«Тамалу» я хотела посмотреть давно, очень хотела. Очень-очень. Слова об экспериментальной анимации на меня действуют, как рыбий жир на того слона (а увидев скриншоты, я потеряла волю). Как человек, воспитанный на советских мультиках, я знала, что, если написано «для взрослых», то это не обязательно порнография: те мультфильмы, которые шли в ночном эфире, чаще всего оказывались той самой экспериментальной анимацией, которую, и я в этом убеждена, трудно превзойти даже японцам. Экперименты с графикой, материалом, идеями – все это было у нас раньше; но в отдельных образцах аниме есть то, на что не решались наши мультипликаторы, и за что я люблю аниме – философия отдельно взятого мира в данном, конкретном фильме.
Так вот о «Тамале». Честно признаюсь, я боялась, что обманусь в своих трепетных ожиданиях; знаете, возьмешь красивое яблоко, смотришь на него, слюнкой давишься, откусишь, а оно ватное и на вкус напоминает вареную картошку. Поставила диск и с первых минут поняла – оно. Я уверяю вас, что нет ничего похожего по жанру, ибо под «Тамалу» нужно придумать свой жанр, что-то вроде «социально-философская сатира».
Многое в этом аниме основано на изображении распространенных представлений о западной культуре, конкретнее, американской. Так нарисовали бы Нью-Йорк советские шаржисты где-нибудь в шестидесятые годы прошлого века: реклама, трущобы, сплошной загнивающий капитализм. Наследие Энди Уорхола, квинтэссенция американской идеологии, просто бросается в глаза, начиная с пресловутой банки с томатным супом, а изображение секты Catty & Co очень напоминает структуру протестатских сект. А как вам темненькая кошечка-проститутка по имени Наоми и ее коллега-трансвестит Элтон? Несомненно, хорош полугнилой профессор-теоретик в качестве символа науки, превратившейся в обслуживающую отрасль производства. Если захотеть, то можно накопать еще примеров, но это не главное. Это сатира в самой злой и несмешной форме, так писал о современном ему обществе Салтыков-Щедрин, иногда так больно о людях писал Зощенко.
Я не думаю, что это аниме о вечной борьбе добра и зла или о любви, тогда были бы характеры у главных героев.
Нет их, главных героев. Тамала – просто символ sacrifice, жертвы прогрессу, который, в общем-то, постоянно повторяется в своем развитии. Ничего нового уже не будет, а количество жертв может быть разным: сотни повешенных и распятых во имя новой религии или одна единственная маленькая кошечка. Очередной виток прогресса прекрасен и ужасен одновременно, как гигантская Татла, огромная машина, богиня жизни и смерти. Чудовищная социологическая правда полностью подтверждается: прогресс не может быть положительным или отрицательным, он нежелателен и необходим, и, сколько ни критикуй, избавиться от него невозможно. Только в жизни маленьких людей ничего не изменится, так же будут сидеть две проститутки в кафе и болтать о своих проблемах, а обезличенный потребитель будет потягивать диетический продукт, не обращая внимания на название.
Обнадеживает только одно: Тамала будет воскресать всегда, это то неистребимое хорошее и непосредственное, что есть в людях, заложенное от природы. Это необходимое топливо для движения вперед.
Полагаю, что после моей рецензии охота смотреть «Тамалу 2010» отпадет у многих, но это действительно аниме не для развлечения, не для того, чтобы с компанией провести вечер. Но найдутся люди, которые, посмотрев, захотят покопаться в символике данного неординарного фильма. А вдруг и Вам понравится?
1767 Прочтений • [Рецензия на Тамала 2010] [16.09.2012] [Комментариев: 0]