Пословицу "Тише едешь — дальше будешь" следовало бы высечь в граните и повесить у входа в офис Valve Software. Студия Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) независима и состоятельна, а посему никуда не спешит. 16 месяцев, разделяющие премьеры Episode One и Episode Two, на фоне пятилетней разработки Half-Life 2 кажутся мигом. На сей раз поклонники, перетерпевшие неоднократные задержки релиза, вознаграждены по-царски: шестью часами в компании Гордона Фримена и Аликс Вэнс, головоломкой Portal и многострадальным сетевым шутером Team Fortress 2. Valve продает эти игры комплектом, так что в рецензии мы оценим каждую из них по отдельности, а итоговый балл выведем, отталкиваясь от общего мнения о наборе.
Оранжевая Аликс
Гвоздь программы — Episode Two, чьи события разворачиваются сразу после бегства героев из разрушенного Города-17. Оплот зла уничтожен, но праздновать триумф рано: на руинах возникла огромная воронка расширяющегося портала. Если захватчики смогут открыть окно в свое измерение, то землян уже ничто не спасет. Последняя надежда на выживание — данные, украденные Аликс из главного сервера Цитадели. У Фримена остаются считанные часы на доставку бесценного груза повстанцам из Белой Рощи.
Собственно, этому и посвящен весь второй эпизод. Опасная прогулка сильно напоминает Half-Life 2, хотя уличных боев нет — действие вышло далеко за городскую черту. Полюбовавшись минут пять на симпатичные елки, мы ныряем в катакомбы (в их роли выступают "Шахта Победы имени 50-летия" и психоделичный улей муравьиных львов; по крайней мере, таких подземелий в HL2 мы не видели), возвращаемся на поверхность для забегов по радиоактивной жиже, рассекаем воздух на полуразобранном "мускул-каре", решаем пазлы гравипушкой, дважды попадаем в засады, кормим вражеский вертолет его же минами...
В общем, старые яйца в тот же профиль. Правда, с парочкой свежих монстров и большим разнообразием знакомых ситуаций и декораций, в отличие от Episode One, где единственной новинкой были "зомбайны". И, несмотря на то, что HL2E2 оставляет приятное впечатление (за вычетом битвы со страйдерами, в которой побеждает не умение, а "quickload"), голову не покидает тревожная мысль: неужели в третьей "серии" нам опять предложат полное дежа вю, да еще без новых видов оружия? Прогресс не стоит на месте, и то, что вчера срывало овации, осенью 2008-го вызовет недоуменную ухмылку.
Однако именно в техническом плане Episode Two выше своих предшественников. Физический движок научился сращивать математические расчеты с заранее созданной анимацией, что наглядно демонстрируют крушение железнодорожного моста в первой главе и взорванные домики — в предпоследней. Графический — освоил мультиядерные процессоры, "motion blur", глубину резкости кадра и честные "мягкие" тени от фонарика (но их почему-то отбрасывают не все объекты). Музыка, пролетавшая мимо ушей в Half-Life 2, стала агрессивнее и богаче за счет более мощного ритма и звучных электрогитар.
"И всё?" — воскликнут читатели, когда по экрану поползут строчки титров. Увы, даже рекламный ролик из HL2E3 не покажут. Кое-как продляют жизнь игры аудиокомментарии и охота на "достижения", выдернутые из Xbox 360-варианта (смысл у них нулевой: на консоли за выполнение заданий типа "сбей машиной 20 противников" выдают ценные Achievement Points, а у нас награда — чувство собственного превосходства).
На сколько растянется ожидание — год? два? Партизаны из Valve молчат.
Оранжевая дырка
Portal, как ни странно, лишь подогревает интерес к заключительной части трилогии. Возможно, Фримен найдет там штуковину помоднее надоевшей гравипушки — ручной генератор порталов от компании Aperture Science, давней соперницы Black Mesa.
Настоящие родители чудо-прибора — группа студентов из DigiPen Institute of Technology, представившая в 2005 году бесплатную 3D-головоломку Narbacular Drop. Ее суть: провести персонажа из точки А в точку Б, преодолевая препятствия с помощью червоточин в пространстве. Выстрел по левой кнопке мыши открывает синий портал, нажатие правой — оранжевый. Сквозь образовавшуюся дыру можно ходить, прыгать, падать (сохраняя, что важно, скорость) и проносить предметы.
Впечатленные демо-версией, боссы Valve пригласили авторов Narbacular Drop в штат и дали карт-бланш на внедрение технологии в Source Engine. Попутно к проекту подключился сценарист Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), связавший историю Portal с вселенной Half-Life — Aperture Science и ее сумасшедшие изобретения станут основой сюжета HL2E3.
Но концепция осталась прежней. Portal — стильный коммерческий ремейк Narbacular Drop, отступивший от исходных правил только в одном: здесь запрещено протыкать пространство через портал. Число уровней выросло, к стандартным пакостям добавились движущиеся платформы, сгустки энергии, силовые поля и говорящие (!) охранные турели, бьющиеся в истерике при падении на пол. Впрочем, чтобы пройти смертоносный полигон Aperture Science, где нет никого, кроме механического женского голоса, вы вряд ли затратите больше пяти часов. Ключ к единственно верному решению почти всегда лежит на поверхности. Да и задачки, пусть оригинальные, оперируют очень скромным набором элементов. Чем дальше вы продвигаетесь, тем легче приходят разгадки. Хотя финальные испытания хороши: гнусные сюрпризы разбавляют рутину, а остроумные тексты, написанные бывшими ведущими сайта Old Man Murray, так смешны, что сбивают с мысли.
Судя по аудиокомментариям, в Valve прекрасно осознают, что Portal — пока лишь эксперимент. Разумеется, это не оправдывает его временами чрезмерную простоту, отсутствие редактора и "бонус-карты", полученные из глав с 13-й по 18-ю путем незначительного изменения дизайна. Сами разработчики сейчас внимательно слушают глас народа, размышляя, куда им ступать — к сиквелу или многопользовательскому аддону.
Оранжевый отряд
Ну а за сетевые забавы в The Orange Box отвечает Team Fortress 2. Ее судьба схожа с судьбой Prey: спустя годы на прилавки попала совсем не та игра, о которой писали в ранних анонсах. Впервые о TF2 мир узнал в 1998-м — тогда авторы Team Fortress for Quake собирались выпустить ее платную версию для Quake 2. Годом позже коллектив присоединился к Valve и перенес свои находки на движок Half-Life, создав Team Fortress Classic.
В планах был и полноценный сиквел — тактический экшен Team Fortress 2: Brotherhood of Arms. К сожалению, проект превратился в долгострой. Многие из его идей, вроде командиров, контролирующих ситуацию с высоты птичьего полета, сброса парашютистов на территорию противника и системы голосовой связи, затем всплыли в Battlefield 2.
Не рискнув соперничать с DICE, Valve откинула напускную серьезность. Стиль сегодняшней Team Fortress 2 — сатира на "шпионские страсти" 1960-х, этакая помесь диснеевских The Incredibles с No One Lives Forever. Мультяшным персонажам, наделенным замечательной анимацией и озвучкой, тесно в рамках сетевых сражений; они смотрелись бы гораздо уместнее именно в продолжении шедевра Monolith. Нужный градус веселья задает и Valve. Экран статистики оформлен как шоу: дабы подсластить гибель, ваше самолюбие потешат табличкой "А теперь — хорошие новости", сообщающей о рекордном уроне, длительности жизни и т.п.
При этом сущность Team Fortress не изменилась ни на йоту. По современным меркам ее уровни крохотны, а отстрел оппонентов — примитивен. Неужто нельзя придумать что-то оригинальнее битв за ключевые точки и кражи чемоданов с компроматом? Тем не менее, принцип "один в поле — не воин" радует и поныне — сплоченная команда действует на порядок эффективнее.
На выбор доступны бойцы из трех групп: "защитники" (пулеметчики, подрывники, инженеры), "нападающие" (гранатометчики, огнеметчики, разведчики) и "поддержка" (врачи, снайперы, шпионы). Героям выданы разные стартовые запасы здоровья, скорость бега, вооружение и умения, поэтому игра за любого из них приносит неповторимые ощущения. Наскучило переть напролом? Убивайте врага издалека, стройте оборонительные рубежи или делайте гадости, переодевшись в неприятельскую форму.
Некоторые из фирменных черт Team Fortress Classic вообще пропали. Нет бронежилетов и гранат (они были уникальными для каждого класса!); "стволов" поубавилось; в перечне карт — шесть названий. Трудно прогнать обидное "черт, обделили!". С другой стороны, потери упрочили баланс, а арены, специальности и "пушки" наверняка появятся в грядущих патчах или фанатских модификациях.
Строго говоря, TF2 — обычный мультиплеерный боевик с делением на роли, отличающийся от конкурентов лишь за счет юмора. Конечно, если стрельба по забавным бойцам в красных и синих костюмах — все, чего вам не хватает для счастья, то большего и не надо.
Оранжевые числа
Half-Life 2: Episode Two — 79%
Portal — 83%
Team Fortress 2 — 75%
Не удивляйтесь расхождению среднего арифметического (79%) с цифрами на плашке внизу. Поскольку речь идет о The Orange Box, куда также входят Half-Life 2 и Episode One, мы набросили пару поощрительных баллов. Если кто-то из ваших друзей еще не бродил по Городу-17, смело дарите им коробку.
P.S. Устанавливая официальную локализацию The Orange Box от компании "Бука", вы можете выбрать русский, английский, немецкий или французский язык. Советуем сделать это сразу, т.к. при смене языка в меню Steam игра перестает загружаться из-за программной ошибки. Мы надеемся, что Valve и "Бука" исправят "баг" в ближайшем обновлении.
Наша оценка:
Нет
757 Прочтений • [Обзор на игру Half-Life 2: Episode Two] [17.10.2012] [Комментариев: 0]