"Даже Deer Hunter гораздо больше повлиял на индустрию, чем Half-Life"
(Гейб Ньюэлл (Gabe Newell), основатель Valve Software)
Разработка Half-Life 2 длится уже пять лет, из них четыре - в обстановке полной секретности. Первые ролики потрясли мир лишь в этом году на E3. Результат: игра сразу получила четыре награды, включая высшую, а в Интернете появились тысячи сайтов, на которых выложено все, что полагается знать о проекте, и еще немножко всяких фантазий. В то же время игровое сообщество и по сей день располагает только увесистой пачкой скриншотов и комплектом умопомрачительных трейлеров. Никто пока не видел ни игровое меню, ни даже пользовательский интерфейс. Дуг Ломбарди (Doug Lombardi) из Valve уверяет, что такая таинственность оправдана. Игроков ожидает большой сюрприз…
Тем не менее, поговорить уже есть о чем. Да и релиз, намечавшийся на 30 сентября, плавно отполз к рождественским каникулам. Остается грустно грызть ранетки и систематизировать мегабайты интервью с разработчиками и гигабайты видео, накопленные за минувший год.
Иногда они возвращаются
Закон любого сиквела: сторилайн должны понять за три минуты любое пятилетнее дите и его глухая прабабушка, поэтому авторы великодушно прощают неофитам полное незнание первого (они думают, что таковые существуют в природе).
Итак, наш протагонист известен еще по первой части - это все тот же ученый Гордон Фримен вместе со своим научным инвентарем (монтировка обыкновенная, 1 шт.). Действие происходит в будущем. Фримен в компании девушки по имени Эликс Вэнс и охранника Барни Калхуна (Blue Shift) снова вступает в бой с инопланетянами из мира Xen. Большой Босс, осуществляющий чуткое руководство, - небезызвестный G-Man. Да-да, теперь мы у него на службе.
Место действия - город со странным названием City 17, расположенный где-то в Восточной Европе. Играть можно только за Гордона Фримена, остальным же участникам освободительной операции отведено почетное право путаться под ногами, старательно изображая посильную помощь.
Отличная новость для всех, кто боялся утраты атмосферы великого и ужасного HL: поводов для беспокойства нет. Над сценарием, как и раньше, трудится Марк Лэйдлоу (Mark Laidlaw), голоса персонажей озвучивают те же актеры, а музыку и звуковые эффекты по-прежнему создает Келли Бэйли (Kelly Bailey). В среднем прохождение займет около сорока часов. Не так уж и мало; а с учетом модов - как минимум несколько лет, тем более что количество заявок на них уже сегодня переваливает за сотню.
Бочка дегтя
Публика, столпившаяся в зале ожидания, увлеченно спорит, кто останется нервно курить на обочине, - Doom 3 или HL2. Интеллектуалы разбирают принципиально новый движок Source на атомы и углубляются в дискуссии, понять которые могут разве что разработчики упомянутого движка, и то со словарем.
Но есть еще и третья версия: курить на обочине придется нам с вами. Потому что те неброские калькуляторы, которые мы до сих пор считали компьютерами, вряд ли пережуют то, что при просмотре трейлеров уронило многих со стульев. На первый взгляд, на фан-сайтах стоит восторженный гул, но если не принимать во внимание розовые сопли по поводу скорого релиза, то становится отчетливо слышен обреченный рефрен: "Нас разводят на апгрейд!". И это чистая правда.
Valve ходит под руку с Microsoft, не скрывая взаимного обожания, крепко сцементированного волшебной мантрой "Полная поддержка DirectX 9.0". Впрочем, время от времени появляются слухи, что скалярный движок позволит пустить в дело даже бабушкино наследство, - карточку Riva TNT2. Содрогнувшись при мысли о подобном эксперименте, посоветуем тем, кто на него отважится, относительно более гуманное развлечение, скрытое за аббревиатурой BDSM.
Остается выяснить, на чем же это все будет "летать". Гейб Ньюэлл обещает 40 fps на компьютере с процессором P4 2ГГц и видеокартой Radeon 9700 (подразумевается максимальная детализация в режиме 1024х768х32).
Memorable quotes
О графике HL2 сказано уже столько, что было бы выдающейся глупостью пытаться внести свои пять копеек. К тому же в данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Движок Source использует normal mapping и specular bump-mapping, благодаря которым процессор не сгорит от испуга и даже сможет кое-как управиться с великолепием, о котором ниже (эти же "фичи" будут применены в Doom 3 и Deus Ex: Invisible War).
Что заставит зрителей подвязывать нижнюю челюсть во время игры? Внемлите. Около 5000 полигонов на каждый персонаж, в то время как для высокой детализации достаточно 3000. Тела людей и монстров построены из мускулов и кожи, а их движение просчитывается путем анализа взаимодействия различных групп мышц и тканей. Пример - выразительная мимика персонажей, основанная на движении 40 лицевых мускулов, при этом действующие лица провожают вас взглядом и комментируют ваши действия. Скриптовые сцены по-прежнему присутствуют.
Огромные открытые пространства, включая водные, причем в воде отражается небо и движущиеся облака. Для перемещения по суше пригодятся различные транспортные средства (самолеты, увы, не появятся, хотя они - теоретически - тоже возможны, движок позволяет). В прогнозе погоды отмечаются туман, снег, дождь и "без осадков". Создатели модов будут счастливы - движок позволяет модифицировать погодные эффекты, и при желании можно соорудить даже небольшой торнадо, увлекающий в своем вихре близлежащие предметы.
Динамические тени и скины (подпалины, трещины, следы от пуль etc.). Текстуры, содержащие сведения об оптических и физических свойствах материала, - деревянная дверь на ура прошивается автоматной очередью, а вот если угодить в сталь или бетон, можно схлопотать рикошет. Абсолютная интерактивность любых поверхностей и предметов - вполне реальна расправа над врагами посредством уничтожения деревянных опор тяжелого навеса. Сквозь окна в помещение проникают редкие солнечные лучи. В них становятся видны частицы пыли, плавающие в воздухе... Это уже не эволюция, это революция.
…Отличаются умом и сообразительностью
Полный список монстрятника держится в секрете, но уже доподлинно известно, что как минимум половина зоопарка прибудет на поле боя из первого Half-Life. Разумеется, злобные твари не откажут себе в удовольствии использовать телепорты, так что предусмотрительно запасаемся валокордином в ожидании сюрпризов из-за угла. Судя по роликам, надо ждать чего-то страшного: враждебные существа достаточно сообразительны, чтобы пролезть там, где нельзя пройти, выломать дверь, подпертую изнутри, и вломиться в окно, предварительно разбив стекло.
Иногда избавиться от их внимания можно весьма экзотичным образом. Например, лучший способ отвязаться от "муравьиных львов" - перепачкаться в их останках. Неизвестно, чем они воняют, но после того, как Фримен начнет благоухать точно так же, эти насекомые примут его за своего и оставят в покое.
Подробностей о вооружении пока нет, однако точно известно, что инопланетное оружие снова с нами. Завистники Дэвида Копперфильда могут поставить в списке своих ожидаемых игр жирный крестик напротив строчки Half-Life 2: игроку будет выдан некий манипулятор, с помощью которого можно переносить по воздуху различные предметы. Переносить - понятие растяжимое. Это могут быть мирные бочки для строительства баррикады, но никто не запрещает поднять в воздух отопительную батарею и огреть ей (простите за каламбур) противника.
Сетевые режимы пока что скрыты за плотной завесой тайны, хотя мы знаем, каким будет максимальное количество игроков в мультиплеере, - по-прежнему 32. Кто скажет, что этого мало, пусть первый кинет в меня камень. Желательно P4 3,06 ГГц, который как раз осилит такое количество народа в игре.
...
Вместо эпилога. Гейб Ньюэлл в одном из интервью рассказал о своей "Gameboy Really Really Advanced Theory". По любой вероятностной модели мы уже давно должны были столкнуться с инопланетянами, ведь у разумной жизни имелось достаточно много времени, чтобы заполонить Вселенную. Почему же они до сих пор не появились? Потому что когда цивилизация постигает технологию конструирования кораблей для межзвездных перелетов, она одновременно обретает возможность создавать сверхмощные компьютеры с потрясающими играми. Что делать - кочевать по безжизненному космосу в реальности или открывать для себя новые виртуальные миры? Выбор очевиден! Инопланетяне есть, но они слишком заняты своими игрушками...
Если верить этой теории, люди никогда не отправятся на Марс. Ведь к тому времени выйдет какой-нибудь Half-Life 5…