Минувшей зимой «Акелла» обнародовала планы по изданию игры с Петровичем в главной роли. Известный персонаж злободневных стрипов Андрея Бильжо, уже не раз вылезавший за пределы комиксов, обещал пробраться в доселе неизведанный мир point and click-приключения. В разработку амбициозного проекта оказалась вовлечена не только Trickster Games (создатели «Таниты»), но и сам «папа» Петровича и всего-всего-всего, так или иначе с ним связанного.
Нам удалось пообщаться с Андреем и выведать у него кое-какие подробности о проекте, а также расспросить о делах мирских. Встреча проходила в уютной обстановке «мастерской», где и происходит рождение авторской мысли. Параллельно на вопросы отвечал и Ярослав Краснов, руководитель анимационно-игровой студии Trickster Games.
Разговоры о Петровиче
AG: Персонаж Петровича создавался как собирательный образ «русского мужика» или как пародия на конкретного человека?
Андрей Бильжо: Вообще, таких образов в карикатуре, которые бы шагнули за рамки одного жанра, не так много. Трудно представить ситуацию, когда художник или мультипликатор работает над образом, думая, что он будет самым популярным. Обычно он рождается случайно, и для успеха должно совпасть немало составляющих. Он должен быть узнаваемым, должен отражать время, должен по каким-то причинам понравиться большинству, совпав с его вкусами. Здесь есть, конечно, и моя заслуга, но есть и заслуга времени. Персонаж одной ногой стоит в прошлом, а другой — в сегодняшнем дне, продолжает жить и реагировать на все, что творится вокруг, иронически относится и к прошлому, и к будущему, и к настоящему, пытаясь по-идиотски (в хорошем смысле) все это проанализировать.
AG: Скажите, а Петровичу обязательно быть смешным?
АБ: Совсем необязательно. Он как раз не всегда смешной. Петрович — персонаж вполне серьезный, и его мучают серьезные проблемы. Но он оказывается смешным. Ведь серьезный человек часто смешнее, чем человек «как бы смешной». Более того, Петрович часто попадает в драматические ситуации, оказывается перебинтованным, с переломанными руками и ногами, с подбитым глазом… Он скорее наивный, нелепый, добрый, нежели смешной. И он — не клоун. Для меня это в какой-то степени драматический персонаж, который попадает в разные нелепые ситуации. Как, впрочем, и большинство россиян, которых часто обманывают, вешают им лапшу на уши, а они наивно верят в светлое будущее.
Петрович и все, все, все
AG: Поговорим непосредственно об игре. Идея ее создания зародилась в стенах Trickster?
АБ: Да, конечно. Мне позвонили и сделали предложение.
AG: Вы пишете диалоги, придумываете персонажей, создаете мир?..
АБ: Игровой мир я рисовал в течение многих лет, равно как и всех персонажей. Анимацию делали в студии под моим чутким руководством. Сценарий писался там же, однако мы согласовывали отдельные ситуации. В целом, все это — мир Петровича. Есть и интерьеры ресторана, с коктейлями, названия которых я специально придумывал. Получилось многомерно.
AG: А много ваших персонажей вошло в игру? Подзаголовок «все, все, все» относится именно к ним?
АБ: Персонажей вошло много, но далеко не все. Потому что их огромное количество. Вот если бы было сто раз «все, все, все, все…», тогда можно было бы говорить о том, что там действительно все.
Ярослав Краснов: «Петрович и действительно все».
АБ: Да. Пока же там много персонажей, много предметов. И это действительно Мир.
AG: А сама игрушка выходит большая?
ЯК: Ну, если мерить локациями, то 25 штук (которые, понятно, не одноэкранные). Продолжительность геймплея — от двух до четырех часов.
AG: Проект выглядит нестандартным даже по мировым меркам, учитывая ваш юмор…
АБ: Естественно. Я в этом смысле человек привередливый и избирательный. Если бы мне предложили что-то стандартное, я бы не заинтересовался; одной финансовой стороной дела меня сложно завлечь, в этом отношении я человек достаточно независимый. Я понял, что это будет отличаться от общего потока. Да и люди, с которыми я работаю, мне симпатичны. Я работаю, что называется, чисто «за интерес». Интересно разобраться в чуждой мне области. С другой стороны — нестандартный проект, в базу которого заложен энтузиазм. Он добр в плане сюжета, познавателен, там нет агрессии. Для людей, обладающих чувством юмора.
ЯК: Мы старались перенести мир Петровича в виртуальность целиком, без вкраплений чего-то чужого.
AG: Возвращаясь к сюжету: каким образом вы планируете сделать его «глобальным»? Как из отдельных зарисовок «о Петровиче» создать полноценную историю?
АБ: Понимаете, в чем дело… Мною нарисовано около 15000 рисунков. В них присутствует практически все, что окружает человека: животные, от домашних до экзотических; персонажи из русского фольклора и всяческих сказок; у меня был проект (в конце месяца выйдет толстая книга), где я нарисовал все интерьеры «Петровича», всю его одежду, от трусов до часов, как я говорю. В других проектах я рисовал всяких деятелей — и политических, и деятелей культуры. Есть куча портретов — Маяковский, Пушкин, Белка со Стрелкой, Гагарин, Алла Пугачева и т. д. Материалов такое количество, что это, собственно, и есть целый мир, который порой обширнее и богаче мира большинства реальных людей. Из этого берешь и складываешь целую историю. Если мы возьмем любого человека с улицы, то выясним, что его мир, его знания в области культуры (бытовой или же материальной) значительно меньше и значительно скуднее, чем знания и мир нарисованного персонажа.
В этом смысле игроки смогут что-то почерпнуть для себя, обогатиться. Хотя бы узнать, кто такой Пушкин и как его зовут.
AG: Т.е. юмор, да и весь мир игры будет актуальным, или же он базируется на том мире, что создавался на протяжении 1990-х гг.?
АБ: Мир будет вполне универсальным, потому что большинство из моих картинок актуальны и сегодня. Я стараюсь не рисовать картинки, посвященные конкретному дню. Стараюсь рисовать на общечеловеческие темы. Конечно, там присутствуют политические лидеры, но ведь без них невозможно обойтись (хотя и хотелось бы). Поэтому там может быть и Путин, и Ельцин. Но это — фигуры не второстепенные.
AG: А о самом сюжете можно услышать? Или он пока держится в секрете?
ЯК: Лучше будет увидеть все своими глазами. Мы должны подарить такую возможность. Петрович проходит сквозь множество своих историй в поисках ответа на Вопрос. Их столько, что уместить все в одной игре невозможно — это может растянуться на много серий…
AG: Значит, планируются продолжения?
АБ: Пока не знаем, нужно посмотреть, что будет. Сюжет сложно рассказать в двух словах, так же, как «Войну и мир» или «Анну Каренину»… Хотя нет, «Анну Каренину» рассказать легко: была одна женщина, которая влюбилась в одного человека. Потом у нее возникли проблемы с мужем. Классический любовный треугольник. И она решила покончить жизнь самоубийством. Вот, собственно, и вся книга.
AG: Выглядеть это будет как «интерактивный мультик» или все-таки будут загадки?
ЯК: Ну, это же адвенчура. Все по канонам. Хотя мы и хотели добиться ощущения, будто игрок гуляет по мультфильму.
AG: А загадки на вашей совести или?..
ЯК: Это общее, совместное творчество.
AG (Андрею): Стиль игры — это стиль ваших мультиков? Ваш закадровый голос, такая же характерная анимация…
АБ: В общем, да. Это и графический стиль диктует. И голос закадровый есть. «От автора» читаю я, у Петровича — свой голос (Сергей Лосев, замечательный питерский артист).
ЯК: Хочется добавить, что в игре будет рассказ «от автора» о том, кто такой Петрович, чтобы ввести в курс дела всех игроков.
AG: Музыкальное сопровождение также будет оформлено «под Петровича»? Будут ли там звучать ваши композиции?
АБ: Честно говоря, не знаю. Я вот давал диск…
ЯК: Музыку писали у нас в студии и согласовывали с Андреем. Предварительно он давал нам диск со своей музыкой, мы ей проникались и перерабатывали под сюжет. Музыка фоновая, без песен.
АБ: Кстати, к игре будет приложен «бонусный» диск с дополнительными материалами. На нем будут и картинки, и часть книжки «Еда», и мультфильмы… Можно и песни включить.
AG: Ваш проект, по сути, направлен на внутреннего потребителя (Россия, возможно, еще страны СНГ). Вас не беспокоит, что Запад не воспримет такую игру?
АБ: Абсолютно не беспокоит. В нашей стране, по-моему, людей более чем достаточно. А если Западу будет что-то нужно, он сам отсюда это возьмет. С другой стороны, с Петровичем в некоторых местах знакомы. Он несколько лет участвовал в карнавале в Ницце, в Венеции в частном саду ему стоит бронзовый памятник, в моем московском ресторане много иностранцев бывает. Поэтому иностранцы, которые соприкоснулись с частью нашей современной культуры, в общем-то, в курсе.
Другое дело, что невозможно отказаться от нашей современной действительности, наших русских идиом, каких-то каламбуров, в основе которых лежит русский язык, и часть из которых трудно перевести. Честно говоря, мне неинтересно делать персонажа, популярного на Западе. Мне интересно то, что игру делают здесь и на этом материале. Это здорово. А у них своего материала хватает.
На самом деле, даже в области телевидения, которую я лучше всего знаю, оригинальных программ почти нет. 90% материала — купленное, сделанное по лицензии. Обидно, что у нас в стране в разных творческих областях идут по пути наименьшего сопротивления. Никто не хочет придумать что-то свое, гораздо проще купить готовое, обкатанное, сделанное на Западе. Думаю, с играми такая же ситуация. Моя история — нечто новое, стоящее особняком. И мне это интересно.
ЯК: В «Петровиче» мы показываем, что существует современное культурное явление. Оно демонстрирует человеку разные стороны его личности, которые он, возможно, уже и не хочет видеть сам. Либо не хочет, либо просто слеп и потому желает, чтобы ему говорили: мол, все хорошо, никаких проблем нет. А Петрович выявляет проблемы. И понятно, что многие его не любят, ведь он наступает им на больную мозоль. А многие, наоборот, любят — за то, что наступил, и человек обратил на нее внимание. Люди начинают смеяться над собой, им становится легче жить.
AG: А когда планируете выпуск?
ЯК: Мы будем показывать игру на КРИ, и там уже, возможно, будет альфа-версия.
АБ: К середине-концу апреля все должно быть готово.
За жизнь
AG: Многие знают вас как карикатуриста и мозговеда. На самом же деле за вами тянется целый шлейф из профессий. Что вам лично ближе всего?
АБ: Все, чем я занимаюсь — по сути, одно и то же. Я пытаюсь посмотреть на проблему с такой точки зрения, с какой, на мой взгляд, до меня на нее мало кто смотрел. Есть такое слово — «креативщик». Я его перевожу на русский как «придумщик». Все проекты — точно веточки одного дерева (не считая, конечно, психиатрии, которой я занимался довольно долго). Когда у меня есть персонаж Петровича, на первый взгляд кажется, что я занимаюсь этим персонажем. На самом деле он позволяет мне заниматься любыми областями творческой деятельности. Вот, предложили поучаствовать в компьютерной игре. И мне это интересно, потому что ново. Я проникаю в какую-то новую область, доселе мне не очень знакомую.
AG: Часто ли вы берете истории из реальной жизни и обыгрываете их в своих сюжетах?
АБ: Нет, не часто. А могу сказать наоборот: почти все истории из реальной жизни. У меня как-то по-другому все бывает. Я живу, как и другие, в нашей стране, у меня все накапливается, аккумулируется в голове, а потом вываливается, будто через мясорубку, на бумагу. Потому в этом фарше одну историю от другой уже сложно отодрать. Они образуют одну целую котлету. Котлета — это история, а что в ней, где там свинина, где баранина, где хлеб, понять довольно трудно. Поступает в голову чистый продукт, а вываливается уже готовый.
AG: Юмор «Петровича» носит социальный окрас. В качестве мозговеда вы больше обращались к политическому юмору… Вам самому что интереснее?
АБ: Ну, это все-таки разные вещи, хотя и произрастают от меня. Вернусь к тому, с чего мы начали. Я занимаюсь творчеством, мне нравится делать и то, и другое. Разные вещи, объединенные тем, что подключают мозг и позволяют придумать нечто такое, что удивило бы, обрадовало, а у кого-то, наоборот, вызвало раздражение (такое довольно часто бывает, и это хорошо). Так что, по сути, все это — грани одного стакана.
AG: Вас раздражает юмор, которым забито современное ТВ?
АБ: Ну да, раздражает. Я его неспособен переварить. Иногда заставляю себя, просто для того, чтобы получить некий раздражительный сигнал. Но мозг не всегда способен выдержать.
AG: Cпасибо за интересное интервью!
Благодарим за помощь в организации интервью компании «Акелла» и Trickster Games, а также Ярослава Краснова.
592 Прочтений • [Интервью: Петрович и все, все, все] [13.10.2012] [Комментариев: 0]