В последние годы Konami усердно привлекает внимание к Pro Evolution Soccer и строит большие планы на будущее. Японцы заарканили лицензии на крупнейшие международные клубные турниры, сделали лицом серии Криштиану Роналду и увели права на «Камп Ноу» у Electronic Arts. Они самодовольно выпускают по две демо-версии очередной PES и открывают в Великобритании подразделение, целиком занятое футболом. Только вот сама игра лежит в реанимации.
«Assuming control»
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц
1 Гб памяти
GeForce 6600/Radeon X1300
6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 7900/Radeon HD2600
6 Гб на винчестере
Сегодня, впрочем, состояние стабилизировалось. Проект еще плывет по курсу, взятому три года назад, но делает это увереннее и реже цепляет рифы. Да, иногда PES 2013 вызывает острое отторжение. Нет сил смотреть на вялые единоборства, периодические попытки ИИ бесхитростно «протаранить» защиту, неуместное пижонство. Раздражает пассивность и инфантильность футболистов, нередко стесняющихся самостоятельно перехватывать передачи и подбирать мяч после рикошета. Огорчают сонные комментаторы, повторяющие однотипные фразы монотонными голосами. Утомляет куцый саундтрек с надоевшей «Ai Se Eu Te Pego». Даже от судей сплошное разочарование — закрывают глаза на явные фолы и в целом благоволят компьютеру.
Зато на почве главной болячки — крайне низкого темпа матча — выросло и главное достоинство. Благодаря тому, что спортсмены чуть ли не пешком бродят по газону, мы получаем почти полный контроль над происходящим. Ключевая особенность новой части — «короткий» и кропотливый дриблинг, когда футболист неспешно перекатывает мяч и легко маневрирует, не давая оппоненту шанса для отбора. Понятно, что мастера калибра Роналдиньо и Неймара действуют в разы эффективнее, но и для рядового нападающего порой есть резон проявить инициативу или потянуть время в ожидании партнеров.
А для комбинирования подспорье колоссальное — возможность послать мяч в любом направлении и с какой угодно силой открывает новые горизонты. Кстати, это веский аргумент в пользу геймпадов: на клавиатуре в принципе нельзя крутить стрелку-указатель на все 360°. Без стопроцентно «ручных» пасов и ударов настоящих профи скорее всего не побороть, ведь в «автоматическом» режиме компьютер по-прежнему портит передачи на ход. Правда, чтобы разбудить в себе Пирло, придется много тренироваться. Слегка передержали кнопку — мяч улетел в молоко, ошиблись на несколько градусов при повороте указателя — подарили контратаку.
Третье существенное улучшение — выздоравливающая игра в обороне. PES 2012 отобрала у нас подкаты как лучший способ отогнать угрозу от ворот и оставила фактически без альтернативы. «Тактическая защита» работала плохо, нападающие творили что хотели с беспомощным голкипером. В PES 2013 проблема наполовину решена. Во-первых, отбор по двойному нажатию «А» (раскладка геймпада от X360) очень удобен и позволяет резко перейти от выжидания и удержания позиции к жестким мерам. Во-вторых, ощутимо прибавили вратари. Позорных голов с 30 метров почти нет, реакция ускорилась, появились симпатичные «сейвы».
Увы, полностью искоренить неестественные ляпы Konami не смогла. Частично тому виной новомодные Knuckle Shots (были и раньше, да в зените славы очутились только с возвращением Роналду на обложку). За мгновение до «выстрела» нажимаете кнопку удара еще раз — спортсмен лупит по мячу подъемом стопы, и тот стремительно проскальзывает между рук или над головой бедного вратаря. Причем выглядит все чрезвычайно глупо, поскольку снаряд несется по прямой, без нырков и виляний в последний момент, как, например, у Криштиану. Беспредел, ей-богу.
ИИ, кстати, тоже любит грязные трюки. Очень уж много голов залетает со штрафных… Шутка ли, у меня в дебютном матче Месси вырвал победу для соперника, дважды зарядив со стандарта в «девятку», да и в дальнейшем звезды регулярно укладывали в мою сетку редких красавцев. Зато за своевременные забегания по флангу компьютер заслужил лестные слова — при контратаке не надо тратить драгоценные секунды на управление игроком без мяча. Также я не заметил попыток пробить «ножницами» через себя с середины поля, похоронивших претензии PES 2012 на реализм.
«Кто проживает на дне океана?»
Однако до важного органа PES 2013 — режима «Become a Legend» — губительная распущенность ИИ добралась. Посредственные футболисты, из которых изначально и состоит ваша команда, удивительно тупы и заторможены, постоянно ошибаются и медлят с принятием решений. Самое обидное, что повлиять на них нельзя, можно лишь беспрестанно клянчить пас. Общая неторопливость геймплея тоже серьезно мешает, особенно если вы наблюдаете за матчем со скамейки запасных. Когда наконец Konami позволит пропускать события до появления на поле, как в NBA 2K, или просто ускорит перемотку? Так и заснуть недолго.
У «Master League» дела повеселее, но перегруженность информационными экранами отбивает желание это проверять. Серые графы календаря сменяются комментариями навязчивой секретарши, нытьем спортсменов по поводу нагрузки или, наоборот, скромной практики, какими-то дублирующимися списками и надписями… А с добавлением бесполезных прозвищ и мелких бонусов вроде фруктов, понижающих усталость игроков, skip-рутины стало даже больше. Еще немного — и ML превратится в гадкую пародию на менеджеры.
Его онлайновая версия, единственный вменяемый мультиплеерный режим, за год получила лишь ненужный «рейтинг конкурентов» и доработанный механизм ранжирования пользователей по уровню. Хотя прорываться сюда сквозь назойливые просьбы включить поломанный «автологин» и разрывы соединения мало кто пожелает.
* * *
Строго песочить PES 2013 смысла нет: нынче Konami увлечена новым движком и на будущий сезон планирует масштабные изменения. И пускай есть опасения, что японцы растеряют старый багаж, до сих пор держащий серию на плаву, рискнуть действительно стоит.
А заключительная битва за нынешнее поколение проиграна.
1021 Прочтений • [Рецензия на Pro Evolution Soccer 2013] [10.10.2012] [Комментариев: 0]