Так уж повелось, что практически в любом сериале начальные эпизоды – лучшие по уровню как анимации, так и постановки (это происходит оттого, что несколько первых серий рисуются до выхода в эфир, а прочие – уже по ходу). В дальнейшем качество может оставаться на (почти) том же уровне либо постепенно снижаться, к финалу превращая проект непонятно во что. Обычно, конечно, стараются заставить все серии выглядеть более-менее одинаково если не сюжетно, то хотя бы графически, но это удаётся не всегда и не в полной мере: например, вступительные эпизоды «Хеллсинга» или «Икса» сняты заметно качественнее последующих. Если же первая серия оказалась плохой, остальные наверняка окажутся ещё хуже: исключений очень мало, и одним из них является «Аргенто Сома», сериал вообще очень необычный.
Он относится к жанру научной фантастики, в аниме представленному крайне скудно – фантастика здесь встречается нередко, но именно научности в ней практически нет. Порой под сюжеты подводятся некие наукообразные теории, призванные объяснять происходящее и добавлять ему реализма, но в большинстве случаев все эти карточные домики, на строительство которых сценаристы и режиссёры тратят столько труда, легко рушатся даже под не слишком скептическим взглядом. Положение осложняется ещё и тем, что подобные вещи встречаются преимущественно в современных меха-сериалах, а любой фильм, в котором есть гигантские роботы, уже в силу этого не может быть реалистичным (с научной точки зрения). Argento Soma – тоже меха, но не простая, а… к сожалению, и не золотая тоже, но из всех мех, пожалуй, наиболее близкая к таковой. С первых же кадров первой серии (которая начинается сразу, без заставки) становится понятно, что перед нами – не проходной сериал, а нечто совершенно иное. Например, действие происходит не в Токио, а где-то в американской глубинке (об этом, впрочем, можно и не догадаться – место действия указывается только в более поздних эпизодах), визуальное решение весьма необычно: залитые солнцем улицы, небрежно прорисованные и несколько абстрактные бетонные конструкции среди деревьев, странные летательные аппараты. Всё это наводит на мысли именно о классической фантастике: разумеется, это не Лем или Хайнлайн, а, так сказать, фантастика ближнего прицела вроде ранних Стругацких («Страна багровых туч», ага), буквально пропитанная романтикой покорения космоса. Вообще, иногда создаётся впечатление, что создатели сериала пытались сотворить нечто максимально оригинальное, не похожее на стандарты аниме (но при этом ни один штамп не обделили вниманием). Удалось им это не вполне, однако о масштабах приложенных усилий говорит хотя бы тот факт, что качество постановки здесь не колеблется возле одного уровня и не съезжает вниз потихоньку. Этот сериал состоит из трёх неравных частей, жёстко привязанных к ключевым поворотам сюжета.
Начало ничего хорошего не обещает: описанный выше уникальный стиль присутствует всего в нескольких сценах, так как большая часть действия разворачивается в довольно блёклых и стандартных интерьерах. Анимация скорее функциональна, чем актуальна - восторгов не вызывает, хотя и не раздражает. Зато немало раздражает дизайн, тоже необычный, но именно своей необычностью и неприятный: персонажи, например, отличаются повышенной угловатостью и отсутствием видимого носа при взгляде «ан фас», а с волосами у них порой творится что-то совсем странное – оцените, например, причёску главного героя. Оный герой, человек довольно-таки неприятный, мучается своими геройскими проблемами (девушки не любят, мозги не варят…) и параллельно вляпывается в Секретный Прожект. Как положено, флэшбэки обильны, а озвучка пафосна и наигранна. Короче говоря, всё это сильно напоминает последнюю треть недоброй памяти «Евангелиона» (на тот момент считавшегося эталоном «гигантских роботов» - причём в первой серии сходство ещё неочевидно, но в последующих оно буквально бросается в глаза) – те самые серии, в которых не стало уже денег ни на экшен, ни на сценарий, ни на нормальную анимацию, и оставалось только по десять раз повторять одно и то же. И это только первые эпизоды – если они таковы, то что же будет дальше?
Дальше, однако, сюжет делает Первый Большой Финт Ушами: герой вступает в Общество Борьбы с Монстрами и начинает, соответственно, бороться с монстрами. Борьба происходит с помощью роботов (а вы как думали?), а сюжет быстро принимает стандартную для таких фильмов форму: завязка-монстр-фрустрация, завязка-монстр-фрустрация, завязка-монстр-монстр-монстр-монстр… При этом все монстры выглядят одинаково (гениальное решение с точки зрения дизайнера, но не зрителя), хотя и ведут себя по-разному, что вносит в происходящее некий элемент неожиданности. Именно элемент: всё прочее здесь, за исключением необычной архитектуры и огромных самолётов, вполне соответствует канонами (читай – смотрится банально). Откуда берутся монстры? Из космоса. Что им надо? Достигнуть Точки Невозврата. Что случится, если это произойдёт? Страшное. Удаётся ли монстрам задуманное? Нет. Как видите, ничего оригинального, но смотреть на сражения (многие из которых, к слову, весьма продолжительны) всё же достаточно интересно из-за разнообразия способностей монстров и, соответственно, методов их истребления, однако будни главного героя и его соратников, как ни крути, весьма монотонны. В перерывах между сражениями означенный герой по-прежнему мучается своими геройскими проблемами, и проблемы эти уже иного свойства, нежели раньше, более реалистичные, интересные и тщательно прописанные. «Внутренний мир» второстепенных персонажей тоже не остаётся без внимания, хотя до откровенного идиотизма (вроде выделения отдельной серии для живописания страданий каждого юного Вертера) дело всё же не доходит. Дизайн не изменился (ещё бы…), анимация тоже, правда, теперь нам показывают не только научные городки и лаборатории, но и, например, лежащие в руинах или вполне процветающие мегаполисы, заросшие мхом фермы, бескрайние кукурузные поля…
Когда один из монстров достигнет Точки Невозврата, сюжет сделает Второй Большой Финт Ушами, и начнётся третья, лучшая часть сериала. Всё встанет на свои места, авторы прекратят разбавлять сюжет банальными проблемами несимпатичных персонажей, возникнет подлинный драматизм, и даже графика покажется лучше, чем раньше. Это один из немногих случаев, когда я не смог угадать финальный поворот событий и едва ли не единственный на моей памяти, когда только к финалу понимаешь, насколько великолепен сериал.
«Аргенто Сома» – ни в коем случае не клон «Евангелиона», каковым её (вместе с «Ра-Зефоном») принято считать, а произведение оригинальное и самобытное настолько, что даже общие места подобных сериалов (а создатели не обошли их вниманием) почти не раздражают. Сценарий удивительно крепок для писателя, имеющего в своём послужном списке «Подлодку номер шесть», персонажи очень далеки от штампов (обязательных для современного меха-сериала Полного Придурка, Аутичной Девочки и Пустого Места С Огромным Самомнением нет и в помине), а режиссура… как и многое другое здесь, не вполне обычна и чем-то напоминает о художественных фильмах: нет в ней злоупотреблений необычными ракурсами, пафоса, гипертрофированного любования персонажами, столь обычного для аниме-телевидения. Сама по себе постановка весьма банальна – как это почти всегда бывает в сериалах, ей отчаянно не хватает продуманности и изысканности. Это не даёт сериалу стать шедевром, но на общее положительное впечатление почти не влияет – и так есть, чем гордиться.
1674 Прочтений • [Рецензия на Аргенто Сома] [16.09.2012] [Комментариев: 0]