Откровенно говоря, не столь часто попадаются в руки произведения, не похожие ни на что доселе виданное. Картины, ломающие любые каноны, уставы, попирающие мораль и нормы общества. Да, да, речь пойдет об андеграунде, о непринятом искусстве. Я не имею ввиду трэш, в большинстве своем, для таких картин много ума, умения и старания не нужно. Зачастую они держутся не силой автора, а мощью течения. Андеграунд – совсем другая опера. Эти произведения настолько откровенно неоднозначны, что осмысление их целиком и полностью сравнимо с лишением рассудка. Они не рассчитаны на широкий круг зрителей и не создаются для зрителя – это крик души автора. Он может годами сидеть в одиночку и кропотать над своим детищем, даже заранее зная, что легкого пути ему не будет.
Именно к таким картинам относится «Мидори», фильм, который был запрещен к широкому показу не только во многих странах, но и на своей родине – Японии. Признаться, я сам долго думал, имеют ли такие произведения право на существование, но в конце концов решил, что имеют, а если и нет, то не мне о этом судить. Действительно, если существуют скульпторы, показывающие «красоты» освежеванных тел, и их работы пользуются популярностью, то почему бы аниматору не изобразить крик своей души в картине неприкрытых страданий?
А теперь присмотримся к произведению немного пристальнее. Да, доложу я вам, зрелище получилось нелицеприятное. Как бы это четче сформулировать? Сразу видно, что автор отдался картине с головой, поэтому в ней нет места условностям и схематичности. Все, абсолютно все, нарисовано местами очень красиво, но зачастую просто жутко. Произведение изобилует моментами, не совсем совместимыми с привычной моралью и этикой, сильно нагружено сценами насилия и садизма. К тому же, эти сцены садизма неприкрыто откровенные, но, что удивительно, не вызывают рвотных позывов. Конечно, у каждого человека свой собственный порог восприятия, но в то же время существуют фильмы (в большинстве своем, фильмы ужасов), основная цель которых вызвать отвращение, ну а далее все зависит от вашей чувствительности и силы желудка. Нет, я не утверждаю, что «Мидори» - это застольная картина, и можно спокойно смотреть ее и кушать манную кашу, скорее, все же, наоборот, но то, что автор не делал отвращение краеугольным камнем – это неоспоримый факт. Работа не делалась для того, чтобы безоговорочно оттолкнуть зрителя, хотя жестокости в ней хватает.
Еще в картине четко прослеживается линия человеческого уродства, хотя, возможно, это не совсем правильное слово, но практически только одно оно вмещает в себя и врожденные неполноценности, и приобретенную инвалидность, и еще много всего. Выглядит это в целом несколько жутковато, а, принимая во внимание реализм изображения (оно мне чем-то напомнило старые агитационные плакаты), местами просто страшно.
Со смыслом совсем тяжело. Нет, он здесь присутствует, и это четко видно, фильму далеко до многих произведений, выполненных в виде сюрреалистических абстракций («Звукоед Нойзмен», «Кошачья корзинка»), да и не было у создателя такой цели. «Мидори» я смотрел в оригинале, что еще раз доказало посредственность моего японского, но, как мне кажется, основная пропасть понимания лежит в ментальной плоскости. Что тут и говорить, все люди - братья, но славянский менталитет разительно отличается от менталитета японского. Для себя я выделил несколько основных смысловых линий в произведении. Первая: юная девушка теряет своих родителей и остается сиротой, хотя ее и приютили «близкие» люди, которым до нее и ее проблем, в общем-то, нет никакого дела. Скорее, перед нами вариация на тему Золушки с небольшими «отклонениями» (о отклонениях я говорил в предыдущем абзаце) и вытекающими отсюда последствиями. Вторая: любовь, возможно, первая, опять все той же девушки к человеку, который намного старше ее. При этом любовь взаимная, но вот некоторые вещи влюблённые представляли себе совершенно по-разному. И, как оказывается, теперь она «жена», и своего мнения у нее практически не может быть (это по большей части характерно для восточной культуры, но нас чаша сия тоже не минула).
А вот дальше все не настолько четко, но в то же время легко прослеживается тема добывания денег, вообще коллектива, так сказать. Тема войны (по-моему, второй мировой) - вы поймете, что я имею в виду, когда посмотрите картину - вообще, проигрыш Японии в этой войне был для нации самураев огромным ударом. И отчего-то, не знаю отчего, у меня возникли ассоциации с ядерными бомбардировками японских городов. Не знаю, возможно, это только мне так показалось, если я не прав, прошу бросить в меня шлакоблоком. И, конечно же, куда же в таком произведении да без намека о бренности жизни, о ее цикличности, недолговечности и скоротечности? Ничто не вечно под луной, и как бы ты ни был счастлив, силен, богат и самоуверен, старуха с косой может подстерегать в совершенно неожиданном месте.
Вот такое получилось произведение. Картина, о которой перед просмотром у меня заранее сложилось негативное мнение, но чем сильнее развивался сюжет, тем больше оно менялось. Нет, в конце мнение не стало положительным, скорее, осталось в шатком равновесии, а меня оставило в раздумиях. Единственное, что я могу сказать наверняка: «Это произведение имеет право на существование».
1169 Прочтений • [Рецензия на Мидори] [16.09.2012] [Комментариев: 0]