Современные видеоигры все сильнее напоминают интерактивное кино. Есть, конечно, несколько хитовых проектов с открытым миром вроде Red Dead Redemption, однако авторы блокбастеров держат нас на коротком поводке. Мол, нажимайте кнопки в такт и наслаждайтесь зрелищем.
Системные требования
Core 2 Duo/Phenom II X2 2.6 ГГц
1 Гб памяти
GeForce 8800 GT/Radeon 4850
4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Phenom II X2 3 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 9800 GTX/Radeon HD 4870
4 Гб на винчестере
Понятно, отчего так происходит. Разработка для текущего поколения консолей стала чересчур дорогой — в одном офисе порой трудятся по 500 специалистов. Чтобы снизить риск, издатели стремятся охватить максимально широкую аудиторию, и в итоге мы получаем вместо геймплея сплошные заставки и скриптовые сценки.
К счастью, всегда есть те, кто идет против течения. Именно так недавно прославилась японская From Software. Раньше эту студию знали в основном по серии Armored Core, но в 2009-м она «выстрелила» RPG Demon's Souls, а спустя два года закрепила успех в Dark Souls. Оказалось, что по сложным, не прощающим ошибок играм тоскуют сотни тысяч людей.
Подарки и подачки
История о том, как Dark Souls пришла на «персоналки», похожа на новогоднюю сказку. Namco Bandai намекнула, что готова портировать ее, если петиция соберет достаточное количество подписей. Желающих нашлось более 90 тысяч, и сердце издателя растаяло. Увы, на этом чудеса кончились. Версия для PC страдает от жутких технических проблем, словно японцы хотели поиздеваться и нарочно делали ее хуже. Если вы попробуете приобрести DS в Steam, вас предупредят, что без геймпада там ловить нечего — управление с клавиатуры рассчитано на осьминога, а из-за бешеной чувствительности мыши камера бьется в припадках.
Еще печальней дело с графикой. Dark Souls и на консолях выглядела не ахти, а на PC совсем заросла «мылом». Виновато в этом фиксированное разрешение 1280х720, изменить которое способна только фанатская модификация. Вдобавок азиатские программисты ограничили частоту обновления кадров. Каким бы мощным ни был ваш компьютер, больше 30 fps из него не выжать.
Зато прикрутить службу Games for Windows — LIVE сил хватило. Пользы от надстройки тут — как от акваланга в пустыне, она даже не помогает усмирить читеров. Непонятно, что мешало From Software поручить перенос сторонней студии. Ведь с Ninja Blade так и поступили — и не опозорились.
Кладбище разбитых геймпадов
Сюжет тоже невнятен. Герой-покойник путешествует по огромному замку и его окрестностям, в котором заточены тысячи таких же несчастных. Это место напоминает Чистилище: чтобы выбраться отсюда, придется сполна пострадать за грехи. Напрашивается и другая ассоциация — фильм «День сурка». Изрубленный на куски персонаж восстает у костра, где он отдыхал в последний раз, а заодно оживают и все враги на уровне.
Тем не менее, это не просто загрузка «сохранения». Смерть в Dark Souls — как укол адреналина. Весь опыт (те самые «души»), который вы не потратили на «прокачку» и покупку снаряжения, выпадает и лежит рядом с трупом. Доберетесь до него с первой попытки — ничего не потеряете, за исключением времени. Если же вас убьют по дороге, бежать будете уже к новой «тушке».
Из-за столь безжалостной системы драгоценные баллы часто утекают в песок, поэтому параметры растут медленно. Однако на фоне предшественницы Dark Souls милосердна. Тут нельзя использовать все лекарства — целебная фляжка тоже «перезаряжается». Кроме того, в Demon's Souls после каждой гибели мир «погружался во тьму», усиливая противников. Теперь авторы решили, что так мучать игроков — перебор.
Правда, умирать все равно неприятно — из могилы-то герой возвращается подгнившим. Вот почему в Dark Souls очень популярны закрытые шлемы и капюшоны. Чтобы вернуть щекам румянец, надо раздобыть особый предмет и отступить к очагу. К милой внешности прилагается и ряд бонусов к защите, урону и вероятности найти полезные трофеи. Впрочем, иногда выгоднее быть зомби.
Как и в Demon's Souls, здесь разрешено проникать в «параллельные вселенные» к другим игрокам. А там уж зависит от везения: либо злодей подкараулит и прикончит, либо «добрый самаритянин» выручит в тяжелую минуту. Но фантом может заглянуть лишь к «живчику». Не готовы рисковать и привыкли действовать в одиночку — оставайтесь мертвяком.
Мир тьмы
Хотя помощь верного товарища в Dark Souls редко бывает лишней. Даже рядовые монстры убивают с трех-четырех ударов, «боссам» же порой хватает чиха. При этом дерутся они умело — здешнему ИИ позавидует большинство слэшеров. Расставлены враги и ловушки, само собой, подло, а расстояния между кострами — приличные.
Из-за этого пройти сложные отрезки зачастую удается лишь раза с двадцатого. Маршрут врезается в память вплоть до мелочей: сколько шагов нужно сделать по лестнице, в какой момент отбить щитом летящие дротики, когда нестись вперед, не оборачиваясь… Через пару часов вы уже забудете об отсутствии карты.
Труднее смириться с тем, что игра постоянно вынуждает нарушать собственные правила. Некоторые гады нереально сильны, и честно их не одолеть, как бы ловко вы ни сражались. Зато половину могучих тварей легко столкнуть в пропасть, либо можно встать в «мертвую зону» и всадить чудищу в бок пятьсот стрел. Это рубит на корню всю «хардкорную романтику». Разумеется, найти такие лазейки — задача непростая. Запуская Dark Souls, вы попадаете в неизведанный мир, по которому никто не водит за руку. Его интересно исследовать, ибо никогда не угадаешь, что ждет за следующим поворотом.
Жаль, не все районы проработаны одинаково хорошо. Многие поражают вниманием к деталям, хотя встречаются гигантские холлы в стиле Halo. И все же любая вылазка будоражит кровь и приносит новые открытия, куда ни плюнь — секретные ходы или клады. Да и мрачная атмосфера создана мастерски.
Отдельные области переплетаются в огромный запутанный лабиринт, и путешествовать по нему позволено почти без ограничений. Вас не пустят только в те зоны, которые пока закрыты по сюжету. Для «свободного плавания» это прекрасно. Тем же, кто решил рвануть к развязке, не обойтись без советов по прохождению. Иначе, действуя методом тыка, они угробят десятки часов. Ведь всякий новый ключ зовет в «кругосветку» — по-другому нужную дверь не отыскать.
Спасать утопающих разработчики предлагают самим утопающим. Каждый странник, нашедший оранжевый мелок, может оставлять на полу пометки. Писать все подряд нельзя — фразы собираются в специальном конструкторе. Замечу, что своеобразная «социальная сеть» работает тут на полную мощность (в отличие от Heroes 6, где ее добавили как дань моде). Не нить Ариадны, но от коварных западней убережет не раз.
* * *
Из подобных противоречий соткана вся Dark Souls — без пяти минут шедевр и пример чисто японской криворукости (скажем, невозможно понять, зачем точки возрождения ставят за полкилометра от «босса»). Но это не повод пропускать одну из самых оригинальных и затягивающих RPG последних лет. Если, конечно, вы жаждете суровых испытаний. Для спокойного отдыха она совсем не подходит.
934 Прочтений • [Рецензия на Dark Souls] [10.10.2012] [Комментариев: 0]