Субьективно данная статья входит в серию "Истории портативов", но по факту это самостоятельный материал. В него входит не только история портативного игрового смартфона, но и сервис N-gage который был представлен компанией Nokia весной 2007 года.
Начало начал, выход Nokia N-Gage.
В 2002 году компания Nokia была явным лидером рынка мобильных телефонов. Еe телефоны были самыми технологичными на рынке, и выход каждого нового флагмана вызывал настоящую истерию среди поклонников марки. Платформа Symbian поддерживалась такими производителями как Sony Ericsson, Motorola и Samsung. Из конкурентов данной платформе с большой натяжкой можно было назвать Windows Mobile, но устройства с этой OC были нацелены в первую очередь на корпоративный сектор. Компания, державшая в своих руках львиную долю рынка, тем не менее искала новые направления для своих устройств.
Одним из таких направлений и стала разработка и последующий выход игрового смартфона Nokia N-Gage на топовой на тот момент операционной системе для смартфонов S60 1st Edition. Адресован этот телефон был молодым людям, которые активно покупают телефоны, часто меняют их, ищут свою модель. В те годы именно доля телефонов для молодежи стала расти бурными темпами. Но финский производитель никогда не был силен в этом направлении. "Первый блин", телефон со схожим дизайном, направленный на "людей около 20", Nokia 3300 не достиг значимых успехов, продукт остался нишевым. И вот в октябре 2003 года Nokia с большим размахом, новой концепцией и грандиозными планами представляет модель N-Gage.
Давайте попробуем вернуться в 2003 год. Еще не существовали ни Sony PSP, ни ее вечный конкурент Nintendo DS, а консоли 6-го поколения, вроде Nintendo Game Boy Advance, доживали свой век. Java игры были примитивны до ужаса, а разрешение экрана 128*160 точек считалось очень приличным. В качестве основы для игровой приставки взяли выпускавшейся на тот момент смартфон Nokia 7650, его адаптация под новые задачи выглядела наименее затратной. Форм-фактор был отработан на модели 3300, устройство должно быть горизонтальным, чтобы его можно было без проблем держать в двух руках, это более комфортно в играх, которые могут занимать несколько часов кряду. Размеры устройства составляли 133.7х69.7х20.2, в связи с чем вид человека разговаривающего по нему вызывал как минимум улыбку. Весил аппарат 137 граммов, ровно столько же, сколько легендарная модель 3310.
Эргономика телефона была непростой задачей для разработчиков. С одной стороны она была меньше по размерам, чем PSP, телефон нужно было сделать с клавишами максимально удобными в играх, с другой стороны приспособить клавиатуру для набора номера и написания SMS-сообщений. Две кнопки - 5 и 7 приподняли над уровнем остальной клавиатуры, изменили их форму. Подсветка цифровых клавиш красного цвета, но она была несколько неравномерно распределена по всей площади клавиатуры. Джостик модели восьмипозиционный, но при обычной навигации в меню отрабатывается только 4 направления, плюс нажатие. Также имеются отдельные клавиши для вызова музыкального плеера, радио, входа в главное меню. На левой боковой поверхности находится разъем mini-USB для подключения в компьютеру.
Экран телефона имеет разрешение экрана 176х208 точек и отображает до 4096 цветов. Главной новинкой серии N-Gage была возможность совместной игры на расстоянии по протоколу Bluetooth. Встроенная память телефона равна жалким 3.4 Мб, но ее можно расширить посредством карт памяти формата MMC, Устройство снабжено аккумулятором BL-5C емкостью 850 мАч. В режиме игры батареи хватало в среднем от трех, до шести часов.
Немного о играх
Одной из главных особенностей телефона являлась поддержка 3D-игр. Но для полноценного трехмерного вида физические размеры экрана были явно недостаточны. В комплекте с приставкой шла игра Nokia Game, это единственный бесплатный тайтл для приставки. На момент выхода N-gage было доступно около 30 игр. Принципиально новых игр, написанных и созданных специально для N-Gage, анонсировано на тот момент не было. Из громких тайлов можно было отметить Tomb Raider, Tony Hawk Pro Skater и Red Faction.
Nokia понимала необходимость как можно быстрее нарастить количество игр и заключала соглашения с разработчиками и даже приобрела одну из компаний. Большим плюсом на тот момент являлась поддержка многопользовательских игр с помощью bluetooth, до 4 игроков одновременно. Но в жизни найти реального соперника было непросто, исходя из объемов реализации телефона. А поддержка Wi-Fi отсутствовала. К минусам можно было отнести невозможность отрегулировать громкость звука во время игры. Игры поставлялись на картах памяти в отдельных боксах.
Немного о грустном.
Изначальная цена в $300 была слишком высока для устройства такого рода. Через некоторое время после выпуска, цена телефона была снижена до планки в $200. Для сравнения цены на классические портативные приставки лежали в диапозитиве $60-100. Цены на игры составляла $30-40, что так же было слишком высоко, и превосходили цены для картриджей GameBoy Advance примерно на один порядок. Из-за того, что игры распространялись на картах памяти, в отдельных боксах их нужно было покупать в магазине. Проблема состояла в том, что список магазинов, где были представлены игры оставлял желать лучшего. Еще одна проблема заключалась в смене картриджа с игрой, для этого требовалось вытащить аккумулятор(!).
Несмотря на мощную маркетинговую атаку, продажи игрового телефона за первую неделю продаж составили:
США – 5000 экз.
Великобритания – 500 экз.
Для сравнения, Game Boy за неделю продался в количестве 540 000, пусть и по всему миру.
N-Gage QD - Второе пришествие.
В те годы компания Nokia , кроме всего прочего, отличалась от нынешней умением правильно оценить ситуацию и твердо взглянуть в лицо фактам. Недостатки N-Gage были хорошо известны разработчикам консоли, и уже во время выхода первой версии телефона параллельно велась работа над новой версией игрового смартфона.
Выход из этой ситуации лежал на поверхности и компания им воспользовалась. Он лежал в доработке эргономики устройства и снижении цены. Для этого были удалены радио, поддержки MP3, инфакрасный порт и mini-USB вход. Формы устройства стали более округлыми, а сам дизайн более футуристическим и подходящим для молодежной аудитории. Корпус устройства выполнен из более дешевых материалов, чем у оригинала. Его обрамляет вставка из прорезиненного материала. Размеры изменились до величин 118x68x22 мм, то есть корпус уже и ниже, чем у оригинала. MMC карты с играми теперь можно было сменить через боковой разъем, то есть без форменного мазохизма. Дисплей особых изменений по сравнению с оригиналом не претерпел. Используемой процессор - ARM4T, работающий на частоте 104 МГц, то есть такой же, как и на оригинальной Nokia N-Gage.
N-Gage Arena и игры.
В N-Gage QD впервые появился новые сервис N-Gage Arena. После запуска на игрофоне, программа через GPRS подключается к серверу. После авторизации пользователь попадал в online сообщество владельцев N-Gage. Имелись форум, новостная лента, описание уже выпущенных и анонсированных игр. Можно было скачать обои для любимой игры, уровни и дополнения к играм, которые доступны только на N-Gage Arena. Но все это можно сделать и с настольного компьютера. Уникальная на тот момент возможность N-Gage Arena – публикация своих достижений в игре на доске почета.
Король умер, да здравствует король!
Выход Sony psp и Nintendo DS. Так и оставшаяся небольшой база игр. Все это не позволило выйти продажам N-Gage QD на планируемый уровень. Проект по разработке следующей версии N-Gage был свернут, но раскрученный бренд, в который был вбухан не один миллион долларов, было решено преобразовать в общую платформу для большинства смартфонов Nokia под разванием N-Gage II. Данный сервис начал работу в начале 2008 года. При разработке новой платформы компания Nokia учла прежние ошибки. Теперь N-Gage II уже не просто некий уникальный девайс, а именно программная оболочка, предназначенная не только для запуска игр, но и для общения. Поменялся и способ доставки игр. Все новинки выкладываются на сайте, откуда их может загрузить на свой телефон любой желающий через беспроводное соединение. Оплатить игру можно при помощи кредитки. Цены на игры были снижены.. Теперь за полную версию игры, неограниченную по сроку действия, разработчики желают получить до 15 евро.
Список устройств с официальной поддержкой сервиса составлял из 17 телефонов, но взломанную и подписанную версию программы, как и игры, можно было заставить работать в любом телефоне на платформе S60.
31 октября 2009 года N-Gage 2.0 признана закрытой, умершей платформой. В тот же день, в день закрытия платформы, в официальном блоге N-Gage появилась запись с разъяснением ситуации. Все вышедшие и анонсированные, то есть невышедшие игры на платформу N-Gage, так же и вообще игры от Nokia будут скоро портированы на недавно запустившуюся Ovi Store. Магазин N-Gage с 1 января 2011 года официально закрыт. Покупать и загружать игры из Магазина N-Gage невозможно. Кроме того, функции для общения и арена N-Gage теперь так же недоступны. Однако, можно активировать приобретенные игры N-Gage, до 31 марта 2011 года. Более того, можно использовать активированные игры N-Gage и после указанной даты. Часть функций сервиса была перенесена в глобальный магазин Ovi.
622 Прочтений • [История портативов: Nokia N-Gage] [05.10.2012] [Комментариев: 0]