В игровой индустрии не так уж много чистых энтузиастов-разработчиков. То, что начали когда-то их предшественники, сегодня вылилось в элитные игровые жанры, игры не для всех. Они малочисленны, у них не слишком много (по сравнению с «монстрами») поклонников, но, тем не менее, находятся мастера своего дела, которые не страшатся низких продаж и быстрого забвения массами, и радуют своих единомышленников прекрасными творениями. Сегодня мы беседуем с человеком, который далеко не первый год в составе небольшого коллектива является законодателем мод в жанре футбольных менеджеров.
AG: День добрый! Если можно, расскажите немного о себе. Кто вы и чем занимаетесь в Sports Interactive?
Paul Collyer (PC): Привет! Ну, вообще, мы те самые ребята, которые сделали Championship Manager. Наша компания была основана лично мной, Полом Колье (Paul Collyer) и моим братом Оливером (Oliver Collyer). Сейчас нас 10 человек, работающих на постоянной основе, плюс еще несколько, помогающих время от времени, и, конечно же, куча помощников в разных странах, так называемые researchers.
Братья Колье
AG: Как вы пришли к идее создания Championship Manager?
PC: Оливер и я хотели сделать игру, в которую бы нам нравилось играть. Но мы никогда не думали, что все это достигнет того уровня, на котором находится сейчас!!
AG: Реальный футбол — спорт №1 в мире. Виртуальный пока еще не достиг таких вершин (как заядлый болельщик, полагаю, у него все впереди :), но почему вы выбрали футбол именно в менеджерском ракурсе? Чисто английская привязанность к этому спорту, желание показать, что футбол — это не только поле, мяч и 22 игрока, или нечто большее?
PC: Мы просто очень хотели играть в футбольные игрушки во времена своего юношества. Кстати, по сей день играем. Я не совсем уверен, что это исконно британская черта, но, на мой взгляд, наша треклятая погода заставляет нас сидеть дома за программированием больше, чем какого-нибудь мальчишку из Средиземноморья:)
AG: За то время, что я следил за европейскими продажами компьютерных игр (около полутора лет), заметил интересную тенденцию — ChartTrak практически никогда не покидал один из представителей СМ: сначала СМ3, потом 99/00, сейчас, судя по всему, 00/01. Для Европы это нормально, а как обстоит дело на других рынках? В США, к примеру, «их» футбол гораздо популярнее соккера; обосновано ли введение в игру MLS или австралийской лиги?
С фанатами из Гонконга
PC: В Штатах релиз так до сих пор и не состоялся. Eidos обещала уладить этот вопрос, но почему-то очень трудно убедить владельцев магазинов в целесообразности продаж игры.
AG: Не так давно ваш сайт обновился новостью о поиске «консольного» программиста. Экспансия СМ на приставки — дань моде или солидное расширение аудитории? Не обзаведется ли приставочная версия какими-нибудь неведомыми владельцам РС фичами?
PC: Перенося игру на Xbox и, возможно, PS2, мы точно знаем, что сможем не потерять при портировании ни качество, ни «фичи» PC-версии. В принципе, мы совсем не против мультиформатности CM. Это будет справедливо.
AG: Выход СМ 2001/2002 уже не за горами. Новые чемпионаты пока не названы, а как насчет количества? Ну и, раз уж речь зашла о ближайшем апдейте, может, поделитесь свежими нововведениями?
PC: Конечно, новый апдейт не будет банальным повторением старого. Мы значительно обновим базу данных, появятся новые лиги и кое-какие изменения… (Пол, разумеется, отделывается общими фразами и, по идее, его можно понять — до релиза еще далеко; Прим. ред.).
AG: Как сказал один мой знакомый, «СМ — живой памятник его разработчикам». Бесспорно, фантастический результат заслуживает самого глубокого уважения. Нам можно на минутку заглянуть за кулисы?:) Каково это — работать над проектом столь повышенной информативности? В процессе разработки вы держали строгую диету, уделяли мизерное время сну и думали исключительно о футболе?
PC: Мы исключаем отдых из расписания, пока не закончим игру. Хотя лично я считаю, что в конце дня надо обязательно «отключаться», дабы сохранить себя для кошмара последних трех месяцев!!
AG: В продолжение предыдущего вопроса: наверняка далеко не последнее место здесь занимает фанатская поддержка. Если судить по форумам на официальном сайте, эти люди боготворят вашу игру, при этом не теряя способности здраво мыслить:) Черпаете ли вы особо выдающиеся идеи из этого, если можно так выразиться, кладезя предложений?
PC: Мы всегда открыты для хороших предложений. Наши фаны отдают игре неимоверно много времени, и мы должны быть полными идиотами, чтобы не прислушиваться к ним.
AG: Кстати, о форумах. Помнится, сразу после выхода 00/01 там поднялось чрезвычайно разгневанное обсуждение политики патчей. Мол, почему мы должны платить деньги за недоделанную игру. По мне, так ни один проект на момент релиза не в состоянии обойтись без «багов». Несколько недель назад вышел финальный патч 3.89. Ловля и уничтожение «багов» — процесс трудоемкий? Возможно ли сгладить практически все шероховатости?
PC: Если говорить о такой игре, как СМ — нет, это абсолютно невозможно. И процесс совершенно не упрощается на различных «железных» конфигурациях. Теоретически — да, bug-free game сделать можно. Но нам, к примеру, для этого понадобилось бы минимум 10 тысяч тестеров!!
AG: Появление в СМ российской лиги, разумеется, в значительной степени привлекло внимание российских пользователей. Знатоки, тем не менее, считают, что показатели игроков российских клубов по большей части усреднены. Каков принцип отработки значений характеристик спортсменов?
Марк Даффи и легенда ливерпульского клуба Алан Кеннеди
PC: В каждой стране, чей чемпионат представлен в СМ, у нас есть помощник (researcher). Он отвечает за базу данных по этой стране. Его или ее работа заключается в поиске людей при отдельных клубах, которые хорошо знают свою команду и могут предоставить достоверную информацию.
AG: СМ на сегодняшний день, безусловно, вне конкуренции. Но сбрасывать со счетов других представителей жанра не стоит. Некоторые из них пытаются совместить менеджерство и непосредственно футбол. Как вам такой подход? Да, персональное переоборудование трибун или постройка каких-нибудь ларьков возле стадиона имеет определенное отношение к футболу, но это уже какой-то Theme Stadium:) В этом плане СМ4 останется верен испытанной концепции?
PC: Мы не слишком заостряем внимание на деловой стороне, хотя это и солидная часть футбола. Для нас наиболее важны аспекты игры, относящиеся к геймплею.
AG: Это был такой плавный переход к теме:) СМ4 для поклонников — своего рода воображаемый идол, которого, пожалуй, ждут больше, чем даже очередного апдейта. Если нам дать волю, мы зададим тонну вопросов, по своему объему сравнимых с каким-нибудь крупным энциклопедическим изданием:) Впрочем, мы не хотим показаться назойливыми, поэтому, если не трудно, поведайте нам что-нибудь из того, что можно. Ну и чуть-чуть из того, что нельзя:)
PC: Это будет очень интересно. К примеру, мы намерены реализовать новый режим игры — «moving tactics screen», где будет отражаться позиция каждого игрока в любой момент матча (разработчики полностью отказались от использования трехмерного движка, но в настоящий момент работают над 2D top-down view — Прим. ред.). Практически каждая часть CM3 будет улучшена, и мы постараемся реализовать столько идей, на сколько у нас хватит времени. Да, не забывайте еще про Интернет-поддержку.
AG: И на десерт парочка философских вопросов. СМ, как это ни парадоксально, привлекает в том числе и своей бесконечностью. В последней версии клубов стало столько, что побывать менеджером каждого из них — практически нереально. Однако, в мире довольно много людей, которые, выиграв со своими любимцами все возможные титулы, испытывают что-то вроде пресыщения — им жаль бросать с таким трудом вытащенный из низшего дивизиона клуб, но дальнейшая игра откровенно скучна, нет достойного соперника. На форумах по этому поводу было много предложений, вроде, к примеру, введения зарплаты менеджерам в качестве игрового стимула. Идея, конечно, не самая блестящая, а вот лично у вас есть какие-нибудь задумки на этот счет?
PC: Игра через Интернет!! (CM4 станет первым представителем серии, оснащенным полноценной мультиплеерной поддержкой. Именно в этом авторы видят перспективу развития футбольных менеджеров — Прим. ред.).
Ведущий программист SI Марк Воган
AG: Спортивные менеджеры, не только футбольные, — жанр элитарный. Далеко не для всех. Одни жалуются на их статистическую сухость, другие — на отсутствие активных элементов. Применительно к СМ большинство поклонников футбола все-таки предпочитает, скажем, «живой» FIFA от Electronic Arts. Вас не смущают скромные (по меркам других игровых направлений) размеры аудитории, ее медленный рост?
PC: Пока мы отличились только на РС. Однако здесь игра «продается» лучше FIFA, Tomb Raider и т. д. Более 500 тысяч проданных копий CM00/01 — все не так уж и плохо:)
AG: Отлично, большое спасибо за уделенное время! С нетерпением ждем новостей и саму игру!:)