Рай недостижим. Мечта, исполнившись, умирает. Сказка кончится хэппи-эндом, но потом – никакого волшебства. И глупенькая Золушка плачет, потому что слишком поздно поняла: просить надо было не платье и туфельки, а вечное первое свидание с прекрасным принцем. Невозможно? Тем лучше! Кто же знал, что нет ничего, дороже сомнений и неизвестности, и вся роскошь свадебного бала меркнет по сравнению с теми минутами, когда она поднималась по широкой мраморной лестнице королевского замка... Потому что дальше – сплошная скучная реальность.
А реальность такова, что от неё хочется куда-нибудь сбежать. Проще всего отаку, геймерам или, например, рок-фанатам: для них пошлина за посещение рая – вполне конкретная денежная сумма, впрочем, порой запредельная. У людей творческих ситуация позапутаннее, и проблема не только в капризах музы: приходится разбираться в противоречиях между желанием выразить себя и необходимостью себя же и кормить. Герои «Паракисса» – студенты художественной академии, и каждый из них на свой манер лелеет надежду совместить вдохновение и пополнение банковского счёта. И если одним судьбой предначертано прожигать наследство или сидеть на шее у богатых родителей, другие всерьез задумываются о перспективах, тем чаще, чем ближе выпускной.
Мир моды – достойная альтернатива придворной жизни, однако принцам завидуют лишь нищие, далёкие от королевских дворцов, и дизайнерско-модельный бизнес оказывается всего лишь бесконечной гонкой за прибылью и успехом. Модель нужна, пока не потолстела и не состарилась, дизайнеру рады, пока он в состоянии удовлетворять желания покупателей, а не свои собственные фантазии. Неслучайно «подмастерье» Араси постоянно упрекает Джорджи, главу их маленькой студии, в непрактичности и мечтательности. Кому нужны шикарные наряды, в которых не пройтись по улице, кто будет возиться с бисерной вышивкой, какой смысл в раскрашенных розах?..
Но на расчётливость романтичного панка находится свой приговор: а кому интересен устаревший рок? Если Араси считает, что дизайнер обязан ориентироваться на повседневность, то почему тогда он сам бренчит на гитаре, тратит время на репетиции со своей группой и имитирует стиль прошлого века? Рваные джинсы давно перестали кого-то удивлять. Стоит ли цепляться за неисполнимое и невозможное?..
Рай слишком непрочен, рассыпается вместе с иллюзиями юности, утекает сквозь пальцы песком, как бесценное время. К концу сериала каждому из героев придётся это признать. Но если одни откажутся от мечты – и пусть с горечью, но осознают свой удел «помогать более талантливым», другие отправятся искать свою «синюю птицу», точнее, синюю бабочку или, может быть, волшебную синюю розу, воплощение чуда, которого так не хватает.
Но это будет потом, а пока они все вместе, в уютном подвальчике бара, переделанного под ателье, творческий коллектив под предводительством талантливого Джорджи: Изабелла-раскройщица (и по совместительству повар), Мивако и Араси, что называется, на подхвате, есть свой лейбл – «Паракисс», есть маленькая, но вполне достижимая цель: взять первое место на конкурсе студенческих работ. Осталось найти модель.
Примерно так устроены современные чудеса: удачное стечение независящих от тебя обстоятельств, невероятное совпадение твоих тайных желаний – и чьих-то конкретных планов. Всё равно что найти клевер с четырьмя лепестками на искусственной клумбе. В большом городе, в шумной толпе, где можно разойтись с близким другом – тебя настигает нечто, с привычной жизнью абсолютно несвязанное. Как нормальный человек, ты пытаешься исчезнуть.
Старшеклассница, которую окликнул Араси, подходила под параметры модели.
Диковатый панк, который ни с того привязался к Юкари, был для неё олицетворением хаоса. Волшебство часто кажется враждебным.
Юкари была совершенно нормальная и правильная, и у неё всё было хорошо, потому что за неё всё решили, давно уже проложили удобную колею, дали хорошего пинка – и она послушно училась, училась и училась, иногда вздыхая, что могло бы быть как-то иначе, но принцев уж точно не бывает, а что-то более конкретное… Для этого же надо вылезти из колеи, а снаружи страшно: там много неизвестных и непонятных людей.
В общем-то история знакомая до смешного: одного низкорослика тоже вот так оторвали от родного-привычного и послали далеко-далеко. Юкари повезло больше: ей рассказали, что от ней требуется, и дали три дня на подумать. А чтобы думалось легче, сиятельный и обольстительный Джорджи начал её обрабатывать, да так умело, что она по привычке сдалась.
Так впервые в ритуальном поединке скучная реальность схлестнулась с невозможно-желаемым. Нет сомнений, кто выиграет – но это не повод отказаться от сражения! Каждая серия «Паракисса» начинается с робких попыток фантазии проникнуть на враждебную территорию. В сумрачные размытые картины города вползают и впрыгивают диковинные создания – то ли режиссёрская шутка, то ли намёк, что сам по себе мир не меняется, но он способен стать иным в воображении того, кто открыт для волшебства.
Но едва мечта начинает воплощаться в конкретных действиях и поступках, она немедленно искажается под взглядами посторонних. И романтичный побег из дома превращается в глупый поступок вздорной девчонки. «Только представь, какие будут последствия!» – возмущённо делится с подругой по телефону хозяйка модельного агентства, не зная, что в приёмной её ждёт такая же смущённая беглянка.
И строгая мать Юкари на самом деле права, потому что если человек не знает, чего он хочет, его надо направлять и заставлять. А если дочь возвращается домой после полуночи, значит, она попала в дурную компанию – и ведь попала же! Конечно, в сказке даже дурная компания оказывается сборищем незлых и интересных людей, но всё равно Юкари для них – прежде всего модель. Можно ли назвать настоящей дружбой отношения, которые завязались с вопроса: «Какой у тебя рост?»
А хорошенький, но немного занудливый одноклассник Токумори всё же мудрее сногсшибательного Джорджи, потому что любить – значит заботиться и поддерживать, а не бросать с высокомерной усмешкой: «Решай сама!». Назойливый Токумори-кун, терпеливый и снисходительный, второстепенный персонаж, который мало на что влияет – разве что заставляет задуматься, почему таким тихим всегда предпочитают панков и стиляг. Добрая фея без волшебной палочки, решившая во что бы то ни стало творить чудеса, даже понарошку.
Храбрее всех за мечту бьётся Мивако, ещё в школе твёрдо решившая не взрослеть и с отвагой Дон-Кихота игнорирующая необходимость быть серьёзнее. Китайские конфеты становятся лекарством, а если не помогут – милый Токумори-кун что-нибудь обязательно придумает. Но мало кто готов к подобному отчаянному героизму. По закону природы куколка становится бабочкой, взросление разрушает очарование новизны, с опытом приходит равнодушие, и в конце концов от рая остается лишь ключ: можно открыть, но как выросшая Алиса не могла попасть в прекрасный сад, так и Юкари может лишь смотреть и вспоминать те несколько недель накануне.
Чудесные, волшебные, безумные дни – и эндинг с super-deformed героями лучше всего иллюстрирует отношение к тем временам. «Как мы колбасили! Как не спали всю ночь! Как пытались успеть! А помнишь?..» – и так далее. Трудности забываются, когда всё позади – кажется, что всё было просто. Прощаешь обиды, думаешь о приятном, и где-то там мотыльком бьётся мысль: «А если бы не… Как бы всё повернулось, если что-то вышло иначе?..»
Гламур и глянец, подчёркнуто кичевые заставки между сценами, ирония и лёгкая пародия на яой (звёздочки, сияние, роды и кружевные фоны), chibi и super-deformed, изысканная игра света и тени на лицах героев – все это делает сериал необыкновенно лёгким и приятным, как умело приготовленный коктейль. За внешней красотой трудно разглядеть сюжет и порой хочется просто наслаждаться великолепной анимацией. Так для равнодушного прохожего парочки за столиком уличного кафе болтают о пустяках и пробуют десерт. Но стоит вглядеться и вслушаться, начать замечать детали и нюансы – и зазвенят осколки разбитых сердец, а ничего не значащий жест обернётся так и не произнесённым монологом-признанием.
В «Паракиссе» сплетено несколько последовательно проработанных сюжетных линий, и каждому герою хватило времени, чтобы выразить себя. Взаимоотношения Араси и Мивако, грубоватого панка и розоволосого ангела, противоположностей, ставших почти семьёй, но сумевших сохранить что-то из детской дружбы. Взаимная безответная любовь Юкари и Токумори – забавный и традиционный ход, если к финалу всё разъясняется, трагическая нелепость, когда чувства останутся непонятыми. Пара Джорджи и Изабелла – одноклассники-однокурсники, лидер и преданный помощник, талант и его тень. Сам Джорджи – яркая харизматичная личность, обладающая даром изменять судьбы других, но в какой-то момент оказавшийся беззащитным перед собственным выбором. Юкари, вначале безвольная и легко попадающая под чужое влияние, но обладающая упорством и серьёзностью, способной внушить уважение.
Люди меняются, влияя друг на друга, и не всегда можно чётко определить, кто причастен к твоему выбору, но, безусловно, каждая встреча оставляет отпечаток. Через много лет, когда позади восхождение по лестнице вверх, в неизвестность, когда цель достигнута – начинаешь скучать по тому времени, когда всё завертелось. Удивляешься, как всё удачно сложилось должным образом. И хочется пережить это снова, потому что это самые драгоценные моменты. И хочется плакать, потому что их уже не вернуть.
Последние минуты сериала – это то, о чём сказочники не рассказывают никогда. Голос повзрослевшей Юкари, уставшей от гламура, роскошь, превратившаяся в опостылевшие серые будни, в которых опять экзамены-успехи и страх не оправдать чужие ожидания. Что пошло не так, где ошибка, когда сказка растворилась в повседневности? Джорджи увёз с собой все райские поцелуи и голубые розы. Единственное утешение – вспоминать, как всё было. «Я проснулся сегодня утром и решил: хочу, чтоб меня любили. И я знаю – это будешь ты. Считай, что тебе повезло…»
1601 Прочтений • [Рецензия на Парадайз Кисс] [16.09.2012] [Комментариев: 0]