Милая, добрая, наивная и воодушевляющая «Двойная Спика» на первый взгляд может показаться очень хорошим аниме, этаким умным и правильным произведением, созданным для узкого круга зрителей и не ориентированным на получение баснословных прибылей. Его основа – медлительность и очень своеобразное повествование, которое, к величайшему сожалению, со временем вырождается в то, что принято называть «тянучкой».
Двадцатисерийный ТВ-сериал «Двойная Спика» транслировался по японскому телевидению в 2004 году, однако событием эта трансляция не стала и, следовательно, никакого внимания к себе не привлекла, оставив произведение практически незамеченным. Возможно, это произошло в результате того, что «Спика» - очень аудиторное аниме, предназначенное не столько для широкой публики, сколько для астрономических кружков и любителей телескопов. В нем нет ни привычных роботов, ни межзвездных боев, ни вредных пришельцев, ни всего того, что так присуще типичному фантастическому сериалу на околокосмическую тему, и что так любимо зрителем по всему миру. Вообще, если говорить откровенно, то и космоса-то тут как такого нет, и это несмотря на то, что все основные персонажи сериала буквально помешаны на звездах и сопутствующей романтике. А случилось все это лишь потому, что герои – дети, которые по разным причинам в младенчестве задумали стать Гагаринами и на протяжении всего периода взросления этой задумке неуклонно следовали. По сюжету ребята встретились в Космической академии и после недолгого процесса сближения превратились в почти что семью.
Тут, наверное, нужно прояснить ситуацию, чтобы у читателя не было вопросов относительно того, почему в сериале, где главные герои дети, не может быть роботов и межзвездных боев. Дело в том, что «Двойная Спика» - это уже не «Стеллвиа», которая является ярчайшим представителем детского меха-боевика, дислоцирующегося в безграничном космическом пространстве, но еще и не «Странники» с их ориентацией на более взрослую аудиторию и реалистичное представление мира. «Спика» - это максимально ориентированное на реальность аниме, целью которого было заразить молодого зрителя любовью к астрономии и космонавтике или, на худой конец, поддержать такую любовь, если она уже была. Еще раз подчеркну, сериал не сказочный, все действие происходит в Токио в наши дни, и никаких фантастических атрибутов в нем нет. То есть, сюжет развивается вокруг студентов и их походов на лекции, а потому некоторые зрители назовут «Спику» обычной школьной повседневностью, с чем можно было бы незамедлительно согласиться, если бы в сериале имели место типичные школьные сценки и эпизоды. Но их-то тут и нет. Герои не знают, что такое свидания, посиделки в караоке, они не ездят на традиционное разбивание арбуза летом и не встречают Новый год зимой. По крайней мере, в сериале они этого не делают. Зато они постоянно и на разный манер говорят о космосе, о звездах, смотрят на ракеты, читают о них книжки, то и дело задирая голову к небу, чтобы в очередной раз увидеть вожделенные желтые точки. Получается, что «Спика» - это и не школьная повседневность в том смысле, в котором мы понимаем школьную повседневность, и не романтика, и не фантастика – иными словами, не пойми что.
В начальных сериях, когда герои еще не определены, и их характеры не прописаны, аниме смотрится замечательно, так как перед нами предстаёт картина, низвергающая стереотипы, с очень нединамичным, спокойным сюжетом, без заявок на гениальность преподносимого материла и глобальность показываемых событий. Вроде бы, все просто, но в то же время подобное сочетание – большая редкость для японской анимации, где школьные сюжеты очень шаблонны, как, собственно, и сюжеты научно-фантастические. Согласитесь, что немного другого такого аниме, где цель героя - не спасти мир, а просто увидеть нашу планету, например, с Луны. Ведь насколько простое и вместе с этим невероятно светлое желание! В нем нет максимализма Наруто или любого другого подросткового героя, это желание максимально человечное и, не побоюсь этого слова, осязаемое. Одно дело слушать проповеди нереального героя сказок, желающего воцарения мира во всем мире, и совсем другое дело смотреть на девочку, которая в садике решила стать космонавтом и по окончании школы эту решимость не утратила.
Таково начало «Двойной Спики», и оно прекрасно, пока маленькая героиня сидела в «садике» и рисовала ракеты, здорово было даже тогда, когда она выросла и с прежним энтузиазмом поехала поступать в сопутствующий ВУЗ. Проблемы же начались потом, когда девочка поступила в академию и нашла себе друзей. Примерно в этот момент у экранизаторов наступил кризис идей. Их героиня ближе к середине сериала трансформировалась из маленькой прекрасной девочки, мечтающей стать водителем ракеты, в большую куклу, которая все еще по инерции смотрит на звезды и мечтает стать тем самым водителем той самой ракеты. К сожалению, создателям было невдомек, что показывать из серии в серию одно и то же – гиблое дело. Мечтания о космосе казались красивыми первые три серии, не вызывали недоумения и в последующих пяти, но ближе к двенадцатому эпизоду желание стать космонавтом превратилось в самую настоящую одержимость, в некую навязчивую идею, оно перестало быть ярким и светлым. Когда я съем вкусное мороженое, то хочу съесть еще одно, но когда мне приходится есть «вкусное» мороженое в пятнадцатый раз, то думаю, что то лакомство, которое считал самым прекрасным на свете, превратилось в отвратительный и безвкусный предмет. Примерно то же самое и здесь. Вероятно, такое положение вещей заставило авторов начать искать выход из сложившейся ситуации, результатом чего явилось огромное количество флэшбеков, где нам в очередной раз на разный манер показывали ту маленькую пухленькую девочку из первых серий.
Считаю необходимым затронуть в данной статье других персонажей этого сериала, благо, по крайней мере, один из них стоит того, чтобы рассмотреть всех. Все второстепенные герои «Спики» – однокурсники главной героини. Нетрудно догадаться, что все они также с детства мечтают посмотреть на нашу планету с Луны, поэтому их действия немногим отличаются от действий главной героини, отчего эффект «мороженого» становится еще сильнее, так как в рот кладут уже не одну, а сразу пять порций. Впрочем, затрагивая тему второстепенных персонажей, я хотел бы поговорить немного о другом – об их преподнесении зрителю. И тут всплывает вторая проблема сериала (кстати, типичный анимешный прием) – неуместный драматизм там, где его быть по определению не должно. Так получилось, что почти все дети в сериале – это либо жертвы несчастных случаев, либо неизлечимо больные, либо имеющие проблемы с родителями. К сожалению, это тенденция. Сейчас очень модно закладывать в сериал не тот образ, что правдоподобен, а тот, что будет заставлять зрителя сопереживать и что будет двигать сюжет. Маленькие девочки и мальчики, лишившиеся родителей или умирающие от болезней – это, вне всяких сомнений, очень важная и сложная тема, однако, касаясь ее, прежде всего, нужно знать меру. К несчастью, на сегодняшний день очень многие аниме-сериалы имеют в качестве героев подобные образы. Можно сопереживать одному, можно сопереживать второму, но трудно сопереживать всем. А так как сочувствия в «Спике» требуют почти все герои, то, на мой взгляд, это минус сериалу.
Продолжая начатую тему, я бы хотел подчеркнуть один забавный курьез, связанный с подобным драматическим персонажем. Речь идет о девочке Марике. Когда мангака Ягинума создавал «Спику» и придумывал для нее героев, он так увлекся игрой в образы, что мало-помалу забыл то, ради чего, собственно, и начинал все это дело – он забыл о реалистичной составляющей, о космонавтике. Иначе трудно объяснить наличие в сериале такого спорного персонажа, каковым является Марика, особенно, если учесть, что это второй по важности характер в произведении. В данном случае проблема заключается не в том, что Марика тяжело больна, а в том, что она становится главным сторимейкером этого аниме. Получается, что всё происходящее в заключительных сериях, так или иначе связано с ее личностью. В связи с чем сюжет полностью концентрируется на болезни этой девочки, убивая основной принцип произведения
- его реалистичность.
При всем моем уважении к детям с разными хроническими заболеваниями я просто обязан сказать, что последнее место, где они должны пребывать, это космос. Ориентируясь на достоверность и отдав пару серий под неплохо поставленный экзамен в замкнутом пространстве, создатели перечеркнули все свои начинания, придумав болезнь этой девочки в тот момент, когда она уже прошла все экзамены и чуть ли не полетела в космос. Автор оригинала и группа режиссеров, участвовавшая в постановке, так увлеклись игрой в драматический театр, что напрочь забыли о том, что космонавты – это одна из самых диспансеризируемых в мире профессий, и что земная орбита – это последнее место, куда возьмут человека, у которого изо рта идет кровь. Тут, как и в примере с мороженым, налицо явное увлечение новой идеей или мыслью. Авторы «Спики» с таким сочувствием показывали путь этой девочки, что от серии к серии становилось все более неясно –
неужели она и правда полетит? Ведь после того, как персоне Марики посвятили столько времени, ее отстранение от обучения и дальнейшего полета в космос было бы просто возмутительно, впрочем, так же возмутительно, как и ее полет. И тут экранизаторы предпочли самый умный вариант – они просто закончили сериал.
1433 Прочтений • [Рецензия на Двойная Спика] [16.09.2012] [Комментариев: 0]