Многотысячные легионы, марширующие в лучах заходящего солнца. Огромные колонны сливающихся в смертельной схватке бойцов. Небо, темнеющее от урагана стрел. Земля, вибрирующая от топота сотен тысяч копыт тяжелой конницы. Пылающие города, сокрушительные штурмы, неравные бои и хитрые победы. Не так давно наблюдать все это великолепие мы могли лишь на телевизионном канале History.
Творческий коллектив регулярно знакомил нас с величественными войнами давно минувших лет. Собственно, вещание History не прекращается и сейчас, нас ждет еще немало ярких батальных зарисовок, причем куда более качественных, чем виденные ранее. Ведь руководство канала не поскупилось на покупку графического движка Rome: Total War для экранизации античных сражений. Вот только сейчас, после выхода Rome: Total War, мало кто захочет оставаться простым зрителем великих битв. Зачем смотреть, если можно участвовать? Зачем восхищаться чужим тактическим гением, если можно проявить свой?
Томительная пора обещаний прошла, последний хит Creative Assembly в наших руках. Со всей ответственностью и пониманием возможных последствий заявляем: нет таких ожидание, какие не превзошел бы этот проект. Настолько блистательных во всех отношениях шедевров мир не видел долгие годы и, боюсь, еще столько же не увидит. События масштаба Rome: Total War случаются раз в пятилетку...
В кровопролитных боях мы защищали Японию от монголов. В жестокой гражданской войне боролись за ее единство. Мы видели раздираемую конфликтами и противоречиями средневековую Европу. В ней не осталось ни одной страны, где не прошли наши войска. Теперь черед античности. Creative Assembly сочла нас достаточно подготовленными для нелегкой борьбы за целостность и величие Римской Империи, по сути, борьбы за власть над миром. Так оправдаем же доверие!
На смену множеству разноязычных государств пришли всего четыре фракции. Senatus Populusque Romanus (Сенат и Народ Рима), а также династии Юлиев, Брутов и Сципиев. Первые радеют за свободную республику, оставшиеся почитают демократию сущей отравой. Империя - вот лучшая форма правления. Впрочем, никто не рискнет навязывать столь грозным полководцам, как мы, свои взгляды на государственное устройство. Рим станет таким, каким мы его сделаем!
Однако даже Москва, как известно, строилась не сразу. Чего уж говорить о крупнейшей за всю историю человечества Империи?
Борьба за величие Рима выльется в продолжительную многодневную (если не многонедельную, и учтите, речь идет о реальном времени) кампанию, где суровым испытаниям подвергнутся как стратегические, так и тактические способности игрока. Любители горячих блицкригов, впрочем, могут выбрать "красную дорожку", короткий путь.
Здесь необходимо всего ничего: захватить 15 вражеских провинций и отправить к праотцам пару выдающихся военных лидеров неприятеля. Лишенные стратегического образа мысли вообще также не останутся за бортом любви и ласки Creative Assembly. Если возиться с глобальной картой совсем не хочется, вас приветит режим исторических сражений. Никакой стратегии, максимум тактики и захватывающих дух баталий.
Только учтите, избрав этот путь, вы потеряете полжизни! На что уж детализированным, тщательно проработанным был стратегический режим в предыдущих проектах серии, но Rome: Total War бьет все рекорды. Карта скрупулезно проработана до самых незначительных мелочей. Черт возьми, над ней даже птицы летают! Хотя далеко не эстетическая ценность занимала мысли создателей. Стратегическая часть проекта изменилась практически. Отныне провинции не приравниваются к клеткам шахматной доски, включающим в себя лишь одно подходящее для битвы поле. Регионы поделены на сектора, и вы спокойно можете встать лагерем в одной провинции с врагом, не завязывая драки.
И это еще не все. Огромные армии, мягко говоря, неповоротливы и требуют серьезных просторов для марша. Некоторые регионы вашей будущей империи располагают лишь одной достаточно широкой для войск дорогой, которую выгодно блокировать в ожидании врага. Попавший в засаду неприятель вступит на поле тактической схватки маршевым строем - колонной, то есть заранее окажется в смертельно неудобном положении! Главное - самому не попасть впросак.
Практически каждый регион отныне располагает крупным населенным пунктом. Нет, не квадратным деревянным загоном два на два, и даже не псевдоподобием каменного замка, а настоящим городом. Городом с улицами, стенами, домами, башнями, площадями и прочими жизненно важными урбанистическими атрибутами. Штурмы, таким образом, не сводятся к взлому ворот и переваливанию за стены. Сражения кипят на улицах, бойцы теснятся в переулках, здания стонут от града обрушивающихся на них ударов и зачастую не выдерживают напора. Главное - не переборщить, ведь захватчики должны поучить работоспособную административную единицу, а не обугленные руины.
Города сохранили роль финансово-производственных центров. Здесь рекрутируются новые войска, изготавливаются различные товары, ведется внутренняя и внешняя торговля. И здесь же вскипают восстания. Преданное покоренному правителю население не преминет схватиться за вилы и зубочистки, в надежде свергнуть ненавистного узурпатора - вас. Повстанцев, конечно, можно задавить, но гораздо разумнее будет предотвратить восстание. Навскидку способов два. Первый - выселить плененных горожан к черту на кулички (читай, в одну из отдаленных колоний). Второй - мой любимый - устроить геноцид. Вырезать местных жителей под корень, не пощадить ни стар, ни млад, а после заселить столицу верными подданными. Мир, тишина и спокойствие гарантированы! Уахахахаха!
Но лишь безумец уверует, что враг оставит несчастных неотомщенными. Сказать, что AI в Rome: Total War умен, хитер и коварен, значит, серьезно его недооценить. За один только искусственный разум Creative Assembly можно посадить на пожизненное гамбургерное довольствие с бесплатным мороженым и кока-колой. Управляемые компьютером фракции ведут грамотную, расчетливую игру на стратегическом уровне, и выступают безжалостными воителями в тактическом плане. Они прекрасно используют преимущества высот, умело прячут подмогу в лесах, знают, как выгодно распорядиться близлежащей речкой. А главное - искусно подбирают войска таким образом, чтобы на каждый полк ваших юнитов приходился полк (а то и два) тех солдат, перед которыми бойцы наиболее уязвимы. Короче говоря, поначалу придется проигрывать битвы, набираясь ума-разума.
Нет, я ни в коей мере не хочу умалить ваш тактический гений. Поражения на первых этапах геймплея как раз в меньшей степени обусловлены мастерством (пусть и неоспоримым) противника. Причина провалов - графика. Да-да, именно графика. Ручаюсь, в первый час вам совершенно не захочется разрабатывать тактические маневры. Главное - отправить войска в мясорубку и наслаждаться поистине феерическим зрелищем, равных которому игровая индустрия еще не знала (верите иль нет, ни на йоту не преувеличил). Живописать детализацию и анимацию бойцов бесполезно. Перед нами один из тех редких случаев, когда лучше один раз увидеть и больше никогда не отрываться от экрана. Сама баталия протекает не в пример зрелищнее обеих предыдущих частей. Долой солдат, дергающих копьем в едином порыве. Долой всадников, одновременно замахивающихся мечами. Перед нами практически живые люди, бьющие врага каждый на свой манер, стремящиеся не только сохранить строй, но и банально выжить.
В лице движка Rome: Total War канал History, пожалуй, сделал самое важное приобретение в своей жизни. На всякий случай, если кто не понял и не удосужился ознакомиться со скриншотами, игра полностью трехмерна, включая каждого отдельно взятого человечка. В распоряжении игрока при этом находится на порядок больше юнитов, чем в Medieval: Total War и Shogun: Total War. Все воины прописаны с максимальной исторической достоверностью, благодаря которой лишь слепой не отличит легионера от гоплита и катафрактария от обычного легкого всадника.
Ситуацию на поле брани решают не только вооружение и скорость юнитов, но и моральный дух войска. Понесшая большие потери сторона спешно обращается в бегство и впоследствии требует значительного пополнения сил и реабилитации для возвращения боеспособности. А с подкреплениями ныне дела обстоят сложнее. И связано сие обстоятельство с институтом семьи и брака, сколь бы неуместно пафосно это не звучало.
Право заключать династические браки и взращивать сынов-полководцев нам даровал еще Medieval: Total War. Rome: Total War несколько изменил эту систему, как мне кажется, в лучшую сторону. Отныне красавицу-дочку не нужно отправляться в командировку на 10-15 лет для поиска подходящего жениха. Любовные интрижки крутятся за вашей спиной. Игрок узнает об избраннике (избраннице) своего чада уже после рождения ребенка. Оставим за кадром моральный аспект такого расклада. Также не будем заморачиваться вопросом, почему все детишки рождаются в столице, даже если папаша последние годы путешествует по границам Империи. В конце концов, Штирлиц тоже 20 лет провел в Германии, прежде чем узнал, что на Родине у него родился сын.
Давайте сконцентрируемся на роли отпрысков. Потомству мужского пола на роду написано становиться губернаторами провинций. Причем конкретные рода войск можно рекрутировать лишь в тех регионах, которыми заправляют ваши родственники, пусть даже и дальние. Там же, где администрация состоит из местного населения, игрок волен лишь задавать приоритеты развития, а нюансами (в том числе родами производимых войск) местное руководство распоряжается самостоятельно.
Родственников также рекомендуется ставить во главу армий. Хороший полководец голубых кровей обеспечит войскам ряд приятных бонусов и до небес поднимет их моральный дух. Единственная сложность - транспортировка генералов. Чтобы выписать талантливого губернатора из его провинции и обратить халявщика в боевого генерала, нужно, как минимум, доставить лентяя в расположение военных частей. Порой вожделенного VIPа приходится несколько месяцев игрового времени тащить через всю карту.
Из вспомогательных персонажей по глобальной карте также путешествуют дипломаты, убийцы и шпионы. Первые выискивают потенциальных союзников, вторые охотятся на вражеских полководцев, а третьи добывают самый ценный ресурс всех времен и народов - информацию. Впрочем, непосредственная помощь от шпиков тоже наличествует. Грамотный диверсант способен проникнуть во вражеский город и открыть изнутри ворота, лишив вас необходимости штурмовать или осаждать населенный пункт. Правда, вместе с дополнительными сложностями вы утратите весьма интересную часть геймплея. Что может быть прекраснее штурма с применением требучетов, осадных башен, таранов и боевых слонов?
От всего перечисленного голова идет кругом, а воздух застревает в легких. Проделав такую работу, Creative Assembly запросто могла выпустить игру без звука - ее бы все равно носили на руках. Разумеется, разработчики решили идти до конца, твердо вознамерившись довести не верящих в свое счастье игроков до инфаркта на почве эмоциональных переживаний. Звук и музыка в игре не менее блистательны, чем все остальное. Признаться, я уже так привык получать от акул игровой индустрии звуковое сопровождение по принципу "лишь бы было", что успел забыть, как воспринимается проект с по-настоящему сильным звучанием. Оказалось, приятно шокирует. Дабы максимально погрузиться в звуковую среду Rome: Total War, мы рекомендуем приблизить камеру к самой земле (как, я разве не сказал, что виртуальный оператор свободно перемещается из поднебесной к ногам солдатиков?!). Тогда вы кожей ощутите вибрацию от топота многотысячной толпы по деревянному мосту, прочувствуете ярость и отчаяние в криках воинов, услышите вдохновляющие речи полководцев перед кровавым сражением, насладитесь струнным звоном распрямившихся в едином порыве луков, растворитесь в металлическом лязге тысяч мечей. Rome: Total War больше, чем просто игра...
Самое забавное, что о проекте можно говорить еще очень долго. Я, например, до сих пор даже не заикнулся о мультиплеере, а ведь он есть. И представляет отдельную сторону игры, не на шутку увлечься которой можно, по самым скромным подсчетам, не неопределенное количество времени. Не удивлюсь, если господин Каспаров скоро забросит в угол шахматы и ринется на поля античных сражений, а премудрый Deep Blue перепрограммируют для игры в Rome: Total War.
Creative Assembly свершила революцию, и скупые слезы радости наворачиваются на глаза. Признаться, я уж и не надеялся когда-нибудь произнести эти слова. Долгие годы ожиданий, разочарований, новых надежд и новых падений с небес на землю. Знаю, многие игроки со стажем боялись. Боялись, что разработчики не справятся с поставленными задачами, начав за здравие, кончат за упокой. Для страха больше нет причин. Creative Assembly сотворила чудо, которое войдет в историю, разделит мир на "до" и "после". Чудо по имени ROME: TOTAL WAR.
Прислал: DEX
Наша оценка:
Нет
988 Прочтений • [Обзор на игру Rome: Total War] [17.10.2012] [Комментариев: 0]