Город, Которого Нет или А вы бывали в Машинариуме?
*написано мелом на асфальте...* Город, Которого Нет для каждого свой. Нет двух таких городов, которые были бы одинаковые – все они иногда чем-то похожи, но в самом главном – различны. В нотках джаза, который играют на улицах… В аромате кофе, который подают в маленькой кофейне, что за углом, и чей антураж от стульев и кондиционеров идеален и твой… В размере кисточки, которой водит по холсту уличный художник, пытаясь зарисовать время в рамках остановленного мгновения…
Собрав вещи, я двинулся в путь. Наверное, в поисках своего Города, Которого Нет. А вы бывали в Машинариуме?
*и подчеркнуто*
Предисловие
Есть такая страна – Чехия. В Чехии есть такой город – Карловы Вары. Там живет такой человек – Якуб Дворски. «Я бы изобретать игры по заказу смог. Если действительно надо было бы. Например, после войны, чтобы прокормить жену и ребенка, и единственный вариант — устроиться в Ubisoft», - говорит он нам и приглашает нас в свой Машинариум. И мы замираем в беспамятстве. Мы в оцепенении. Мы не верим своим глазам. Мы не верим своим ушам. И слезы умиления текут по нашим щекам. Как там сказал чеширский кот по поводу чудес? Так вот, он прав: они – случаются.
Даже когда за аморфными «плечами» восприятия остались обе части Samorost, когда чувствуя себя ребенком отзвучала The Pantry, когда через Questionaut некоторые пробелы в обучении младших класмов были восстановлены… Даже тогда, хоть и понимаем чего ожидать – следили за этой работой пана Дворски ой как давно – поражаешься. Надеялись на лучшее, готовились к совершенству, а получили – [матерное слово положительного толка, выражающее восхищение, было вырезано цензурой]!!!
«Хорошие сборы у проекта, который г*вно, говорят лишь о том, что это г*вно попало в струю», - говорит нам Якуб Дворски, открывая ворота в свой Машинариум. Кстати, если вы любите чтобы все вокруг «бдыщ», «бдамс», «бух», «ба-бах» и сливалось в визуально-звуковую вакханалию, выдавливающую восприятие, мозг, чувства, активирующую жевательный рефлекс – заочно не понимайте что эти долбанные эстеты и снобы нашли в Machinarium. Но поиграйте обязательно – эстетство, знаете ли, заразительно.
Машинариум – это город иллюзий и аллюзий, метафор и метаморфоз, гротеска и фантасмагорий, виньеток и новелл, духа и атмосферы. «Есть игры, которые сразу под продажи делают, а есть игры, которые ближе к искусству, которые отталкиваются, в первую очередь, от идеи», - говорит нам Якуб Дворски, показывая нам свой Машинариум. Есть проекты которые требуют знание первоисточника, как, например, недавняя Fatale. Другие напичканы «пасхальными яйцами». С Machinarium все по-другому. Этот Город, Которого Нет скорее намекает на то, что надо бы ознакомиться с сотнями первоисточников. Не читав Чапека, Кафку, Гашека, Сент-Экзюпери, О.Генри, не смотрев Шванкмайера, Жане, «Ежика в тумане», не слышав Моцарта, Da Phazz, Free the Robots, не побывав в Праге утренней, ночной, вечерней, осенней – да много чего – не понять всего очарования этого городка. Но это не значит, что поездка в Машинариум будет некомфортной, не-а.
Безмолвие
Каждый проект Якуба Дворки безмолвен. Нету тут вербального типа передачи информации. И правильно. Вас попросят рассказать о Machinarium, а вы словите себе на мысли, что уже минут 10 стоите с открытым ртом и размахиваете руками. «Мы очень любим создавать игры, нам это нравится, нам также нравится спокойно жить в своем городе, пить пиво с друзьями, ухаживать за девушками, мы нормальные люди», - говорит нам пан Дворски в маленьком уютном кафе в его Машинариуме. Можно написать, что в роли протагониста выступает маленький робот по имени Йозеф (тут обязательно упомянуть, что он назван в честь Йозефа Чапека – брата известного чешского прозаика, - придумавшего само слово «робот»), и что вы выполняем ряд нехитрых, но и не простых задачек, спасая свою робо-подружку и весь город от злых планов Братства Черной Шапки, и что Йозеф обладает телескопичекими способностями, и что в инвентарь он кладет вещи путем проглатывания. Да только мы не носим белых воротничков и не пишем ликбезы, мануалы и технические руководства. Лучше ухмыльнемся по-доброму переврав в «Йозеф в тумане», откроем рассказы из правого кармана Чапека, наплюем на поверхностные ощущения основных органов чувств. И да, будем стоять с открытым ртом, и размахивать руками.
Якуб Дворски – выпускник Пражской Академии Искусств. Свободный художник. Причем действительно Художник (да-да, именно с большой буквы). Ровно как и Адольф Лакман. И вы в этом уже убедились. Хотя бы по скриншотам. А знаете в чем это нарисовано? Не поверите, но это все лишь Macromedia Flash. Каждая деталька, нарисованная в пейзажах Машинариума к месту, хоть иногда и не заметна, но представить что ее убрали – уже что-то не то. Тут «душа» превалирует над «техникой», а «талант» над «профессионализмом». И это правильно. Когда Художник становится специалистом, то он иногда перестает быть Художником. А Дворски и Лакман совмещают это в себе.
Как бы ни был прекрасен и очарователен Machinarium в статике, еще прекраснее и очаровательнее он становится в динамике. Город, Которого Нет, отраженный в кадрах в секунду, живет собственной жизнью, насыщенный мириадами движений настоящего, а не виртуального мирка. Все уравновешенно, ладно склеено, все к месту, все как надо, все дышит жизнью.
Андре Моруа знал, что в белизне уйма оттенков. А вот в безмолвии целые плеяды звуков. Нотные тетради исписаны Томашем Двораком и чернила выплеснулись на бумагу отнюдь не зря. И вновь с раскрытым ртом и размахивая руками, но и сами по себе, играя в плейлисте, музыкальные композиции из Machinarium впечатляют и очаровывают, а когда они звучат в унисон с живым изображением, да проносят по этому чудесному городу, знакомя с теми небольшими уличными джаз-бэндами – это словами не передается.
Послесловие
Это не массовая истерия. Не мода. Это просто то, чем нельзя не восхищаться, если умеешь видеть прекрасное. Потому что очаровательно, бесконечно мило, да так, что ух.. В конце-то концов, волшебство реально, если в него веришь. А Machinarium – это и есть волшебство, такое редкое среди игр.
Чудо…
*написано мелом на асфальте...* Здесь хорошо, тепло, уютно и комфортно. И очень не хочется уезжать. Это не мой Город, Которого Нет, но это не значит, что я не могу им восторгаться. Не значит, что я не могу прочувствовать его атмосферу, влиться в его городскую тоску и меланхолию, не смеяться с его чудаков и курьезов, не умиляться влюбленным парочкам и просто прожить в нем маленькую жизнь длинною в путешествие.
А вы бывали в Машинариуме? Если нет, то обязательно побывайте. Не откладывая это на отпуск или ближайший уикенд. Прямо сейчас собирайте вещи и отправляйтесь в свое путешествие в Город, Которого Нет.
*и подчеркнуто*
Наша оценка:
9.99 из 10
1669 Прочтений • [Обзор на игру Машинариум (Machinarium)] [17.10.2012] [Комментариев: 0]