"Я утверждаю, что мы должны жить. Жить так, чтобы позже ни у кого не пришлось просить прощения..." Ярпен Зигрин, краснолюд.
Дорога без возврата
Три года назад никому не известная компания (разве что только своим, то есть полякам) CD Projekt сделала маленькую революцию в жанре ролевых игр, выпустив в свет проект Ведьмак. Игра буквально свалилась с неба и сразу встала в один ряд с такими легендами как Baldur's Gate и Planescape. Успех казалось удивил и самих создателей, ну, никак не ожидавших такой теплый прием со стороны критиков и фанатов ролевых игр. В итоге – немаленькие продажи на “умирающей платформе” (известно какой), и признание Ведьмака классикой жанра. С тех пор много воды утекло, было выпущено Дополненное Издание со всеми патчами и исправлениями, был анонсирован и отменен (из-за кризиса) консольный порт первой части. Но поляки не стали терять попусту время и после выхода первой части сразу сели за продолжение, выделив лишь небольшое количество людей доводить до ума первую часть (портом занималась сторонняя компания, о чем позже поляки сами говорили). Анонс второй части не заставил себя долго ждать, в начале сентября 2009-го года в сеть утекло видео альфа-версии игры Ведьмак 2 и через несколько дней CD Projekt RED официально подтвердила разработку игры. Шум поднялся порядочный, еще бы, продолжение лучшей ролевой игры 2007-го года находится в разработке и уже без малого два года! Ну, а потом все как обычно – анонс, скриншоты, видео и огромное количество превью и интервью. Стандартная процедура, так сказать. И вот после томительных ожиданий, игра установлена и опробована. The quest begin...
Что-то начинается...
Начало обескураживает... Геральт просыпается в темнице и (наверное) ничего вместе с нами не понимает. В полумраке различимы две фигуры, сидящие за столом и играющие в карты. Конечно же, проиграв, один из них начинает вести себя очень эмоционально, даже слишком. А чтобы все эти чувства не прошли без внимания, решают охранники немного развлечься и пояснить смысл жизни нашему герою (отмутузить как следует, проще говоря). Но и разогнаться они не успели, как вошел странный человек в форме и приказал отвязать заключенного. Будут вести допрос, выуживать у Геральта события прошлого дня... Стоит ли дальше распинаться и раскрывать детали одного из лучших сюжетов последних лет трех? Я боюсь, вы меня после этого как минимум четвертовать захотите, так что я просто добавлю к сказанному ещё немного эмоций... Только и на этот раз поляки не смогли сделать достойный пролог к истории. Это самая скучная часть игры, но уверяю вас, если вы его выдержите, то перед вам раскроется настоящее приключения с большой буквы. Геральт ищет таинственных убийц королей, один из них, если вы помните, в эпилоге первой части пытался убить короля Темерии - Фольтеста. Но Геральт вмешался и не позволил ему совершить это преступление. Убийца оказался ведьмаком. Его собственные братья по ремеслу вышли на скользкую дорожку, и теперь герой должен найти тех, кто стоял за покушением, попутно вспоминая события своей прошлой жизни. Вам предстоит посетить множество мест и поучаствовать в разных интригах и разоблачениях, проводить ритуалы, не забывая при этом сносить головы неугодным (опять же по вашему мнению, игра не дает четкого определения, правильно ли вы поступили в данной ситуации, либо нет), заниматься обычными ведьмачьими делами и даже стать солдатом на великой войне! Да... что-то я разошелся, надеюсь, я донес до вас мысль о том, что уже только ради сюжета надо бежать в магазин за заветной коробочкой. Те, кто ещё только собирается в путь до ближайшего медиамаркета, могут особо не торопиться и спокойно продолжить чтение статьи.
Меньшее Зло
Если вы думали, что все эти три года поляки сидели, извините меня, на заднице и создавали вторую часть под копирку первой, то можете проснуться от кошмара. Игра абсолютно другая. Здесь новое все, разве что кроме главного героя, да ещё нескольких персонажей, но не будем об этом. Ведьмак 2, как и обещали разработчики, вышел более взрослым по всем параметрам (да, сцен секса Геральта с красивыми женщинами это тоже касается), игра не боится показать всю злобу и ненависть, что таится порой в сердцах человеческих... Они убивают, сжигают и насилуют тех, кто хоть немного отличается от них формой ушей. На что же тогда рассчитывать бедным чудовищам, что обитают неподалёку (кстати, их теперь стало в разы больше, да и почти все они встречаются впервые, разве что из старых знакомых вы встретите утопцев да одного плавуна)? На ведьмака! Надеяться, что он придёт за ними, а не крестьяне с вилами и факелами. Ведь ведьмак отправит к праотцам (а у чудищ есть вообще родители?) безболезненно и быстро. Свои мечи убийцы чудовищ всегда точили на совесть. Всё же лучше, чем подохнуть долго и мучительно от удара ржавых вил... Но не будем о тяжкой судьбе чудищ, играем то мы не за них. "Героев не меняют" - так гласит надпись на обратной стороне коробки с игрой. Ну что ж, они чертовский правы. Мы по-прежнему играем за ведьмака Геральта (хотя сюжет иногда будет подносить сюрпризы и позволит нам немного поуправлять другими героями саги). И да, он немного поменял имидж, справедливо рассудив, что с распущенными волосами сражаться неудобно, он собрал их в хвостик и, скажу я вам, так даже лучше. Но хватит о внешности, Геральт ведь не какая-то там баба, следящая за модой. Это настоящий суровый охотник на чудовищ, носящий за спиной два здоровенных меча и владеющий какой-никакой, но магией. Игровой процесс изменился, даже очень. Многие фанаты жаловались, что дескать "закликивать" врагов - это не то. Неудобно, да и скучновато как-то. Поляки поняли свой промах и полностью "перелопатили" боевую систему. Изменилось всё - пропали боевые стили, исчез курсор с экрана, повысилась (и очень сильно) динамика боев. Теперь наш герой двигается со скоростью гепарда в брачный период (вы таких видели? И я нет, но говорят быстры чертяги), режет, колет и кромсает всех, кто попадется ему на пути. Теперь это смесь боевой системы Gothic 3 и, извините меня, Batman: Arkham Asylum. Да-да вы не ослышались, Геральт дерется почти так же, как и Брюс Уэйн, или как его называют "Ужас на крыльях ночи". Только вот сила, а также количество ударов, что достигнут цели, полностью зависят от ролевой системы. Она не претерпела довольно сильные изменения, в скиллах пропали почти все умения из первой части, зато появились вагон и маленькая тележка новых. Каждое умение можно дважды прокачать, увеличив его мощь либо подняв сопротивляемость к каким либо физическим и магическим атакам со стороны противников. Разобраться в системе очень просто, всё вам объяснят и покажут. Поехали дальше.
Крупица Истины
Да, как бы игра не напоминала слэшер внешне, внутри она осталась всё той же хардкорной ролевой игрой. Прокачка занимает доминирующее место в игровом процессе, если вы думаете что сумеете "закликать" любого встречного на манер игр в жанре action, то первый же отряд, состоящий из трёх человек, объяснит правила выживания в мире ведьмака очень просто и понятно. Умерев на третий раз, (а может и раньше) вы начнете понимать, где здесь собака зарыта. Враги тоже не лыком шиты, они постоянно двигаются, преследуют героя и всегда заходят ему в тыл, пока его товарищ принимает на себя всю мощь ударов Геральта. Весело, нечего сказать. Стоит уяснить одну деталь, игра не подстраивается под играющего, даже на легком уровне сложности. Она бросает ему вызов, пробует его на прочность. Слабакам тут не место, Ведьмак 2, к моему удивлению, стал ещё сложнее первой части. И это в наше время, когда все разработчики стараются сделать свою игру доступной и потакающей игроку. Рад, что поляки не стали идти на поводу у моды, создали одну из самых сложных ролевых игр со времен второй части незабвенной Готики! Мини-игры изменились, к примеру, кулачные бои - это теперь полноценные QTE (Quick Time Events). Именно этого не хватало оригиналу, смачных кулачных боёв, чтоб с огоньком. Никаких больше "закликиваний" соперника (как сам помню, одной рукой держим мышь, другой подпираем челюсть, чтобы она не выпала от скуки), каждый бой уникален и приёмов целый набор. Правда, Геральт сам выбирает как ударить соперника, мы лишь вовремя жмём на кнопки. Игра в кости осталась прежней, теперь, правда, действует подлая физика и, если мы слишком перестараемся, то кости могут вылететь за пределы поля и до конца сеанса нам их никто не вернет. Кулачные бои, новый вид развлечений, оказался очень кстати, ведь теперь мы много времени проведём среди краснолюдов, а они любят не только пить, но и помериться силой не прочь. Довольно сложная мини-игра, курсор который мы должны держать в пределах поля, постоянно норовит ускользнуть из "безопасной зоны". Такое впечатление, что Геральт принимает на грудь, прежде чем сесть за стол к сопернику. Бывает попадаются очень сильные противники, из-за которых хочется бросить это занятие, но стоит к нему позже вернуться. Я лично мучился с одним "фруктом", сильный был зараза. На следующий день я его одной левой завалил, прямо удивился насколько легко я его поборол. Но думаю хватит об этом, мы все слышали о новом движке поляков Red Engine, не пора ли взглянуть на него поподробнее?
Предел возможностей
Внешне новый проект от поляков легко укладывает на лопатки все известные мне ролевые игры. Ничего красивее вы в этом году точно не увидите, разве что только в другом жанре. Великолепные виды, прекрасно детализированные персонажи, текстуры высокого разрешения, ошеломляющие световые эффекты. Да, игра чётко даёт понять, на что способны современные компьютеры, когда их не ограничивает "мощь" консолей. Однако, как и все ПК-эксклюзивы, проект требует под себя мощную машину. Игра, как я писал в начале статьи, обескураживает, но не только сюжетом и ходом событий, сколько тормозами на далеко не слабой машине. Теперь мне всецело ясна причина того, что консольные версии повисли в воздухе. Игра банально не оптимизирована, она частенько может тормозить на очень мощных системах, а на, извините меня, "ведрах", держать стабильный фреймрейт. Это может многих покупателей спугнуть, но разработчики уже в поте лица работают над патчем, что должен решить множество проблем с оптимизацией. Повторяется история с первой частью, разработчикам банально не хватает порядочных тестеров и программистов. Тех, кто сделает свою часть работы честно и без отговорок. Есть досадные промахи и в графическом плане. К примеру, некоторые персонажи во время диалога возникают прямо перед носом Геральта, дальность прорисовки некоторых предметов просто удручает, они буквально обрастают деталями, пока мы идем в их сторону. Управление получилось на удивление удобным, если что, его можно полностью подстроить под играющего. Решил я поиграть с помощью джойстика и через полчаса вынул его из порта USB. Честное слово, это словно играть в первую часть Crysis на джойпаде. Ничего хорошего из этого не вышло. Если поляки собираются переносить игру под консоли, то теперь в список доработок им стоит включить и управление. Герой слишком медлительно и неохотно реагирует на нажатие кнопок и очень вяло поворачивается в сторону противника. Понятно теперь, почему поляки на все оставшиеся выставки и показы не приносили с собой джойстик, играть на клавиатуре и мышке намного удобнее. Музыка играет на атмосферу, слушать её отдельно от игры неинтересно, впрочем этим недугом страдала и первая часть. Звуковая картина просто великолепна, звукорежиссёр не зря есть свой хлеб с маслом. Игра теперь звучит как дорогой и качественный (с технической стороны) западный проект. Можно кожей ощутить тяжёлую поступь главного героя либо мощный и смертельный выпад меча в сторону противника. Всё звучание уникально, разве что некоторые выкрики противников (людей) остались прежними. Но это как с великой серией Half-Life, нельзя ни в коем случае менять звуки хедкрабов, иначе мы потеряем львиную долю атмосферы оригинала.
...А что-то заканчивается
Ну, вот и всё, о чём я хотел рассказать вам. Да, у поляков получилось, они сделали это во второй раз. Игра полностью оправдала мои (и надеюсь, не только мои) ожидания. Признаться честно, я до конца сомневался в успехе этого дела. Все мы знаем, как обычно овеянные славой разработчики создают сиквел (косой взгляд в сторону Mafia 2). К счастью CD Projekt - компания делающая просто отличные игры с душой. Душа, вот чего не хватает современным западным проектам, главная заслуга разработчиков в том, что они сохранили и приумножили всё, за что мы любили оригинал. Да что тут говорить, они создали абсолютно новую игру, как в своё время поступили в Valve с Half-Life 2. Теперь с CD Projekt будут считаться, теперь даже Bioware стоит остерегаться конкурента, тк новый король фентезийных ролевых игр ступает тяжело, он идёт только вперёд, старые идеи оставив конкурентам, пользуйтесь на здоровье, если сами ничего придумать достойного не можете. CD Projekt - новый мессия в жанре, вот как надо делать ролевые проекты, вот как надо делать качественные сиквелы, вот как надо делать игры с душой...