не отнесешь... Рассмотрим, наконец, его поближе.
Сюжет
События происходят на планете Anachronox, которая собственно и дает название игре. Анахронокс - ключевая планета в мировой системе межзвездных путешествий - именно здесь находится ключевая посылочная станция (которая так и называется - Станция "Посылочная Станция" - Sender Station Station - образец многочисленного скрытого юмора игры :). Именно она связывает все межзвездные пути друг с другом. Собственно же пересылкой занимается сама планета. Она, очевидно, искусственная, покинута хозяевами-инопланетянами неизвестно когда, но функционирует исправно. Впрочем, вашему герою на момент начала игры не до таких тонкостей. Он - Sly Boots - спивающийся и постепенно опускающийся на самое дно частный сыщик. На текущий момент все его имущество состоит из старого пистолета (ломающегося в первом же бою), личного робота (без батарей), игровой приставки (без картриджей), да офиса (бывшего склада), расположенного на территории Нижнего Анахронокса - приюта бедноты и бандитов. А начинается игра с того, что Слай крепко получает по мозгам от местного мелкого мафиози (точнее, одного из его подручных), причем заканчивается все вылетом сыщика в собственное окно офиса. И это Слаю не нравится настолько, что он прекращает пить и начинает искать работу. Такое решение приводит его к запутанному расследованию происхождения Mys-Tech - артефактов оставленных древней расой, а в конце концов делает его одной из ключевых фигур в извечной борьбе Порядка и Хаоса. И, как обычно, именно от него будет зависеть существование этой Вселенной...
В течение игры вам предстоит встретить шестерых соратников (один краше другого - как в прямом, так и в переносном смысле :). Каждый из них уникален, и каждый чем-то поможет при прохождении игры. Вы побываете на нескольких планетах - каждая со своими особенностями и своим преобладающим населением. Одной из планет после этого сильно не поздоровится. :) Посещаемые места варьируются очень широко - от фабрики токсичных отходов до борделя для всех рас Галактики. В списке также имеются пещеры, пустыни, заснеженные города и вулканические реки...
Теперь, собственно, по структуре игры
По всем своим "родовым" признакам Anachronox ничем не отличается от любой другой JRPG. Он имеет следующие "врожденные" особенности:
Семь уникальных персонажей. Каждый из них умеет что-то свое, недоступное другим. В сюжете есть места и люди, реагирующие на определенных персонажей. Но все эти умения являются сугубо опциональными - в принципе, возможно пройти игру, не пользуясь ни одним из специальных умений. И сюжет от этого не изменится ни на грамм.
Линейный сюжет. Нет действий, которые привели бы к другой сюжетной линии, и только смерть персонажей может ее прервать (что приведет игру к концу, естественно :).
Крайне ограниченная игромеханика. Вне боя персонажи могут только подбирать предметы (наступив на них), общаться с остальными существами (выбора реплик не предусмотрено), да открывать двери/сундуки. Плюс применение спецспособностей (что возможно далеко не всегда). Еще, правда, можно покупать/продавать оборудование в магазинах. Это все!
Боевая механика, как это всегда в JRPG, несколько шире, но ее тактические возможности тоже весьма ограничены: бой ведется на арене, совпадающей по антуражу с местом столкновения и занимающей примерно 4х4 клетки. Можно использовать текущее оружие, использовать спецспособность, использовать предмет из инвентаря, перейти на другую клетку и использовать Mys-Tech (местный аналог магии). Да, еще и использовать конструкции, буде такие окажутся на арене. Но это бывает крайне редко - в основном в ключевых битвах.
Бои бывают двух видов: сюжетные ведутся с особыми монстрами (все их обычно называют "Боссами", хоть это и не так), обладающими уникальными атаками и, как правило, второго такого монстра в игре больше нет. Обычные же бои ведутся с монстрами, постоянно присущими определенному месту. Обычно эти монстры вновь возникают на тех же самых местах, стоит выйти с уровня и зайти обратно.
Подыгры. Аркадные, как правило. Их там примерно с полдюжины сюжетных, плюс применение спецспособностей вне боя как правило тоже сопровождается миниигрой.
Сюжет, как всегда, состоит в Спасении Мира От Зла.
Но не все так плохо. :) Во всем остальном Anachronox - совершенно нетипичная JRPG.
Начнем с того, что сделана она в Европе. :) Поэтому здесь нет Супер Крутых Бойцов На Мечах этак лет 18-ти от роду с большими глазами и улыбкой до ушей. Вряд ли спивающийся частный сыщик может служить им заменой. :) Остальная компания ему под стать - вы увидите домашнего боевого робота, коллекционера-боевика 60-ти лет от роду с необычайными способностями к убалтыванию - и это только в самом начале!
Игра наполнена всевозможными аллюзиями на литературные произведения, намеками на культовые фильмы - а также здоровым чувством юмора! Один Квест По Добыванию Грязного Носка (сюжетный, кстати) чего стоит! Отдельное слово о видеовставках (которые тоже являются непременным атрибутом JRPG).
Почти любая видеовставка из игры (сделаны они прямо на движке игры) - это произведение искусства. Она обычно является сюжетно завершенной сценкой, со своей мыслью и хорошей озвучкой. Да, юмора в них тоже много. К счастью, присутствует возможность включить субтитры, иначе большинству русских игроков юмор был бы непонятен. Все вставки сохраняются, так что можно просмотреть их и позднее.
Существует много побочных квестов. Парочка из них (например, квест с Сопротивлением и полицейским) оказывает косвенное влияние на сюжет, и тянутся параллельно по всей игре. Честно говоря, мне не удалось получить удовлетворительный конец этих двух квестов - так что, возможно, они еще богаче, чем мне известно.
Каждому из независимых персонажей игры есть, что вам сказать! "Стандартных" реплик, столь любимых в JRPG здесь просто нет! Большинство персонажей, естественно, имеет всего две-три реплики - но это их реплики, которые никто другой не произносит. Более того, часть персонажей реагирует по-разному на разных членов вашей команды!
Кроме того, в игре присутствует как минимум одно ветвление - вы можете выбрать одного из трех персонажей для прохождения ветки. В конце концов все три ветки сходятся в одну, но каждая из них имеет свой, связанный только с ней, этап, а также свой набор видеовставок. Если хотите увидеть все - проходите каждую ветку...
Как это все выглядит
А выглядит достаточно неплохо. Слегка квадратные модели персонажей компенсируются тем, что в крупных планах их детализируют достаточно, чтобы даже мимику разобрать. Движок - от Квейка 2.
Вид - от третьего лица, но с возможностью приближения. Обычно вы смотрите в спину заглавного персонажа, но это необязательно - управление курсором в любую сторону, а мышью вид крутится. Но, разумеется, удобнее, когда видно, куда ты идешь. :)
Пейзажи достаточно разнообразны. Конечно, преобладают клаустрофобические - потому как вы то в недрах планеты, то просто в подземелье - но широкие и светлые пейзажи тоже встречаются не единожды - та же Sender Station Station выглядит очень светлой и просторной - каким и должен быть вокзал. А всевозможные объекты пейзажа зачастую просто красивы...
В заключение
В заключение хотелось бы сказать, что язык игры бывает весьма специфичен. Это добавляет атмосферности и юмора - но, боюсь, при переводе все будет потеряно. Поэтому усиленно рекомендую всем смотреть именно английскую версию игры - для получения максимального удовольствия.
И в дополнение
Рекомендую перед началом игры поставить все патчи (коих, если не ошибаюсь, три). Взять их можно, например, на www.planetanachronox.com. Там же есть прохождения, описания монстров и квестов, а также многое другое...
Системные требования
Win 95
64 mb ram
4-x CD-ROM
Keyboard, Mouse
DirectX 7.0
Автор обзора: Smiling Spectre
1304 Прочтений • [Обзор игры Anachronox] [17.10.2012] [Комментариев: 0]