Любителям живой или полудохлой классики. В разрезе стратегий в реальном времени, конечно. Они могли ликовать и хлопать в ладошки, да трясти челками под Poets of the Fall (только про это – тс-с-с). И в ожидании подчеркнуто классического, но все-таки переехавшего в третье измерение и порезанного на три составляющие части StarCraft 2. Если свои просторы для забав, и даже разные там Chaos Rising для Dawn of War 2 во вселенной Warhammer 40k и дополнения для живой градостраительной классики в Anno 1404: Venice и того же перерождения ее в Settlers 7: Path of Kingdom мы трогать не будем. Праздник ожидался задолго до. Последнее непоследнее слово Command & Conquer 4: Tiberian Twilight, о которой мы неминуемо поговорим еще и еще, и Supreme Commander 2 от неутомимого, но черт знает что с ним творится, Криса Тэйлора.
Но где же классика-то? Где, мать вашу, классика. Command & Conquer 4 полностью перевернулась уже в гробу по части исторически сложившихся – 15 лет, это вам не шуточки – правил в прошлом победоносного движения вперед и с песней, которое уже привело серию в кичулан. Но она вернется, неминуемо вернется, мыгарантируемэто! Но к Эпилогу, обернувшемуся Реквиемом мы вернемся в другой статье. Крис Тэйлор матер и даже работал на первой часть Fallout, и над второй частью Fallout. А потом взял и сотворил самую культовую RTS за всю историю геймдева – Total Annihilation. И фанаты ее до сих пор плюются с более многочисленными фанатами StarCraft на тему у кого яйца крепче. Но это оставим на их совести, а вот что твориться с самим Крисом – мрак срак или срак мрак. И после Dungeon Siege и своеобразного ремейка по новым правилам той самой тотальной аннигиляции в Supreme Commander чувак сник. И блювотные Dungeon Siege 2, Space Siege и Demigod тому как писанный закон. В чем причина? В бабках, детка, в бабках. Крис сдружился с японцами из Square Enix и нацелился на консольный рынок. Xbox 360 похоронил Supreme Commander 2. Печалимся.
На первый взгляд перед нами тоже самое, что и было. Стратегия про роботов, которые заполонили Землю, заполонили Землю. И все так же. Огромные мехи – призраки вселенной Battletech – вышагивают по проталенным дорожкам своими огромными лаптями. Они – альфа и омега, и от них тут все зависит и из них тут все командуется и подчиняется. Они возводят здания и баррикады, они чинят и ремонтируют все, они стреляют по целям наземным и воздухоплавающим вражинам. Они тут самые крутые. Они строят заводы и фабрики, в которых сразу же начинают производиться юниты помельче для войны погуще. Различные танки и системы залпового огня, противовоздушная оборона на колесиках и крылатые силуэты летающих убийц, водоплавающие уничтожители и подводные аннигиляторы. И фактически никакой разницы между фракциями – даже в легендарной Dune было различий и оригинальностей больше, а тут вам вообще пофигу за кого воевать и играть – одно и то же. И вся разница умещается в набор уникальных юнитов, стоящих дорого, строящихся долго, но в бою особой пользы не приносящих. Но вообще классично конечно. Закрывшись и спрятавшись, памятуя что оборона есть лучшее нападение, да постоянно выкачивая и накапливая ресурсы килотоннами. Два ресурса двумя килотоннами. А далее идет тупое накопление, приумножение и удвоение на половину с развитием. И когда настроил достаточно и понастроил более чем много, а уж подкрепив тылы шахтой с баллистической водородной ракетой, то тогда лови всех «резиновой» рамочкой и отправляй ватагой в бой.
Когда-то над игрой приходилось думать. Думать головным мозгом. Много думать. И впитывать в себя небывалый масштаб всего происходящего. Как в бытность Total Annihilation. Как во времена Supreme Commander «номер один». И поправка на реализм. На одной масштабной арене масштабно сходились в бою полтысячи юнитов с обоих сторон, и глаза разбегались. А мысли собирались воедино и постоянно думали по поводу экономики, когда все строилось в кредиты, которые надо было отдавать, держа все на прямолинейном и стабильном уровне, постоянно что-то отправляя в запас. Вышагивая по логической цепочке и цепочке реализма, когда можно было проиграть в виду технологической отсталости. И все это было отдано в обмен на казуальность – дуратский гамбит. Почти ополовиненные масштабы по юнитам, зажатым на предельно маленьких, узких картах на манер приснопамятного Demigod, когда все пути атаки и богатство тактических хитросплетений запиханы в два-три мостика и полтора перехода для ударов в фланг. И стоит откатить камеру в небеса, как все стратегическое несовершенство арен видится отчетливо и ясно. 18 миссий пролетаются за полдня, а в онлайне людей и днем с огнем не сыщешь. И поразительно тупой искусственный интеллект уже вызывает колики в животе. Никаких построек в кредит, развитой экономической модели и всего прочего – дайте на откуп убогий микоменеджмент и бесконечное кликанье по иконкам.
Вышагивая кованными сапогами и по сюжету. Даже можно закрыть глаза на шов белыми нитками, когда после завершения первой части все эти фракции вновь рассорились и начали войну просто так. Тут нет никакой политики и вообще ничего хитрого и масштабного, а вместо всего этого предложена приторная сопливая недодрама о нелегких судьбах и паршивых выкидышах человеческих эмоций. Хочется плеваться от количества пафоса и фальши на килобайт программного кода, а недостатки по части бюджета не дают разразится яркими сюжетными роликами и талантами актерской работы. И по своим старым лекалам, привозят из того же убогого Demigod ролевую систему, абсолютно бесполезную и криво сбалансированную, но полностью вытеснившую всю систему развития – просто достаточно понастроить массу и кучу исследовательских центров. И в довершение пусть симпатичной яркой графикой, но по прошествии стольких лет уже выдающейся угловатыми моделями и размытыми текстурами, а от отвратительного и нищего дизайна локаций и вовсе становится дурно.
Причину этих отвратительны изменений понять не мудрено — Крис Тейлор отправляется с крестовым походом на консольный рынок. И ладно бы. Но для этого было вовсе не обязательно превращать масштабную и продуманную тонкую стратегию в атрофированные и пустые побегушки роботиков по тесным и мерзким малюсеньки локациям. Или играйте в Halo Wars на Xbox 360, или в Total Annihilation или Supreme Commander на PC. В Supreme Commander 2 лучше не играть совсем.