Crossed Swords представляет собой гибрид TPS`a, RPG и рельсового тира. Камера фиксирована и движется вперед или останавливается автоматически, но пара-тройка развилок всё же встречается, то есть иногда можно выбрать куда пойти. RPG представлена только и единственно набором опыта за убийство врагов и повышением уровня персонажа, не дающими ничего, кроме увеличения жизненной шкалы на половину деления, коих всего десять. Игра разделена на несколько глав, в свою очередь составленных из множества уровней. Каждый уровень - это серия поединков с различными врагами и боссами, которым позволено перемещаться в трех плоскостях - Background, Mid-screen и Up close. Игрок же волен двигаться только вправо\влево. Нападают враги по одному или по двое в зависимости от выбранного режима игры. Да, режим для двух игроков предусмотрен. Вообще, концепция игры неуловимо напоминает Super Spy (от самих SNK и тоже для Neo Geo), только вид там был от первого лица, а RPG-элемент, равно как и возможность поиграть вдвоем, отсутствовали.
Once in Belkana
В некоем королевстве, носящем совершенно безыдейное название <<Белкана>>, начались серьезные проблемы в связи с появлением в ее пределах крайне нехорошего и неприятного не то человека, не то нечеловека вовсе, Наусизза. Смешно? Ничуть, ведь прогнать этого самого Наусизза предложено именно нам. А задача эта не из самых простых, учитывая тот факт, что на стороне Наусизза (Наусизза, Наусизза, Наусизза! Отвратное имя.) выступают столь колоритные личности, как Satan Goat, например.
Satan Goat
Впрочем, если отбросить словесную шелуху, то сложность игры просто зверская. Жизней всего две, и, чтобы не потерять их на бесконечных лесных дорогах Белканы, потребуются деньги - куда уж без них, бычье здоровье, стальные нервы, хорошая реакция и знание азов воинского ремесла. Деньгами и здоровьем (равно как и дополнительными заклинаниями, но о них позже) с нами поделятся убитые враги, а вот боевую систему стоит рассмотреть поподробнее. Она проста и базируется на принципе блок\удар. Давим стик вниз - защищаем щитом корпус, давим вверх - голову. Стучим по кнопке А - наносим удары, плавно нажимаем В - используем магию. Отдельно стоит отметить колющий удар - стик вниз + А и своеобразный режим берсерка - А+В. Первый хорош тем, что быстр, второй же просто незаменим с течением игры, хотя и вычитает бесценное здоровье за каждое применение. Магия же весьма разнообразна и зависит от типа оружия, которое покупается у бродячего торговца или, в некоторых случаях, достается бесплатно. Общепризнанный фаворит - топоры. Связанное с ними заклинание позволяет блокировать любые удары в течение Н секунд без применения щита. Сами они наносят весьма большой урон, но и не обошлось без недостатка - замедляют персонажа. Естественно, все заклинания имеют строгий количественный лимит, поэтому расходовать их следует с умом.
Face your trail by God!
Всё это не кажется слишком заумным или сложным, не правда ли? А вот и не так. Доступных действий вроде всего-ничего, но ошибок игра не прощает совершенно. Уже в самом начале встречается светло-фиолетовая (как и в других подобных играх, разница в цвете противника играет огромную роль) разновидность огров, которые активно ставят блок, контратакуют и обладают убойным четыреххитовым кобмо. На более поздних уровнях ситуация и вовсе выходит из-под контроля, так как многие враги получают возможность заблокировать даже А+В, что фактически ставит игрока в неравное положение, заставляя полагаться только на рефлексы и удачу. Смерть от одного комбо, скоростное нанесение беспорядочных ударов (особенно этим грешат Крылатые рыцари), дистанционные атаки из недосягаемого в большинстве случаев background`a, толстокожие боссы, рандомный и зачастую несвоевременный дроп лечебных зелий\снеди, денег, заклинаний... Сущность <<пожирателя четвертаков>> прет наружу.
Но для меня это всегда было скорее плюсом, нежели минусом. Тяжелая и нечестная игра - хорошая игра, хотя в этом случае всегда есть риск потерять вкус к чему-то более простому и доступному. Навсегда.
Частой гребенкой пройдемся по тому, как оно выглядит и как звучит. Хорошо и снова хорошо. Типичное для консоли красочное, детализованное 2D, отличная музыка и несколько однообразные хрипы огров, смех рыцарей, лязг стали... Но всё же Crossed Swords была выпущена в самом начале жизненного цикла консоли, поэтому настоящего великолепия, подобного тому, что можно увидеть и услышать в Samurai Shodown 4 или Metal Slug, от нее ждать не стоит.
Conclusion!
В заключение: CS - игра скромная. Не было у нее великой славы. Нет и сейчас. Впрочем, такова судьба практически всех ранних тайтлов из не столь уж обширной <<библиотеки>> Neo Geo AES. Про них не рассказывают душераздирающих историй (вроде того, как Sengoku 3 продавали за 10 долларов в местном магазине в конце 1990-ых годов) и не покупают на Интернет-аукционах за несколько сотен или тысяч у.е. Но что-то необъяснимое заставляет возвращаться к ним снова и снова. Магия, не иначе.
p.s Заглавия прозрачно намекают на "продолжение банкета". But it depends on you, comrades.