Не просто ответить на вопрос «Про что там?», когда разговор касается сериала вместимостью больше
двух сотен серий. Такой объём заранее пугает: трудно предположить, что пятьдесят вторая или сто
пятьдесят вторая серия по качеству схожа с первой. Один сюжет на такой хронометраж не растянуть,
наверняка полным-полно филлеров и всяческих ответвлений, после которых и не вспомнишь, с чего всё
начиналось. Герои успеют наскучить, а новые будут ещё хуже, и вообще – лучше посмотреть с дюжину
коротких сериалов, чем одну такую громадину…
Волноваться не о чем: у «Сержанта Кэроро» действительно один сюжет, только он не растянут, а
повторяется в каждой серии – своего рода «День Сурка» с бесчисленными вариациями и накоплением
полезных и вредных привычек. Но если в упомянутом легендарном фильме Билл Мюррей в итоге
избавился от недостатков и стал душкой и лапочкой, то Кэроро и его отряд крепко держатся за свои
амплуа.
Итак, пришельцы с Кэрона хотят завоевать Землю, но на деле занимаются разной фигнёй в надежде,
что всё как-нибудь само собой получится. «Хроника завоевательских провалов», «Летопись лени,
головотяпства и нерасторопности», «Самоучитель ‘Алиены в вашем доме: польза или вред?’» – и так
далее вплоть до «Пособия по спасению планеты с помощью дружбы и боевых роботов». Конечно,
соблюдается некоторая последовательность событий, но в целом «Кэроро» можно смотреть порциями, с
перерывами, для поднятия хорошего настроения и приятного времяпрепровождения. Волк гоняется за
Зайцем, Том ловит Джерри, инопланетяне покоряют человечество – почти успешно, но не окончательно.
Тем не менее, нельзя назвать это творение знаменитой студии Sunrise пустышкой. Как-то сложилось,
что искусство смешить и радовать оттеснили на обочину, наделив ярлыком «примитивно»: ни высокого
полёта мысли, ни душераздирающих трагедий. Но не так уж и просто сделать забавной, лёгкой и при
этом неглупой каждую серию, проложить свой курс между мелями фансервиса и скалами утомительной
пародийности, сохранив ироничность и почти сказочную доброту. Вдобавок «Сержант Кэроро»
остаётся интересным одновременно и для детей, и для взрослых.
Правда, на первый взгляд, это исключительно детсадовский сериальчик, даже внешность главных
героев-лягушек упрощена до super-deformed, поэтому их удобно рисовать (про это даже эндинги
сделали) и легко производить (наверняка из продакшн-отдела приходили специалисты и просили не
мудрить с дизайном), они годятся и на игрушки, и на сувенирную продукцию. Можно сказать, что
Кироро и его команда буквально созданы для мерчендайзинга – можно все полки заставить зелёными,
жёлтыми, красными и голубыми инопланетянами и ждать родителей в сопровождении ноющих чад.
Но если ударяться в теорию заговоров, то можно копать глубже: да, дизайн персонажей существенно
облегчил работу аниматорам и производителям тематического барахла, но вряд ли тайный замысел
создателей «Кэроро» связан с такими мелочами. Модельки Ганпла, за которыми однозначно угадываются
ГАНДАМы – вот в чём секрет. «От моделек меха зависит судьба всей планеты» – такова
замаскированная мораль, которой прямо-таки зомбируют маленьких беззащитных зрителей. А финансовые
боссы Sunrise в это время потирают ручки, подсчитывая прибыль от распроданных моделек (жаль, в
России с этим не так просто, всё почтой да наложенным платежом…)
И ведь не оторваться – шоу популярно во всём мире, снято по «Лучшей детской манге» (Shogakukan
Manga Award-2005), в придачу имеет безусловное воспитательное значение. Регулярно проговаривается
обязательная мораль и выходят специальные выпуски: про День Чистых Зубов (кто бы знал, отчего
образуется кариес!), про традиционные японские праздники (с фейерверками и не только), про
правила поведения в магазине и так далее, и тому подобное.
Положение главного героя-пришельца позволяет рассказать обо всём, о чём только хочется, –
инопланетянам-гайдзинам положено задавать вопросы и попадать впросак. Кэроро знакомится с миром,
который надо завоёвывать, а маленькие зрители узнают о мире, в котором им предстоит жить,
открывают для себя что-то новое о культуре своей страны и добавляют в словарь фразочки типа
«кэрорин!» Можно надеяться, полюбят уборку, стирку и мытьё посуды, потому что главный герой
постоянно что-то делает по дому. В перерывах между просмотром телека, чтением манги и собиранием
моделек – и завидуя при этом товарищам, которым повезло с выбором друзей-землян...
Однако зрителям постарше тоже не отвертеться. В каждой серии «Сержанта Кэроро» полным-полно
шуток-перевёртышей и остроумного обыгрывания известных штампов. Нельзя не насладиться, например,
сценой, в которой Разрушитель Мира Ангол Моа долбит нашу уютную мирную Землю своей армагедонной
долбилкой, а начитавшийся мистических книжек школьник радостно созерцает сие удивительное зрелище
– не каждый же день разрушают твою планету!.. А сколько веселья доставят попытки богатенькой,
влюблённой и опасно раздвоенной Момоки Нисидзавы спланировать Мега-Эффективную Операцию По
Сближению с предметом её чувств! Тем более, что всегда сообщается, сколько сотен тысяч иен Группы
Компаний Нисидзава было затрачено на ту или иную попытку.
Одна из главных тем, которой посвящены серии «Кэроро», это «Страшные сны агента Малдера, или Где
Люди В Чёрном, чёрт побери?!» – благо среди главных героев числится любознательный школьник,
Фуюки Хината, двенадцать лет, успеваемость полуудовлетворительная, по физкультуре всё очень
плохо, а в организованном клубе по изучению паранормальных явлений только один, кроме
председателя, человек, да и тот – влюблённая одноклассница. Но зато – инопланетяне на заднем
дворе и под домом, в подвале – скучающий призрак, мир полон тайн, а в ящике среди всякого хлама
хранится слегка поломанный всесильный кэроболл.
Обсмеивание призрачно-инопланетных штампов – лишь одна из многих граней этого произведений.
Удачный подбор действующих лиц позволяет шутить на все возможные поводы, впрочем, не превращая
действие в балаган. В самом деле, неразделённая любовь может привести к комическим результатам,
но всё равно остаётся неразделённой: школьницы любят школьников, космические ветераны – сильных
женщин из лагеря противника, рядовые – сержантов... То есть, конечно, привязанность рядового
второго класса Татамы не содержит никаких яойных корней, всё прилично: обыкновенный детский
эгоизм. Но ведь калечит тамамину психику и нервы окружающих, не говоря уж про личное имущество.
Или, например, детская травма и приступы депрессии у ниндзя (как же без них – Япония!) Дороро,
измученного своей профессиональной невидимостью и незаметностью. И смешно, и плакать хочется,
потому что страдает душа, а человек, то есть кэронец, хороший и природу любит. В «Кэроро» очень
много трагедий и неразрешимых проблем, даже кошки и призраки мучаются от непонимания.
Сюжетные коллизии – это, так сказать, основа сюжета, но комедию делают исполнители. Солидная
часть шуток «Кэроро» и в целом атмосфера иронии и раздолбайства держится на голосах, а подбор
сэйю здесь выше всяких похвал. Контраст с внешностью персонажей и их озвучкой сам по себе
комичен. Так, и через пятьдесят серий невозможно привыкнуть и спокойно воспринимать красного
чиби-лягушонка Гироро с раскатистым и грозным голосищем Накаты Дзёдзи. Коясу Такэхито, изменивший
своему амплуа загадочно-страдающего красавца, выступил в роли извращенца-зануды, очкастого
Куруру, циничного гения, от которого не приходится ждать ничего хорошего. А дополняет ансамбль
пищащий Кэроро и сюсюкающий Тамама.
Но если назначать первое место, то оно по праву должно достаться Фудзиваре Кэйдзи. У него две
роли, но дворецкий Пол появляется не так часто. Главное – это место ведущего, чей голос не
замолкает, представляет, подтрунивает, надсмехается, выдаёт секреты и регулярно испытывает
выдержку других действующих лиц. На Новый Год он так и вовсе вылез в кадр, но его быстро
прогнали. Иногда он получает по шее от наиболее впечатлительных и ранимых жертв. Ведущий
регулярно ноет, наблюдая неприличную расточительность Момоки, и терпеть не может одного
второстепенного персонажа, Когоро, что понятно, поскольку он редкостный придурок, фанатеющий от
цветных ящиков.
Нельзя не отметить музыку, особенно марш-опенинг Kero! To March и стилизацию под традиционные
японские песни – эндинг к 19-26 сериям Pekopon Shinryaku Ondo. Диско-эндинг Afro Gunsou
дополняет пристрастие главного героя к теме диско и кудрявым парикам.
Вообще-то, если перечислять все удачные находки авторов, то объяснение «Про что там?» как раз
будет соответствовать продолжительности самого сериала. Что касается продолжительности, то она не
кажется чрезмерной – смешного и хорошего не бывает слишком много. «Сержант Кэроро» вполне в
состоянии завоевать территорию русскоговорящих пекопонцев, благо в этом деле ему помогает команда
опытных фансаберов kos-chan и Red Priest Rezo. Окончание завоевания не за горами. Дэ аримас!