Девять лет мы ждали новую игру о детективе Максе Пейне. Девять лет фанаты франшизы неусыпно следили за тем, что творится за дверьми финской компании Remedy Entertainment. Когда же первые слухи касательно триквела стали будоражить умы армии поклонников и стало известно, что разработкой занимаются не отцы оригинальной вселенной, а компания Rockstar – разговоры пошли о смерти серии (Remedy все свои силы переключили на разработку потенциального хита - Alan Wake). Хотя с чего бы? Max Payne 3 от авторов Grand Theft Auto, Manhunt, Red Dead Redemption и многих других шедевров – не самый плохой вариант. Тем более, что компания уже занималась портом Max Payne 2: The Fall of Max Payne на первый Xbox и PlayStation 2, поэтому со вселенной знакома. Но, тем не менее, веры в успех поубавилось. Жирной точкой на ожиданиях и надеждах многих фанатов стал первый постер с постаревшим, лысым и заросшим густой чёрной бородой мужиком, который должен был заменить тощего молодого Макса Пейна с вытянутым лицом и огнём в глазах. Сэм Хаузер – основатель и президент Rockstar Games на первой пресс-конференции, посвящённой Max Payne 3 сказал: «Мы начинаем новую главу в жизни Макса с этой игрой. Это будет Макс, которого вы никогда не видели прежде, постаревший, поцарапанный, потрепанный и еще более циничный, чем когда-либо». И все стали ждать, что из этого получится. Политика Хаузера всегда была таковой, чтобы поменьше «светить» игру на выставках и вообще не распространяться на счёт подробностей. Поэтому практически до самого выхода проекта игрокам доводилось довольствоваться противоречивыми слухами и домыслами. Настроенные скептически фанаты махнули рукой и не стали тратить нервы, как они думали, зря, а последователи идей Rockstar стали молча дожидаться результата. Мы тут пишем Rockstar, а подразумеваем сразу четыре подразделения: Rockstar Vancouver, Rockstar New England, Rockstar London и Rockstar Toronto. Три страны и сотни людей в сумме трудились на благо серии, и они справились с поставленной задачей на все 200%.
Счастье на дне стакана
Rockstar выбрали очень правильный путь развития идей финнов. Они свели на нет нуар (спасибо им, пусть та атмосфера останется нетронутой), перенесли Макса в новую для него среду и довели развитие его личности до некого логического конца. Макс Пейн предстаёт перед нами абсолютно несчастным, разбитым и утратившим веру в жизнь человеком. Несколько раз за игру он обращается в свойственной ему манере к невидимому собеседнику с вопросом «Почему судьба щадит меня? Почему я до сих пор не схватил заслуженную пулю в голову?». Утеху Макс находит в спиртном и обезболивающем. Да, в игре восстановление жизни с помощью болеутоляющих обыграно как наркотическая зависимость, без которой уже Максу не прожить ни дня. Половина перестрелок в начале игры проходит со страшного бодуна или под кайфом, а Макс потом говорит, что не может вспомнить ничего и поэтому докопаться до истины очень трудно. Пейну нужно было покинуть Нью-Йорк, чтобы убежать от собственных страхов и предрассудков, стать новым человеком, забыть о мести и убийствах. И такая возможность представилась очень скоро.
Back in the saddle
Написанием сюжета, к сожалению, занимался не Сэм Лейк (автор сценария первых двух игр), а Дэн Хаузер – также ветеран индустрии, принимавший участие в разработке абсолютно всех Grand Theft Auto, Red Dead Redemption и Bully. После истории с Моной Сакс прошло восемь лет, а Макс всё также заперт в своём сознании. Вот-вот он полностью отдастся во власть алкоголизму, но не такая смерть уготована Максу Пейну. Не сразу, а в качестве флешбека, разработчики рассказывают нам, как Макс покинул Нью-Йорк. Заканчивая очередной «дерьмовый» день в очередном «дерьмовом» баре Макс оказывается вовлечённым в конфликт с сыном итальянского мафиози, который контролирует весь город. Молодой гангстер попытался выкинуть Макса из заведения, а тот, вряд ли ведая, что он делает от страшного похмелья, убивает невежливого итальяшку. Начинается дикая перестрелка, Макс чудом сбегает и запирается в своей затхлой квартирке. Его бы нашли и убили в тот же вечер, если на помощь Пейну не пришёл старый друг Рауль Пассос – знакомый ещё с Академии, которого он повстречал в тот же вечер в том самом злополучном баре. Они вместе уходят от преследования и Рауль предлагает Максу работу, с которой «может справиться только такой парень как он». Макс иронически усмехнулся и ответил, что «если работа заключается в просиживании штанов в дешёвых гадюшниках, пьянствуя и жалея себя – то он тут же подпишет контракт». Но Пассос имел в виду нечто иное – Макс Пейн переезжает в Сан-Пауло, надевает дорогой костюм и становится телохранителем высшего класса, которых нанимают только богачи и VIP-персоны. Ему поручают присмотреть за влиятельной семьёй Бранко. Игра начинается с того, что на вечеринку, устроенную Родриго Бранко (глава семейства) вламываются члены группировки Commando Sombra, похищают его жену Фабиану и её подругу. Долг зовёт – нужно вернуть женщин и разобраться с главарём преступной организацией. Только на деле Макс окажется фигурой на шахматной доске вдвое больше, чем он себе представлял.
Пьяному – море по колена
Геймплей Max Payne 3 сохранил свою привычную по прошлым играм серии концепции. Нам всё также нужно бродить по линейным «закрытым» уровням и отвоёвывать участок за участком. Если это прозвучало скучно, то на деле всё совсем по-другому. За примерно 15 часов сюжета мы побываем на самых разных локациях: дорогие и высокотехнологичные особняки, грязные, отравленные бедностью и смертью фавелы Сан-Пауло, кладбище Нью-Йорка, футбольный стадион, гигантский остов строящейся гостиницы, в которой бандиты режут на органы бедняков, полицейский участок и много-много других запоминающихся мест. Видно, что Rockstar сталась донести до нас не только проблему бедности и социального неравенства в Бразилии и схожих по статусу странах, а и продемонстрировали это в виде предупреждения для стран развитых и богатых. В воссозданном разработчиками мире человеческую жизнь ни во что не ставят, а власти и правоохранительные органы, зачастую, действуют ещё более дико и безнравственно, чем мафия. Но Максу это позволяет отвлечься от самобичевания и снова почувствовать себя нужным обществу. Но вернёмся к игровому процессу. Rockstar к уже знакомой парадигме местных перестрелок добавили две полезные функции: систему укрытий и способность «Последний шанс». Если с укрытиями всё понятно, то на счёт второй особенности стоит поговорить поподробнее. Разработчики не стали поддаваться современным реалиям игростроя и оставили восстановление жизни с помощью баночек обезболивающего. Никакой волшебной регенерации. Лекарства на уровнях не так и много, поэтому умереть в Max Payne 3 – проще простого. Если враг прицельно выстрелил вам в голову или сердце, когда жизни на исходе – смерть неизбежна. Но если у вас в запасе была баночка таблеток, то при смертельном выстреле виртуальный режиссёр замеляет время, а камера с прицелом поворачивается в сторону стрелявшего: вам даётся несколько секунд, чтобы нанести ответный выстрел. Если вам это удаётся – то экспресс в Ад откладывается и Максу даётся ещё шанс забрать с собой побольше ублюдков. К дефициту аптечек в Max Payne 3 добавляется ещё и агрессивный AI противников. Как и раньше, они стреляют метко, реагируют на ваши передвижения быстро, обходят вас по флангам и активно пользуются укрытиями. Перестрелки здесь ожесточённые и сложные. Отдавая дань первым двум частям сериала Rockstar оставили в триквеле функцию Shoot-Dodge (зрелищные прыжки в Solow-Motion с возможностью параллельно вести прицельный огонь), фирменную камеру Bullet Time (демонстрирует с близка экзекуцию последнего в секторе врага) ну и обычное замедление времени, шкала использования которого заполняется в результате выполнения убийств. Оружия в игре предостаточно и патронов не всегда хватает. Встретятся как знакомые образцы вроде Beretta 92, M1911, IMI Mini Uzi или АК-47, так и новинки покрупнее: Franchi SPAS-15, FAMAE SAF, Barrett M107 и многое-многое другое, включая противотанковый гранатомёт. Для выбора оружия разработчики продумали удобное круговое меню, которое вызывается нажатием средней кнопки мыши. Можно всё также стрелять по-македонски, но теперь в том числе и из разных типов лёгкого оружия.
Лысый депрессивный автоугонщик
Что ещё стоит упомянуть, не отходя далеко от геймплея, так это то, что игре много досталось от Grand Theft Auto IV. Это касается, в первую очередь, множества миссий с участием транспорта (вроде погонь на лодках с отстрелом преследователей из пулемёта и тому подобных моментов), так и элементу собирательсва. На уровнях разработчики в неприметных местах разбросали фрагменты золотого оружия, трофейного. Если соберёте их все – получите ачивку. Ещё в каждой главе тут и там можно найти различные предметы, которые подсказывают Максу о мотивах его врагов и собирают в одно целое кусочки сюжетной мозаики. Называется тут это - «улики». Это могут быть как персонажи, с которыми можно поговорить и получить какие-то дополнительные сведения, так и неодушевлённые предметы вроде заметок в газете или чьих-то оставленных грязных кроссовок. Но это качественно разбавляет геймплей, так что никаких претензий к разработчикам нет.
Сколько пальцев ты видишь, Макс?
Max Payne 3 ровно пополам делит эфир между экшеном и интерактивным кино. Тонны сюжетных роликов и интерактивных QTE сцен будут вводить в вас в суть повествования без всяких загрузок – мир абсолютно бесшовный. Иногда мы не успевали понять, где проходит грань между Motion Capture анимацией и игровым процессом. Браво, Rockstar. Они смогли идеально сбалансировать эти два элемента. Вы же не забыли, что в первых двух частях Max Payne сюжет подавался в виде стильных комиксов между главами? Разработчики об этом тоже вспомнили и во время катсцен экран то и дело делится на сегменты и на них застывают отдельные картинки, создавая эффект рисованных комиксов. Также на экране отображаются некоторые фразы, произнесённые персонажами, что тоже является данью старой стилистике игры. Картинка всё время подрагивает и в глазах у макса частенько двоится, что как бы намекает на его пристрастие к алкоголю и нестабильность личности.
Танец смерти
Самое время похвалить и технологическую часть Max Payne 3. С мотором игры вы уже знакомы, если запускали Grand Theft Auto IV. Да, графику тут тоже рисует технология RAGE (Rockstar Advanced Game Engine) в связке с ядром процедурной анимации euphoria. Анимацию эта технология просчитывает в реальном времени и весь процесс базируется на полной симуляции трёхмерного персонажа, включая его тело, мускулы и моторную нервную систему. Поэтому каждое убийство, каждый прыжок и каждое движение оказываются неповторимыми и уникальными. Персонажи двигаются плавно и реалистично, а лицевая анимация – так это вообще просто шедевр. Эмоциям персонажей веришь и сопереживаешь. Графика же в целом тоже не вызывает нареканий. Текстуры детальные, спецэффекты реалистичны, ну а геймдизайнеры этим всем с толком воспользовались и создали красивейшие и детальные локации. В порядке и озвучка. Голоса подобраны со знанием дела, синхронизирован звук с картинкой идеально, а самое главное, что макса в триквеле озвучил всё тот же Джеймс МакКэффри. В русском варианте, как и в большинстве игр от Rockstar, компания 1С-Софтклаб оставила оригинальную звуковую дорожку и снабдила Max Payne 3 только качественными субтитрами. За отличные сопроводительные мелодии нужно быть благодарным бразильскому композитору Педро Брофмену и Лос-Анджельским ребятам из рок-группы Health. Их произведения идеально вписались в атмосферу игры. Как и было обещано, ситуация с Grand Theft Auto IV не повторилась и разработчикам не пришлось вдогонку за игрой выпускать кучу патчей для исправления миллиона ошибок. Max Payne 3 работает стабильно и не заставляет пользователей устраивать пляски с бубном вокруг тонны настроек драйверов и служб. Но с другой стороны проект получился прожорливым в плане железа и занимает на жёстком диске более 16 гигабайт свободного места.
Пьянка в сети
После прохождения основной сюжетной линии, которая состоит из 14 глав, можно занять себя в режиме «Аркада». В нём нужно проходить все те же главы на получение максимального количество очков, чтобы занять свою собственную позицию на доске почёта Rockstar Social Club, либо попытаться пройти уровни за определённое время. Изначально игроку даётся всего одна минута, а каждое убийство добавляет на часах ещё несколько секунд. Есть в Max Payne 3 полноценный мультиплеер в духе всё той же Grand Theft Auto IV – с кучей карт, режимов, набором очков, кастомизацией героя, кланами и всем другим, необходимым для приятного времяпровождения в сети.
***
Наверное, и без всякого подведения итогов из вышесказанного предельно ясно, что Max Payne 3 – безоговорочный хит и претендент на игру года. По крайней мере, до конца лета не предвидится выхода ничего такого, что затмило бы славу этого проекта. Rockstar собрали интересный боевик с небанальным и неглупым сюжетом, выдержали стиль и принцип подачи игрового процесса первых дух игр серии, проработали и отшлифовали каждую мелочь и каждую деталь игры. Тут нет скучных миссий или нелепых персонажей, игра не затянута и не пуста. Мало кто из игроков старой школы найдут в себе силы и мотивы придираться или осуждать Max Payne 3 за то, что в игре мало Макса в кожаном плаще и покрытого снегом Нью-Йорка. Всё именно так, как это должно быть.
Наша оценка:
8.00 из 10
1565 Прочтений • [Обзор на игру Max Payne 3] [17.10.2012] [Комментариев: 0]