Эту игру ждать перестали наверное в году этак 2007-ом... Да, точно, даже верные фанаты через десять (!) лет разработки начинают терять интерес к ожидаемой игре, а тут у нас прошло без малого четырнадцать. Много, скажите вы, и будете правы. Да, много воды утекло за эти годы. Игры поменялись до неузнаваемости, появлялись и исчезали новые жанры, когда-то популярные жанры сгинули, уступив свои места более удачливым новичкам, а Дюк всё обещал вернуться. И вот он здесь с нами, всего 500 "деревянных" и вперёд вновь познавать старого-нового Нюкема. Приступим?
I was born to rock the world!
А начинается у нас игра с сортира. Да, именно так, Дюк решил немного облегчиться и нам предлагают зажимать левую кнопку мыши, чтобы... хм, облегчиться. Закончив это дело (или просто бросив его на середине), мы наконец понимаем, где оказались. Раздевалка футбольной команды Detonators. Вот только мы сюда не футбол пришли смотреть, а дело делать, спасать мир, так сказать, от инопланетной заразы. А вообще Фанаты Дюка уже пускают скупую мужскую, ведь именно здесь и закончились приключения блондина в 1996-ом году. Смерть "Императора Циклоидов" означает финал, но в этот раз немного иной. Нюкем просто играл в ту самую игру имени себя. Дюк за эти годы стал национальным героем, построил казино, огромный особняк, получил титул одного из самых богатых людей мира... И уже рассчитывал уйти на заслуженную пенсию, как в один "прекрасный" день над землей грозно завис огромный космический корабль. Все каналы затрещали о том, что пришельцы пришли на землю с миром, мол, они больше не хотят с нами воевать... Но Дюк-то знает что здесь что-то не так. Хм, и куда делась моя базука...
Duke’s in a bad, bad mood!
Сразу хочу сказать, что сюжета в этой драме кот наплакал, да и зачем этой игре нужен сюжет? Мы идём, едем, плаваем и летаем, попутно расстреливая и разрывая на куски тех, кто осмелился перейти дорогу нашему герою. Арсенал не изменился, все старые пушки на месте, даже знаменитый "уменьшающий-уменьшитель" не простаивает зря (хотя пользоваться им стало сложнее, так как "снаряды" летят довольно медленно и по очень странной траектории). Только вот бабахает наш арсенал как-то без особого желания. Дробовик если стреляет, то вяло, пистолет... стреляет и ладно, автомат так вообще ощущается, как палка с тремя стволами и вылетающими из них огоньками, только большие пушки меня порадовали, вот они могут устроить настоящий фейерверк (в игре есть небольшая модель разрушений, ну вы поняли о чём я)! Омрачает всё это новость о том, что Дюк носит за пазухой только два вида оружия, видно, действительно постарел наш герой, раз все пушки разом нести для него в тягость. И хоть дизайнеры продумали каждый уголок с лежащим там оружием (увидите гранатомёт - готовьтесь к встрече с большим противником), неприятный осадок всё же остался. А да, нам ведь ещё вернули гранаты и мины, только теперь знаменитые Pipe-bomb можно ещё и детонировать дистанционно (никто не запрещает вам бросить сразу несколько гранат, а затем подорвать их всех разом).
Ah... much better!
Дюк не был бы Дюком, если бы не его шуточки в адрес врагов и ситуаций, в которые он попадает. Тут они звучат довольно редко, что меня огорчило неимоверно, иногда мне казалось, что играю я за знаменитого учёного-физика, столько времени я бежал и расстреливал свинюшек в тишине. А враги, я меж тем скажу вам, очень неплохо дались авторам. И если "коренные" инопланетяне вышли так себе (ну что тут сказать, типичные такие пришельцы с мордами ящериц), то "свинокопы" меня просто покорили. Огромные, дышащие ненавистью к нашему герою кабаны, что двигаются с невероятной скоростью и преодолевают препятствия с пластикой гориллы... Это просто что-то (кстати, многие их движения, особенно момент, когда они впадают, так сказать, в ярость, напомнило мне моменты проведённые за игрой Halo 2 и перестрелки с "Брутами"). Боссы хороши лишь внешне, ни один из этих тугодумов не смог показать себя во всей красе. Слишком уж просты бои с этими "гражданами", патронов всегда много (ящик с бесконечной "провизией" всегда есть на арене в драке с главарём. "А аптечки?" - спросите вы. А нет их. Да и в этой (хотел сказать "олдскульной", но осёкся) игре есть синдром Halo. Авторегенерация здоровья тут правит баллом, даже на тяжелом уровне сложности играть очень просто, хоть и враги стараются, как могут, нас прибить, но получается это не совсем убедительно, опытный игрок справится с местной "шпаной" на раз-два. Не знаю, почему 3D Realms отказалась от идеи восстановления здоровья только при убийстве врагов, (Duke Nukem: Manhattan Project) видно испугалась отпугнуть современных геймеров, воспитанных на реалиях новейших шутеров...
Ooh, that's gotta hurt.
Сам игровой процесс получился на удивление разнообразным и интересным. Заскучать тут не получится, как ни старайся. Тут вам и (спойлеры!) спасение красотки, что застряла в лифте, поездка на игрушечной машинке (Дюка уменьшили!), борьба с водной стихией, сельская местность и наш верный "Биг-Фут"... Прибавьте к этому потрясающую интерактивность, можно гонять шары на бильярдном столе, спускать воду в туалете и открывать краны в душевой, использовать жидкое мыло, жрать (именно так) печеньки и чипсы, пить пиво (что прибавляет нам выносливости, обязательно приберегите баночку для битвы с боссом) и даже возможность поколотить грушу в собственном спорт-зале с прикреплённой на ней мордой хряка. Есть даже простенькие задачки на логику, что отлично расслабляют и успокаивают, после продолжительных перестрелок с врагами (в духе незабвенной Half-Life). Что меня удивило, так это отсутствие раздражающих подсказок, куда мне идти и что делать. Уровни составлены грамотно, хоть им и не хватает деталей. Есть совершенно пустые комнаты, в то же время с ними контрастируют очень детально проработанные уровни (к примеру, "Бургер-Дюк" или же сам особняк героя и его "музей славы"). При прохождении у меня сложилось такое впечатления, что дизайнеры несколько раз меняли большинство убранств уровней и никак не могли прийти к согласию, как именно будет выглядеть тот или иной уровень.
Your face, your ass, what's the difference?
Графика в проекте, который создавался столько лет, конечно же, не будет блистать, но то что проделали с движком (Unreal 2.5!) программисты из 3D Realms заслуживает хотя бы толику уважения. Причём, если первые уровни в игре выглядят очень бедными на эффекты, то под конец этого приключения, графика становится в разы лучше, детализация подскакивает, да и вообще, похоже, сами программисты банально сменились на тех, кто работает теперь в Gearbox, и сделали своё дело на совесть. Вот только слово оптимизация, видно, ни тем, ни другим ребятам не знакомо. Игра тормозит даже на системах, что стоят в зоне недосягаемости рекомендованных игрой. И если на ПК ещё как-то можно бороться с этими проблемами, то владельцам консолей можно только посочувствовать, так как они вряд ли дождутся патча, который сможет исправить такие грубые промахи разработчиков (о текстурах и тенях я вообще молчу). Загрузки уровней... просто скажу, что они очень долгие. И это ещё притом, что размеры самих "арен", где Дюк чинит безобразия, до неприличия малы. К сожалению, о музыке я тоже не могу сказать ничего хорошего, сами мелодии не запоминаются, даже заглавная тема, что играет в главном меню, звучит как-то вяло и без огонька. Да и звук нам, как всегда, запороли локализаторы, Дюка озвучивает любимый американским народом огр "Шрек". И до актёра, который всегда был голосом блондина в англоязычной версии, наш "Шрек", увы, не дотягивает (особо стоит отметить то, что в который раз 1С не дала нам возможности выбрать озвучку, как говориться, либо русский, либо... смотри ка, опять русский!)
It's time to kick ass and chew bubble gum... and I'm all outta gum.
В конце нашего приключения герой выдаёт пару фраз, из которых следует, что Дюк не собирается на пенсию и ещё покажет всем, где раки зимуют. Вот только, надеюсь, нам с вами не придётся ждать ещё лет десять, прежде чем Нюкем соизволит спуститься с небес и снова показать всем, как надо наказывать тех, кто ворует наших женщин. И хоть многие ругают игру за устаревший игровой процесс и загадки не к месту, за отсутствие внятного сюжета (видно не играли люди в прошлые игры серии), за ужасную графику и музыку... Есть в игре что-то, что заставляет играть не отрываясь, есть что-то неуловимое в атмосфере веселья, которое витает над каждым уголком каждого уровня, есть отвязные сражения с врагами и шутливые ситуации, в которые мы не раз вляпаемся. В конце концов есть Дюк, есть космические свиньи, чего ещё нам не хватает?