Вводное слово
Для начала, немного о названии. Black Isle Studios применила, по-моему, первый и единственный раз метод формулирования названия, ранее используемый для своих РПГшных игр лишь SSI. Это формат - "Название сеттинга": "Название игры". Но почему-то люди не любят такие названия: в результате в процессе эксплуатации испаряется либо первая часть (Forgotten Realms Legend Series vol. I: Eye of the Beholder), либо само название игры (Dark Sun: Shattered Lands). То же произошло и с Planescape: Torment - большинство людей знают ее как Planescape, хотя это - всего лишь название сеттинга, а игрушка зовется Torment.
Да, а что же это за сеттинг такой? Planescape во многом уникален для миров AD&D. Именно этот сеттинг объединяет все остальные концепцией "мультиверсума" (мультивселенная, в противоположность единой вселенной, Универсуму). Он рассказывает о месте стыка Верхнего, Среднего и Нижнего планов и городе, находящемся на этом стыке: Сигиле. Из-за своего уникального положения двери измерений (планов, отсюда Planescape, по аналогии с Landscape) в Сигиле на каждом шагу, поэтому Сигил называется также Городом
тысячи дверей. По этой же причине в Сигиле можно встретить кого угодно - от ангелов до демонов. Только богов нет здесь - давным-давно они были изгнаны Леди Боли (Mistress of Pain), которая не выносит, когда поклоняются другим богам, и даже ей самой. Она нетерпима настолько, что уничтожает таких людей. (Люди - условный термин. Разумеется, большинство обитателей Мультиверса, и Сигила в особенности людьми не являются :). Кроме этого, рассердить Леди может только вред, причиняемый ее созданиям - дабусам - которые занимаются тем, что постоянно чинят город, не давая ему разрушаться.
В этом городе и начинается игра. Вы приходите в себя в морге - весь истерзанный и полностью лишенный любых остатков памяти - неудивительно, что вас определили в морг! - и сопровождаемый странным летающим черепом...
Сама игра
На первый взгляд, Planescape: Torment полностью идентична всем остальным играм, выпускаемым на движке Infinity - Baldur's Gate и Icewind Dale. Да, здесь те же рисованные задники, мелкие картинки персонажей и реалтаймовые битвы со стратегической паузой. Разве что пейзажи помрачнее, но что вы ещё хотели от
игры с названием "Пытка"? :) Однако по мере того как вы погружаетесь в мир Плейнскейпа, выясняется, что игра-то во многом уникальна. Ее уникальность проявляется во многих отношениях. Кроме всего прочего, такое ощущение, что в Planescape: Torment студия Black Isle выжала из движка все что можно.
Перечислю вкратце особенности игры, остановившись на наиболее уникальных.
Главный герой
Второго такого, кажется, нет. Начнем с того, что он не спаситель мира и даже не Самый Крутой Человек во Вселенной (и им не становится!). Он необычен, да, но главный вопрос его жизни (и, таким образом, игры) совсем не "Кто угрожает Вселенной и как его прибить?", а всего лишь "Кто я?". Он так до конца игры и остается Безымянным (Nameless One).
Тем не менее, личность вашего протагониста уникальна: кроме всего прочего (о "прочем" вы узнаете по ходу игры ;) он может - единичный случай для AD&D! - по своему желанию менять класс и становиться Бойцом (Warrior), Магом (Wizard) или Вором (Thief). Опыт для каждого класса идет независимо - то есть, фактически, это три разных ипостаси одного человека, а не "мультикласс", как это обычно бывает. Правда, для смены класса необходимо найти человека, который является мастером в выбранной области и согласен вас "перевоспитать", но после выхода из Морга (Mortuary - Мертвецкая на самом деле) особой проблемы это не представляет. И еще лучше то, что квесты выполняются по-разному, в зависимости от того, каким классом вы играете. Более того, для каждого из трех классов существует своя, уникальная линейка квестов! Элаймент (alignment) Безымянного - отдельная песня. В отличие от всех известных мне КРПГ, элаймент героя - не фиксированное значение. Вы начинаете абсолютно нейтральным персонажем (True Neutral), и лишь от ваших действий зависит, каким он придет к финишу - доступен весь диапазон от Lawful Good до Chaotic Evil.
Спутники
Не так экзотичны, как Безымянный, но так же своеобразны. Каждый из них (как выясняется) каким-то образом имеет отношение к протагонисту, и каждый - уникален. Из всех десяти доступных в принципе спутников нет двух даже одного биологического вида! И эти люди - не просто манекены, послушные вашей воле. С каждым из них можно говорить, каждый имеет свои секреты, а раскрытие их приносит внушительную прибавку к опыту и даже изменение параметров ваших спутников! Излишне говорить, думаю, что в большинстве случаев есть и такие ветки разговора, что приводят к открытой конфронтации - и тогда вы сможете только убить "плохого" компаньона, что тоже далеко не самая легкая задача.
Предметы
Интерактивны донельзя! Забудьте о стандартных "оружейных магазинах" - нет, они есть, но особого разнообразия вооружения и брони вы там не найдете. Не говоря уж о том, что габариты ваших спутников таковы, что "стандартные" вещи им не сильно-то и подходят - ну, зачем, скажем, меч черепу? Зато есть
магазин татуировок (каждая из них уникальна, и почти все доступны вам только после выполнения соответствующего квеста), парочка магических магазинов и один магазин редкостей - имеющиеся в нем предметы по-настоящему редки! Каждый годится только для одной цели - и эта цель существует в природе.
"Курьезов", годных только чтобы посмотреть и выбросить, не наблюдается. А большинство по-настоящему полезных предметов добывается весьма нетривиальными путями (хотите, вам откусят палец? ;). Часть "особых" свойств предметов доступна только через контекстное меню, связанное с ними - и часто
эти свойства надо еще и разгадать. Например, одна из загадок предмета дает вам доступ к одному из компаньонов и мгновенному перемещению по Сигилу...
Локации
Их разнообразие не очень велико: да, вы обойдете Сигил, побываете в парочке Нижних планов и в Пограничном городе... но это и все. Мало, скажете вы? Зато сколько всего скрывает каждая локация, особенно в Сигиле! Полтора-два десятка квестов можно взять, не покидая Нижний Сигил, а с Верхним их число только вырастет.
Фракции
Сигил содержит несколько фракций, каждая из которых требует своих условий для вступления и дает свои плюсы к способностям. Один раз, выбрав фракцию, вы лишаетесь дальнейшего выбора - но, если хотите, можете не выбирать ни одной.
Достоинства игры
Я наверняка пристрастен в этом вопросе, но скажу: Planescape: Torment - одна из лучших РПГ, которые я когда-либо видел. Она, чуть не единственная, позволяет проходить игру как нравится вам. Вы можете убивать направо и налево (но не каждого! Вы - не самая большая рыба в этом пруду!). Можете никого не трогать - игра позволяет и это, так как вы бегаете быстрее любого существа в игре. Вы можете пытаться красть все, что угодно, а можете быть ярым сторонником Закона и Порядка - это только ваш выбор! Используемые ситуации логичны, все предметы находят свое применение, а любой квест можно разрешить более, чем одним способом, да и окончаний у игры несколько!
Кстати, сюжет Planescape: Torment тоже очень хорош, особенно для компьютерной игры. Текста много, и он дает адекватное количество информации для вживания в мир - от личности героя, до сущности Мультиверсума. Достаточно сказать, что по имеющимся в игре текстам можно составить вполне связное впечатление о
сеттинге Planescape - даже если раньше вы никогда его не видели. Разумеется, если вы - не поклонник чтения, то все это можно абсолютно спокойно проигнорировать - и все равно успешно закончить игру.
Недостатки
Если достоинства принадлежат Торменту, то недостатки - это сугубо недостатки движка. Вы прекрасно их представляете, если видели любую игру на движке Infinity. Мелкая графика, без четкой детализации персонажей и возможности изменения масштаба, несколько сумбурные реалтаймовые бои, не очень хорошо
поддающиеся регулировке паузой, красивые, но довольно бедные по нынешним временам спецэффекты заклинаний - все это есть. Добавьте к этому плохую различимость и уловимость NPC. Разумеется, всегда есть возможность нажать паузу и детально рассмотреть, кто и что присутствует неподалеку - все важные
персонажи имеют свои имена, а все без личных имен неважны - но это совсем не очевидно, и многие мои знакомые так и не пользовались этим методом. Включите уже упомянутую "блеклую" графику (хотя для кого-то это - скорее достоинство, дающее атмосферу). Не забудьте о том, что бои - не сущность игры, и сторонников "тотальной прокачки" они сильно разочаруют.
Локализации
В заключение, несколько слов о переводах. Дело в том, что английская версия игры - оригинальная - содержит, как я уже сказал, очень много текстов, причем зачастую со специфическим жаргоном. А русские - две версии, что видел я - очень много теряют в атмосфере из-за традиционно неточного перевода.
Поэтому мой совет: если с английским не очень - лучше не беритесь за эту игру, а если уж совсем невтерпеж - берите перевод Фаргуса, он содержит меньше ошибок и всего один нехороший глюк (доступны все татуировки в магазине).
Системные требования
Win 95
32 mb ram
8-x CD-ROM
Keyboard, Mouse
DirectX 6
Автор обзора: Smiling Spectre
1646 Прочтений • [Обзор игры Planescape: Torment] [17.10.2012] [Комментариев: 0]