«Хардкор» — вот первое слово, которое возникает в голове после знакомства с Ravenmark. Нечасто в App Store заглядывают серьезные пошаговые стратегии. Продуманную боевую систему органично дополняет по-настоящему живой, «дышащий» мир — и это в дебютном проекте крошечной, никому не известной студии!
Пофазовая любовь
Здесь нет однозначно «хороших» или «плохих» — рыцари защищают Империю, не считаясь с методами, дикари отстаивают независимость и традиции, южане мстят за прошлые обиды, прикрываясь религией. Несмотря на разные жанры, игра по стилю и атмосфере очень похожа на Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Mark of Chaos. Даже странно, что всеобщая ненависть и жестокость в ней сочетаются с робкой подростковой романтикой. Наш герой — хрупкий юноша, волею случая оказавшийся во главе огромной армии (совсем как в Autumn Dynasty). Ему предстоит не только надавать по рогам захватчикам, вторгнувшимся на родную землю, но и преодолеть чрезмерную опеку старшего брата, заслужить уважение подчиненных и любовь постоянно унижающей его красавицы.
В перерывах между ратными подвигами персонажи с удовольствием перемывают друг другу кости. Читать бесконечные перепалки (на озвучку не хватило бюджета) — утомительное занятие. Статьи в энциклопедии, наоборот, получились насыщенными и интересными; к тому же это единственная возможность как следует изучить бойцов.
Без знания «матчасти» никуда. В основе Ravenmark лежат многократно проверенные принципы (мечники бьют копейщиков, копейщики — конницу, конница — лучников, лучники — мечников), но обилие вариантов поражает — всякий раз нужно подстраиваться под конкретный расклад. Трудно сразу понять, к какому «архетипу» отнести колдунов, обладающих даром телепортации, механических страусов или танк на воздушной подушке (рекомендую не жадничать и приобрести DLC Deepwood Dragoons). Ветераны наверняка вспомнят Langrisser, The Battle for Wesnoth или Highborn. Хотя ни «прокачки», ни экономики, ни производства (что дали, тем и воюем) нет, преемственность очевидна. Игра медленно и осторожно вводит в курс дела, и к концу «учебника», по сути представляющего собой самостоятельную кампанию-пролог, вы будете свободно ориентироваться во всех нюансах.
Слабым местом походовых стратегий всегда была… «походовость» — в реальной битве противникам все равно, чья сейчас очередь. Ravenmark использует более совершенную пофазовую систему, правда, в отличие от Frozen Synapse, отряды двигаются не одновременно, а в определенном (заранее известном) порядке: первыми в бой вступают «лошадки», затем вразвалочку подходит пехота. Генерал один, солдат много — неудивительно, что он не успевает лично выдать каждому список ЦУ. В итоге может возникнуть ситуация, когда половина армии бьет баклуши, пока остальные творят историю. Вся надежда на «долгоиграющие» приказы: «преследовать», «наступать» и т. п. Кроме того, можно объединить разрозненные отряды одного типа в крупные подразделения. Растянутый строй имеет свои особенности — резко обострившееся «чувство локтя» улучшает характеристики, но реагировать на удары во фланги и тыл становится сложнее, чем не преминет воспользоваться ушлый AI.
Помимо направления атаки, игра учитывает усталость, морально-психологическое состояние (если уровень потерь превысил некую критическую массу, выжившие будут хуже сражаться), толщину брони… А вот о местности авторы забыли: деревья не защитят от обстрела, болото не замедлит движение, линию огня никогда ничто не перекроет (стрелы и пули насквозь прошивают елки и кирпичные здания). Для сравнения — The Battle for Wesnoth заставляла обращать внимание даже на время суток!
Вероятно, все силы ушли на создание удобного интерфейса и отладку баланса, благодаря которому Ravenmark не надоедает. Стильные картинки, сопровождающие каждый взмах мечом, — еще один реверанс в сторону «старой школы» (впрочем, это лучше убогих 3D-вставок из Highborn). Поле боя выглядит простовато — уродливые спрайты и полтора кадра анимации отпугнут немало потенциальных покупателей. Никудышная оптимизация под «ретину» выпячивает проблемы, не столь заметные на первом и втором поколениях iPad.
* * *
Неказистая графика — не помеха качественному геймплею. Ravenmark действительно увлекает, и порой лишь какая-то мелочь отделяет славную победу от позорного поражения (сохраняться, конечно же, нельзя). Чем интереснее игра, тем болезненнее воспринимаешь ее недостатки. Их немного, но ведь так хотелось увидеть идеал!
746 Прочтений • [Рецензия на Ravenmark: Scourge of Estellion (iOS)] [10.10.2012] [Комментариев: 0]