Вот уж не перестаёт удивлять меня продукция студии Studio 4°C, флагмана экспериментального аниме, где великий выдумщик Моримото Кодзи собрал команду талантливых молодых аниматоров. Практически каждое их произведение поражает своей необычайностью и оригинальностью. Даже в казалось бы простой по своей сути детский фильм «Принцесса Аритэ» они привнесли что-то особенное, а уж о таких аниме, как «Комедия» или «Нойзмен», вообще говорить не приходится. Работы этой студии язык не поворачивается назвать однообразными, практически каждое из них выполнено в своем неповторимом стиле, начиная от сцен, присущих кисти импрессионистов, и заканчивая картинами в лучших традициях абстракционизма. Естественно, что подобная многогранность не могла не породить как поклонников, так и критиков работ от Studio 4°C. Картина «Игры разума» режиссёра Юасы Масааки (кстати, одного из сценаристов знаменитой «Кошачьей корзинки») в какой-то мере также явилась новаторским произведением, и ей было уготовано разделить такую же участь. Что ж, хотя я и отождествляю себя с любителями этой интересной картины, все же попытаюсь время от времени освещать произведение с точки зрения его оппонентов.
Итак, приступим. Если театр начинается с вешалки, то любое аниме начинается с графики. Что же мы имеем в данном конкретном случае? Ну, сказать по правде, графический стиль «Игр разума» мне больше всего напомнил вышеупомянутого «Нойзмена», однако с одной большой поправкой. Здесь нет, по большому счету, абстракционизма, хотя черты персонажей также не являются фиксированными. Под этим я подразумеваю то, что их образ способен меняться в некоторых пределах, причём пределах довольно широких. И всё потому, что в сцены, нарисованные в стиле нью-арт или сити-арт, который присущ скорее художникам, работающим на поприще граффити, врезаны кадры, где герои уже не нарисованы, а играются живыми людьми. Конечно, это не игровое кино, и не то, что можно наблюдать в картине «Кто подставил кролика Роджера», а скорее коллаж из фотографий, но смотрится весьма оригинально. Кстати, критики этого произведения бранят его за изобразительный стиль, который грубо можно назвать дворовым, но я предпочёл бы другую формулировку, а именно - стиль улиц. Что ещё я могу отметить из оригинальных находок этого аниме - очень порадовало то, как авторы попытались изобразить Бога. Вот как, по-вашему, должно выглядеть высшее существо? Трудно ответить, не правда ли? Честно говоря, то, что мы наблюдаем на фресках, а точнее перелицованного Юпитера, меня не очень устраивает, и опять же, по-моему, аниматоры в этом плане попали в самую десятку, придав Всевышнему тысячи разных образов, меняющихся с калейдоскопической скоростью. Так же оригинально изображена энергия эмоций в некоторых сценах, например, стремление выбраться из беды, бешеный неудержимый порыв, всепобеждающая сила упорства. Рассказывать, как это выглядит, я не берусь, потому как рамки одной рецензии слишком уж ограничены, да и в любом случае, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кажется, с основными моментами, относящимися к графике, я разобрался, настало время перейти к смысловому наполнению картины.
Скажу начистоту, смысл этого произведения и его идея просты, как пять копеек, и должен отметить, что поклонники приводят это, как достоинство, а критики в то же время, как недостаток. Решать же остается только вам самим, потому как надеяться или опираться на чьё-либо мнение в данном случае будет очень опрометчиво. В конечном итоге весь заложенный смысловой потенциал сводится к нескольким фразам, которые уже давно перешли в разряд афоризмов, а именно - «Как захочешь, будет всё», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Мы сами строители своей судьбы». Да, именно так, все, казалось бы, аляповато связанные ситуации, странные происшествия и даже какой-то пародийный перепев истории с кашалотом из сказки «Пиноккио» неизменно приводят нас к мысли об этих незыблимых истинах. Один из критиков «Игр разума» заметил, что для фильма, основной идеей которого является показать лягушку, за ночь взбившую в крынке масло, он слишком уж затянут, и не стоило было уж так сильно распыляться. Я же считаю, что со временем авторы ничуть не перебрали, потому что даже если определённый момент и не заполнен каким-то конкретным «осязаемым» смыслом, то его наполняют чувства и то, что уже выходит за грань простого восприятия, которое может все подвести под единые рамки. Правда, затянутости в произведениях Studio 4°C мною уже встречались, например, мне кажется, это относится к средней части «Принцессы Аритэ», но в данной конкретной работе если они и были, то для меня остались незаметны. Конечно, в фильме также прослеживается романтическая линия, сопровождаемая немалой долей эротизма, как и линия философская, приводящая нас к тоже весьма известной фразе - «Начать бы все сначала». Здесь герою это удалось, но не все среди нас такие счастливчики. Ещё великолепно показано то, что истинно человеку не столько лет, на сколько он выглядит, а столько, на сколько он себя ощущает. Однако, все эти линии являются второстепенными и поддерживающими основную, добавляя в её поток свежее дыхание задора и силы.
Вот такое произведение явилось миру, которое можно с одинаковой силой как любить, так и отвергать, и в обоих взглядах нет ничего предосудительного, решать вам и никому другому.
1681 Прочтений • [Рецензия на Игры разума] [16.09.2012] [Комментариев: 0]