Настало мрачное время для эльфов. В их страну проникли люди, и стали все вокруг переделывать на свой лад (кстати, что-то тема противостояния людей и эльфов все чаще выплывает в последнее время и в книгах, и в играх... К чему бы это?). Разумеется, эльфы не стерпели такого надругательства над своими древними лесами и объявили людям войну. К ним примкнули союзники - гномы, зато людей поддержали традиционно "темные" расы - орки и гоблины. А тут еще и Древнее Зло - некроманты - подняло голову...
Такова завязка сюжета походовой стратегии Age of Wonders. Немного, скажете вы? А чего ж вы хотели, это стратегия, а не РПГ! Впрочем, если не ограничиваться миссиями на одну карту, а проходить кампанию, сюжет будет развернут перед вами гораздо богаче... Сразу скажу, что в силу особенностей мировоззрения проходил кампанию один раз - за эльфов. Вариант прохождения за людей я не рассматриваю.
Общее ощущение
Любителям стратегий Age of Wonders напомнит сразу три известные игры из этой области: Warlords 3, Master of Magic и Heroes of Might & Magic 2. В частности, от Героев игра взяла красивое построение кампании: миссии идут друг за другом так, что постепенно открывается сюжет, а от ваших действий зависит, как
именно его продолжать. Кампания состоит примерно из двух десятков миссий, причем есть как альтернативные пути прохождения (когда одного и того же результата можно достичь разными миссиями), так и развилки: предусмотрен переход главного героя на сторону людей, буде вам захочется отколоться от эльфов, а также альтернативные концовки: можно помочь эльфам уплыть на Запад, оставив континент людям (привет Толкиену!), а можно помочь им заключить союз с людьми...
Собственно игровой процесс достаточно стандартен для "глобальных" игр этого жанра. Вы имеете возможность захватывать пре-созданные города и штамповать там определенные для каждого города виды юнитов, можете "прокачивать" героев и войска, с которыми вы и будете уничтожать войска противника или разорять логова бродячих монстров... Ну, разумеется, еще есть магия - как глобальная, позволяющая воздействовать непосредственно на карту, так и локальная, которая зачаровывает ваши войска и помогает в боях. Магия постепенно исследуется вашим магом. И дипломатия - впрочем, ее всего лишь зачатки. Можно пытаться уговаривать противников на союзы и слать им деньги... пожалуй и все.
Графика
Весьма красива для походовой стратегии. После "квадратно-гнездового" Master of Magic, после "плоских" HoMM и Warlords, после меленьких юнитов Civilization 2, красивые и объемные юниты Age of Wonders оставляют весьма приятное впечатление. Плюс к каждому юниту прилагается красочное описание, кто есть кто (доступно по правой кнопке мыши). Плюс хорошо анимированная графика местности. Плюс возможность зримого ее изменения - заклинаниями и спецсвойствами юнитов. Плюс возможность включать сетку на местности (как в бою, так и на карте) и переключать масштабы/разрешение экрана. Мне, правда, не очень понравился интерфейс: создателей его, видимо, вдохновляла Windows: та же большая кнопка внизу слева (только Menu, а не Пуск), те же выплывающие многоуровневые меню... Не очень это мне нравится, но это уже на любителя.
Геймплей
Для тех, кто не играл ни в одну из указанных выше игр, опишу геймплей поподробнее.
Вы начинаете как обычный (и довольно дохленький) странствующий маг, присоединяющийся к эльфам или людям - это по желанию. По мере того, как вы продвигаетесь по сюжету, растет ваш уровень, вы приобретаете
союзников-героев и новые заклинания... В уровне растут и ваши войска. И тут есть два варианта: для войск существует только три уровня опыта, причем отличаются они только небольшим ростом параметров юнита. А вот для вас и ваших героев все веселее: при каждом подъеме уровня вы получаете определенное количество
"очков опыта" и можете их потратить на подъем своих параметров или на ту специальную способность, какую хотите. А спектр весьма велик - от таких простых, как стрельба и лазание по стенам до таких экзотических, как Чемпион Света и Отнимание души. Любой герой может иметь любое количество способностей, но разные их классы могут иметь доступ к разному набору - для каждого класса героев есть "эксклюзивные" способности, недоступные другим. Есть тут, правда, и одно "но", сильно обламывающее любителей "тотальной
прокачки". Дело в том, что на каждую следующую миссию вам выдается определенное количество "очков миссии". На следующую миссию вам предлагается некоторое количество самых сильных юнитов, что были с вами в предыдущей, все найденные артефакты и все герои. А проблема в том, что "прокачанные" герои стоят дорого. Настолько дорого, что вы просто не сможете взять героя, который хорошо прокачивался на протяжении хоть пары миссий. Про дорогие артефакты тоже можете забыть. И это раздражает.
Сама игра достаточно стандартна - походовое передвижение: ходит каждый из ваших юнитов, затем противник. Юниты могут объединяться в армии - до восьми юнитов. Каждый юнит, включая вас имеет набор параметров (атака, защита, устойчивость к заклинаниям, скорость и спецспособности). От скорости к примеру зависит мобильность передвижения по карте и в битве, остальные, думаю, столь же понятны. Битвы проходят на том месте, где встретились армии, и это хорошо. Сражения тактические, на отдельной карте. В схватке принимают участие все юниты, находящиеся рядом с клеткой, на которой происходит бой (поэтому теоретически в битве может принимать участие до семи разных сторон. Практически же это снимает ограничение в восемь юнитов, а реально я видел всего три стороны - причем принимаются всегда за меня, даже если у них война друг с другом. :) Игра не проиграна, пока жив ваш маг - все остальное покупается и нанимается. :)
Основной источник силы: города. Как и везде, впрочем. :) Любителей HoMM порадует возможность разрушать и отстраивать города, а любителей MoM - огорчит невозможность строить новые. Именно в городах вы получаете доход (на который поддерживаете войска) и строите все юниты. Некоторое количество юнитов может быть получено в случайных стычках с монстрами, но назвать этот источник регулярным язык не поворачивается. :)
Своеобразно действует "роспуск" войск. Ни один юнит не исчезает с карты, будучи однажды вызванным, пока его не убьют. Если вы распускаете юнит, он просто покидает вашу армию и начинает бродить сам по себе. При этом часто вреда от такого юнита может быть больше, чем от врагов - особенно, если он из войск, противостоящих вашей "родной" (на этой миссии) расы.
Отдельное слово о морали: каждый юнит и даже город характеризуется моралью. Она тем выше, чем ближе город/юнит к вашей стартовой расе, и тем ниже, чем дальше. (Например, захватывать города гоблинов, когда ваша раса - халфлинги - может быть чревато...) Города, которым вы активно не нравитесь, перестают работать, а в пределе и вообще отделяются от вас, становясь независимыми. Бороться с этим можно или держа сильный гарнизон - впрочем, это не очень помогает продуктивности - либо заселяя город своими расами. (Как крайнее средство, подойдет и уничтожение города - ни мне, так никому!). Заселение возможно любой расой, из числа тех, городами которых вы владеете. Кроме того, на отношение к вам влияет и постройка зданий - но во-первых, это палка о двух концах (строя город оркам, к примеру, вы рискуете испортить отношения с эльфами), а во-вторых, помогает ненадолго: отношения все равно стремятся вернуться в ту точку, в какой они были изначально.
С юнитами попроще: любой юнит, которому активно не нравится мировоззрение вашей армии имеет шанс уйти из неё, и дальше уже ведет себя так, как если бы вы его выгнали. Бороться с этим почти невозможно - есть только одна спецспособность, повышающая боевой дух - да не очень-то часто и нужно.
Карта: большая, изменяемая и многоуровневая! Есть наземный уровень, есть подземный, может быть и совсем уж глубокий. К сожалению, временами это играет против создателей: см. ниже описание недостатков.
Остальное - стандартно. Завоевывайте города, уничтожайте противников, ищите артефакты... Условия победы в каждой миссии могут быть самыми разными, но тотальное уничтожение противника помогает всегда! :)
Игровой AI
Паршивый. Игру вытягивает только то, что она разбита на миссии, и практически все накопленное в одной миссии пропадает на следующей. Я играл на максимальном уровне сложности, но все равно выигрыш любой из миссий не составляет никакого труда (есть, разумеется, проколы - как я уже сказал, смерть твоего мага заканчивает игру, сколько бы войск у тебя не было - но ничего, что нельзя было бы поправить умеренным Save/Load). Юниты сделаны по принципу оружия в шутерах: чем выше уровень, тем лучше. При этом у
какого-нибудь мечника просто НЕТ шансов победить дракона. Даже теоретически. Поэтому игра сводится к постоянной эскалации войск. А учитывая, что компьютер гораздо меньше, чем я, склонен к набору настоящей
силы - прокачке героев и сбору артефактов - результат предопределен.
Недостатки
Age of Wonders - вторичен. Любой, игравший в HoMM и Master of Magic не найдет для себя ничего нового. Да, клетки карты гексагональны, да есть подземелья, по которым надо бродить в поисках монстров (кстати, единственный "невторичный" элемент игры), да, ваш маг - это отдельный юнит, да, юниты не исчезают сами - но это же и все новшества! Игра находится на полпути между HoMM и MoM - не так проста, как первая, но до второй ей очень и очень далеко. Впрочем, середнячок довольно крепкий, и играть можно. :)
Зануден. Создатели игры озаботились тем, чтобы сделать огромные карты, но не сделали ничего, чтобы помочь их пересечь. Какая может быть динамика, когда от края до края любую карту самый быстрый юнит пересекает ходов за 30-40 и нет возможности это ускорить?! Подземелья еще усугубляют занудность: есть
юниты, что могут копать землю, но нет смысла ее копать - медленно и некуда. Да еще и то, что, похоже, сначала рисовались красивые (ничего не скажешь!) карты, а потом уже расставлялись по ним объекты. В результате края почти всегда пусты - а иногда там прячутся "вкусные" артефакты. И нет никакого способа отличить первые случаи от вторых - только утомительно и методично обшаривать всю карту. Скажу, что почти любую миссию я имел возможность закончить ходов за тридцать - но неугомонное желание увидеть все часто затягивало игру и на 200 ходов, и на 300... При этом зачастую - совершенно зря, что не может не огорчать.
Жаль также, что создатели не озаботились хоть плохоньким "генератором донжонов". Очень интересно и весело обшаривать пещеры монстров в поисках артефакта... первые раз десять. А учитывая, что разновидностей пещер - штук 6-7, причем каждый отдельный вид всегда имеет один и то же план - уже на
3-й-4-й миссии становится очень скучно - ты просто идешь по одним и тем же проходам к одному и тому же месту.
Советы...
А какие тут могут быть советы? :) Единственное что, хотелось бы посоветовать в обязательном порядке ставить патчи - они сильно правят баланс и добавляют несколько полезных фишечек, но полностью излечить игру от недостатков конечно же не могут.
Системные требования
Win 95
32 mb ram
4-x CD-ROM
Keyboard, Mouse
DirectX 7
Автор обзора: Smiling Spectre
1427 Прочтений • [Обзор игры Age of Wonders] [17.10.2012] [Комментариев: 0]