Кому-то сегодняшние ролевые игры представляются одним из наиболее медленно развивающихся жанров. Но предложите одаренной европейской студии смастерить RPG по японским меркам, и она продемонстрирует вам свежий подход и целую пригоршню уникальных идей.
Сказка — ложь, да в ней намек
Lionhead, подобно создателям The Bard's Tale, решила сделать упор на сатиру. Однако "Бард" смог "удивить" игроков лишь занудным геймплеем и вымученными шутками, пав жертвой своего же "остроумия". Fable, напротив, полна тончайшего юмора и изящной самоиронии.
Сомневаетесь? Тогда послушайте разговоры перепуганных купцов, собирающихся в путь по мрачному лесу. Понаблюдайте за гидом, который водит экскурсионные группы по Гильдии героев. Задумайтесь, с кем поделиться редкими синими грибами: с местными "торчками" или женщиной с больным ребенком. Избавьте проституток от деспота-сутенера. Постарайтесь понравиться дочке сидящего на пирсе старика. Наконец (перечислить все сценки, сами понимаете, невозможно), просто разденьтесь и полюбуйтесь на рисунок трусов. Говоря театральным языком, перед нами — талантливо поставленный фарс. Он вызывает улыбку, не переступая ту грань, где начинается комедия абсурда.
Рога и копыта
Наш "двойник", волею судьбы потерявший семью и ставший Героем, всю жизнь поддерживает жителей Альбиона. Станет ли он переводить старушек через дорогу, выручать несчастных и обездоленных? Или, быть может, примется сеять хаос и разрушение? Все в ваших руках. Почти всегда есть минимум два пути. И здорово, что "злые" персонажи действительно могут творить недоброе, а не изображать из себя жалкого уличного хулигана, отбирающего конфетки у младенцев. Этого очень не хватало обеим "политкорректным" Knights of the Old Republic.
Структура игры чем-то напоминает приставочную Final Fantasy X-2. Основной источник сюжетных и побочных поручений в Fable — Гильдия. Выбрав миссию по душе, попробуйте получить бонусы за ее прохождение. Скажем, если пообещать (и реализовать) не пользоваться оружием, пробежать до финала нагишом, убить главного разбойника и вернуть заложника без единой царапины, можно заработать едва ли не пятикратную награду. Впрочем, при неблагоприятном исходе придется раскошелиться.
Приключения ждут на каждом шагу. Стоит заглядывать и в уже "зачищенные" регионы, порой там возникает что-то новое и интересное. К примеру, спасенному фермеру неожиданно стал являться призрак собственной матери, и он умоляет о помощи. Благодаря таким деталям иногда кажется, что мир живет сам по себе, но Gothic 2 пока остается недостижимым идеалом.
Burp!
По количеству второстепенных дел Fable конкурирует с GTA: San Andreas. Никто не мешает напиться до поросячьего визга в таверне, а потом, оправившись от похмелья, спустить все до нитки в настольных играх (карты, метание монеток в цель — всего и не вспомнишь). Одним наверняка повезет, и они купят маленький домик, обставят его с небывалой роскошью, развесят на стенах собранные в нелегких боях трофеи и сдадут в аренду. Другие примут участие в национальной забаве "как ты курицу пнешь, так она и полетит", поймают самую крупную рыбу на зависть мастерам удочки и станут лучшими драчунами в четырех бойцовских клубах. Третьи выполнят требования демонических дверей и заберут мощные артефакты. А особо настырные граждане соберут комплект серебряных ключей и откроют самый важный сундук.
Те, кого не прельщает образ игрока, путешественника и забулдыги, могут уйти в торговлю. Цены у негоциантов Альбиона различаются, и на мешках с мукой, ящиках сидра и прочих ходовых товарах нетрудно сколотить состояние.
Твоя невеста честна-честная, ё
Богатому и пригожему молодцу надо подумывать о семье. Для штампа в паспорте достаточно поразить избранницу щедростью, веселым нравом и зажигательным танцем. Немного подарков — и благоверная жена согласится исполнить супружеский долг. Жаль, детей не рожает. Предпочитаете юношей? Что ж, альбионцам чужды предрассудки. Путь к сердцу и телу суженого не меняется.
Прок от брака несомненный — счастливый спутник жизни непременно преподнесет что-нибудь ценное, и не раз. Кстати, в этих краях нет Семейного кодекса, органов ЗАГС и, соответственно, запретов; женитесь хоть в каждом из пяти городов. Если охмурить владельцев магазинов, то в довесок к солидному приданому можно выкупить торговую точку и превратиться в зажиточного буржуа. Ну, а венец карьеры ловеласа — венчание с мэром столицы, леди Грей.
Церемониться с надоевшей "второй половинкой" ни к чему. Несколько хуков в челюсть — и от вас потребуют развода. Или вообще снесите голову с плеч — не надо будет мучаться с алиментами.
Возвращение Аватара
Все навыки разделены на категории — физические (Strength), умения (Skill) и волевые (Will). Нечто похожее сделано и с опытом: помимо основных (General) очков, мы получаем отдельные баллы трех упомянутых подвидов. Они-то и расходуются на профильные навыки в первую очередь. "Физическая экспа" помогает стать сильнее, а "волевая" — освоить заклинания. Что именно нам всучат после гибели противника, зависит от его типа и нашего мастерства в бою. Тут еще очень важен "combat multiplier". Чем меньше ударов пропущено, тем выше "множитель" и больше всевозможного опыта (банальное закликивание неэффективно).
Играть проще всего бойцом. Правда, ассортимент оружия и особенно доспехов подкачал, а нужных торговцев броней днем с огнем не сыщешь. Стрелять из лука сложнее, поскольку враги подбегают довольно резво, и все равно приходится доставать меч.
Зачастую действия игрока влияют на количество его "славы" — положительной и отрицательной. Если вершить добрые дела и соблюдать закон, то через некоторое время над персонажем появится нимб, а благодарные жители Альбиона, завидев "святого", будут приветствовать его рукоплесканиями. Выберете "злобную" стезю — череп Героя украсят рожки (без всякого участия его супруги), распугивающие горожан. "Слава" неотделима от статуса: став "легендой", вы обретете любовь здешних девушек, дифирамбы и даже куклу с изображением самого себя, продающуюся в магазинах.
Одна из забавных находок авторов — "прозвище". В начале протагонист именуется "Chicken Chaser", и ничего бы ему с этим не поделать, не будь в Fable специальных продавцов титулов. В прейскуранте у них полтора десятка кличек — от не менее обидной "Arseface" до зловещей "Reaper" или горделивой "Avatar". Альбионцы обязательно отреагируют на нее, ведь их поведение проработано чуть ли не более скрупулезно, чем в Gothic 2. Утром NPC работают, вечером идут развлекаться в таверне. Недостает разве что разнообразия — занятия в основном у всех одинаковые.
Диалогов нет, их заменяют "жесты". Флирт, средний палец, танцы, бодибилдерские кривляния, устрашающий рык — список длинный. Но просмотреть весь набор сразу нельзя, ибо многие пункты привязаны к "славе", а часть вообще "открывается" только по окончании игры.
Детали
Идея с влиянием характеристик персонажа на его внешний вид давно лежала на поверхности, но первыми ее пустили в ход создатели экшенов. Для ролевой игры это в новинку. Приверженцы здорового образа жизни гордятся сильными мышцами и стройной фигурой. У любителей плотно поесть и выпить быстро вырастает некрасивый животик, а у пацифистов светлеют волосы и глаза становятся прекраснее бирюзы. Кроме того, лицо Героя стареет с годами, на нем появляются морщины и остаются шрамы.
Желающие могут обзавестись модной прической, а также отрастить щегольские усы и бородку. Вариантов — море. Одни делают нас более привлекательным, другие усиливают внушаемый окружающим страх (эффект бывает и комбинированным). Аналогичная польза и от татуировок, причем в PC-версии можно импортировать в игру собственную "нательную живопись".
Превосходная озвучка идет рука об руку с отличной лицевой анимацией (увы, ниже уровня Bloodlines, но зато у моделей все 32 зуба на месте). Дизайнеры смогли сотворить очень колоритные типажи. Да и в локации вложено не меньше труда. Сочные краски, симпатичная вода, смена времени суток и антуражи — так и тянет устроить привал и насладиться видами волшебного мира.
To hunting we will go
Fable нередко ругают за не слишком высокую продолжительность. Я одолел игру за 23 часа и много чего не увидел (для сравнения: Sudeki и The Bard's Tale отводится примерно 12 часов, KotOR 2 не достигает и 20-ти). Думаю, выводы каждый сделает сам.
Fable — одно из приятных открытий уходящего года. Здесь нет глубокого сюжета и скрытой философии. Но яркая, увлекательная, веселая игра с уникальной атмосферой и новаторским подходом к законам жанра заслуживает оваций. И, конечно же, повторного прохождения.
Наша оценка:
Нет
700 Прочтений • [Обзор на игру Fable: The Lost Chapters] [17.10.2012] [Комментариев: 0]