Маленький мальчик вошел в стадион,
Громко он крикнул "Спартак - ЧЕМПИОН!"
Долго пинали его бездыханное тело,
И никто не вступился, ведь пинали за дело.
Песенки "черных фанатов"
Положение дел на Олимпийских играх достаточно безрадостное. По общему количеству наград Российская Федерация занимает второе место, но "золото" упорно ускользает из окоченевших пальцев покойницы-СССР, причем чем дальше - тем меньше наград. Причины, по моему мнению, текущего состояния - это политика, развал спортивной школы и менталитет, причем их влияние равноценно.
В общем, отдельные импульсивные граждане списывают неудачи в спорте исключительно на давление команды соперника - взятки судьям, личные симпатии и антипатии арбитров. Не спорю, что такое вполне реально, особенно когда недалекий умом человек решает публично попрать правила в святой убежденности, что ему за это ничего не будет. Предположим, иногда этот человек совершенно прав, но когда повторять финты постоянно, у болельщиков вырабатывается некий условный рефлекс. Конечно, только сумасшедший возьмет дедушкин наган и выйдет на улицу, но многие начинают мечтать об этом. Скорее всего, построены такие умозаключения исключительно на эмоциях и оставляют только осадок. Но в пылу страстей во многих умах мелькают мысли: "Хорошо бы ворваться на стадионы и в залы сквозь цепочки охраны и ряды местных гэбистов, расстрелять судей, а спортсменам "этих нехороших людей" в отместку прикрепить цепь с гирей перед беговыми соревнованиями!"
Считалось, что игроки выпускали пар после очередного выпуска новостей с Олимпиады только с помощью стрельбы по очередным рогатым демонам (или по фигурам судей, на которых сих демонов заменили) в виртуальном мире. После выхода этой игры ситуация в корне изменилась.
Вы представляете себе футбольный матч, когда на трибунах сидят снайперы с винтовками, игроки с легкостью пускают в ход кулаки или холодное оружие, почти все правила отменены, а с трибун фанаты той или иной стороны кидают гранаты или стреляют из автоматов? Так вот, я вполне представлял.
Но воплотились в жизнь абстрактные представления только сейчас. После выхода игры под названием Chaos League.
Тренируем воображение
Воздвигните под закрытыми веками стадион, который, наверное, почти все читатели наблюдали на экранах телевизоров. Затем вспомните Warcraft и модифицируйте цветовую гамму, архитектуру и общий стиль под направление фэнтези. После этого мысленно размножьте игровое поле, каждый раз меняя стилистику. Сейчас вы примерно представляете, что именно появится перед вашими глазами, когда вы предложите ИИ сыграть матч. Но в картинке явно пропущено нечто обязательное, конкретнее - игроки. На поле быстрым шагом выходят любимцы публики... нет, эти, однозначно, не гармонируют с другими предметами интерьера. Превратите одного в гоблина, другого - в орка, третьему сохраните человеческий облик...
Выстроим команды друг перед другом, для приличия сохранив игроков только одной расы. Но, к сожалению, персонажи переминаются с ноги на ногу (или, в зависимости от своевольности вашего воображения, чешут пятки и ковыряются в носу). Мяча нет. Кидать практичный кожаный даже не пытайтесь, такому колоритному матчу требуется колоритный мяч - огненный шар или оторванная голова. Остановимся на милом и практичном варианте - свинье.
Происходящее заметно оживилось, согласны? Только когда вы недрогнувшей рукой показали правила орку, он только хрюкнул, в такт вертящемуся под ногами "мячу". Похоже, что этим господам следует выдумать что-то попроще. Торжественно сжигаем талмуд в печке.
Позволим игрокам не соблюдать никаких правил, в частности - спокойно драться друг с другом на кулаках, разбивать молотом черепные коробки, а особенно кровожадным - окончательно прикончить соперника. Вокруг стало заметно веселее, вы не находите?
Только, в ущерб развлечению, игра утратила всякую осмысленность. Скорее, матч похож на уличную драку, в которой очень трудно сообразить - кто, кого, за что и как. Кроме того, жалобно визжа, главный участник действия заполз в дыру в стенке стадиона. Ладно, с ним пока повременим, лучше обратим внимание на битву.
Дифференцируем участников, безликие манекены нам ни к чему. Предположим, что характеристик четыре, и определенный игрок хорош только в определенной области. Но не ограничимся этим, продолжим - гномы и прочие млекопитающие постепенно растут в уровне, одновременно повышая собственные навыки. Отмотаем происходящее назад, к началу боя.
Итак, хаос истреблен, его заменил порядок. Но, несмотря на это, столкновение в итоге ограничивалось "несколькими слабыми на сильного, и сильным - на слабых". Это не особенно интересно, особенно в условиях ограниченности карт и персонажей. Пожалуй, научим игроков читать заклинания - метать молнии и ледяные иглы, лечиться и лечить других, проклинать противников. Количество и мощь заклинаний разграничим маной - для разнообразия, наречем ее "дыханием".
Размытая заготовка превратилась во вполне приличную военную стратегию. Только готовые типажи редко пользуются достаточным вниманием со стороны потребителя, поэтому совмещаем этот жанр с футбольным симулятором. Вытаскиваем из дыры многострадальную свинью и приказываем командам всячески за нее бороться. Отчертим на поле два прямоугольника и засчитываем очко, когда игрок с хряком в руках забегает в ворота ("прямоугольник") соперников.
...Гоблин Пунто Свитч ловким движением хватает мяч и мастерски уворачивается от топора соперника, проникнув на вражескую половину поля. Там его перехватывает один из защитников, но другой гоблин бьет орка молотком по голове и отвлекает. Вот ворота уже близки, но лучший игрок противника, Рик Смелл, преграждает отважному гоблину путь. Однако немного в отдалении капитан помогает подчиненному, ударив орка молнией, оглушив и встопорщив волосы ежиком. Линия ворот пересечена... ГОЛ! ...
Почти идеально, не так ли? Единственное, чего мы не учли - это фанатов. Вы прекрасно помните погромы в столице и прочее попрание прав отдельной маленькой группой подготовленных вандалов? Предположим, что к, собственно, фанатам эти бандиты никак не относятся, но для "футбольного беспредела" нам необходимы именно они, а никак не маленькая прослойка истинных поклонников.
...И разгневанные зрители оставляют от Рика Смелла мокрое место - один из фанатов включил ручной водомет, который сбил орка с ног и приложил о бетонную стену. Умеренные болельщики закидали остальных его коллег помидорами и облили майонезом. К гоблинам же отношение много лучше - раны истерзанного соперником молотобойца исцелились, а остальным достались бурные овации ...
Вот такая игра.
"А правила-то, правила!.."
Что-то мне подсказывает, что многим из вас пригодится краткое собрание правил этого неординарного футбола. Что же, я привык доверять собственным ощущениям, а потому перечислю ряд аксиом.
Как только зажигается игровой экран, вы смотрите на поле. Оно разделено на четыре прямоугольника: ворота ПК (первой команды) - площадка ПК - площадка ВК - ворота ВК. В первую минуту матча доступ ПК на часть поля ВК запрещен, как и наоборот.
Изначально команды находятся в воротах. Вы должны расставить футболистов. Побеждает тот игрок, который забивает больше мячей за отрезок времени. Мяч - это свинья, ползающая по полю. Персонаж, подбежавший к хряку и схвативший его, должен войти в ворота соперников. В таком случае засчитывается гол.
Любое применение силы позволительно, в том числе, применение магии. Исключение - "лежачего не бьют". Нарушение - красная карточка и удаление с поля на несколько минут. Судья легко подкупается.
Фанаты вмешиваются, как хотят. Изначально мяч в центре поля, но затем один из игроков пропустившей гол стороны получает его даром.
Визит в зоопарк
Эпиграф:
Мудрец познает суть врага и одержит победу. Но только великий мудрец возьмет верх над самим собой.
Китайский философ Лао-Цзы
Итак, разнообразные меню, экраны и интерфейсные обзоры позади, скучная прелюдия закончилась, как закачивается любая скучная вещь в мире, и мы приступаем к самой замечательной части программы - тактике, общей и по отдельным милым расам. Кхм, зарекаюсь читать "Хроники Нарнии" перед тем, как садиться за статью...
В любом случае, пора открывать мастер-классы. По моему мнению, игра достаточно сложная, чтобы гарантированно смутить новичка, поэтому этот раздел необходим, причем с подразделами рас. Я бы не рекомендовал вам прикасаться ко всем биологическим видам одновременно, подобное только внесет сумятицу в сознание, и вы либо ничего не добьетесь и, потеряв кучу времени, начнете заново, либо станете слабеньким игроком, либо, не дай бог, положите диск с игрой в дальний ящик стола.
Почему я столь категоричен? Во-первых, расы различаются, причем не цветом шорт и профилем, а действительно и очень сильно. Вы представляете Warcraft или Starcraft достопочтенной Blizzard, где число играбельных сторон возросло втрое? Конечно, в нашем случае нет застройки базы во время матча, но поверьте, что перенос некоторых разделов игры в меню - не их исчезновение.
Так вот, занимательная наука биология гласит, что гоблин отличается от преторианца тактикой игры. После того, как вы дочитаете этот раздел, я бы посоветовал вам откинуться на спинку стула (кресла, грохнуться с табуретки) и заняться сеансом самоизучения. Вы, скорее всего, не новичок в жанре футбольных симуляторов, а даже и так - то вспомните собственный стиль игры в стратегиях, гонках, стрелялках и прочих жанрах.
Как вы играли? Предпочитали блицкриги, быстро опрокидывая противника навзничь маленькими диверсионными группами? Варвары. Победа оказывалась у вас в кармане благодаря быстрой перегруппировке и точному плану, в котором сотня подразделений использовалась пугающе четко? Преторианцы. Проламывали строй соперника громадной непобедимой ордой? Гномы. Или несколько сверхподготовленных профессионалов расправлялись с врагом? Гоблины. Никакой элемент механизма не выделялся, не выходил на передний план, но благодаря тому, что элементы стали клетками одного тела вы побеждали? Люди. ИИ, как ни старался, ничего не противопоставил могучей магии, применяемой в нужный момент? Темные эльфы. Решали вопросы не поединком, а хладнокровным истреблением монстров? Нежить.
В этой игре не расы подстраиваются под тактики, а тактики выбираются в полном соответствии с расой. Иначе нельзя. Любой игрок подсознательно выбирает стиль. Конечно, при железной воле и орлином глазе вы поймете, почему проигрываете. Но редко один из сотни обладает этими полезными качествами. Поэтому лучше всего выбрать расу по типажу.
Запомните, что малейшее неиспользованное преимущество - мощная фора врагу, который собственными скриптовыми мозгами застрахован от ошибок. Восполнить фору, выраженную в навыках и игроках, легко тактикой, что случается довольно часто, но наоборот получается далеко не всегда.
Зидальдо и Ринан... Ой, Ринальдо и Зидан!
На какие составляющие в этой игре разбивается успех? Конечно, правильное осознание сильных и слабых сторон расы, опыт, координация и регуляция, четкий план... Но мы почти всегда не обращаем внимания на главных исполнителей всего того, для определения которого требуются вышеупомянутые качества. Мы забыли о футболистах. Между прочим, незаслуженно, особенно учитывая то, что в фэнтезийном мире они не курят и не пьют, не маются дурным настроением и вообще душки.
Разложим наших орков или гоблинов по косточкам. Во-первых, игроки состоят из характеристик, навыков и заклинаний. Во-вторых, они обременены сравнительно бесполезной моделькой и портретом. Сменить графическую часть, конечно, достаточно просто, только нам это пока ни к чему. А вот разобраться во всем этом перекрестном влиянии друг на друга - вполне.
Всего характеристик - четыре штуки. Самостоятельно они не применяются, но, однако, они влияют на другие действия персонажа. Перечислим их: Speed, Savagery, Defense, Protection.
Speed. Скорость - и есть скорость. Чем быстрее передвигаются футболисты, тем больше действий совершает игрок, тем раньше он забьет гол
Savagery. Эта характеристика нужна исключительно воителям всех мастей. Он позволяет быстро оглушить соперника и не стать оглушенным самому.
Dexterity. Ловкость - по моему мнению, главный параметр в игре. Победа все-таки достается не тому, кто успешнее всех дрался, а тому, кто благополучно пронес мяч в ворота.
Protection. Значение Protection определяет, сколько ударов выдержит персонаж перед тем, как испустить дух.
Навыки делятся на неизменные, постоянные и применительные. Первые подробно разобраны в следующем разделе, во вторых выделяются как стандартные для определенного типа футболиста, так и избираемые во время развития. Эти умения действуют, как следует из названия, постоянно, без затрат дыхания и дополнительных телодвижений. Последние же очень похожи на предыдущие, только, применив их, персонаж тратит ману, и их нельзя взять больше трех штук.
К сожалению, громадный объем материала по навыкам не позволяет нам напечатать его. Кроме того, всплывающие подсказки создают исчерпывающееся представление о них, а объяснений типа "Fireball - это огненный шар" терпеть не могу.
На рефлексах
Несмотря на то, что люди очень разные (одни - пекари, другие - токари, третьи - повара) в сознании каждого из них зашита последовательность действий, которые не требуют ни усилий, ни подготовки. Речь о языке и перемещении тела в пространстве. Так вот, в центре нижней части экрана расположены кнопки так называемых "неизменных навыков", общих для всех рас и типов персонажей. Тратится на них, конечно же, дыхание.
Master Power. Мои любимые воители, викинги-берсерки, употребляли отвар из мухоморов, чтобы преодолеть страх и войти в боевой раж. Без вечных странников-грабителей и волшебных снадобий, без сомнения, скучнее, но не безнадежно. Когда совсем щупленький человечек прет на танк во плоти, ему резко потребуется прилив сил и бодрости. "Сникерса" тоже нет? В таком случае, вполне сгодится дыхание. Savagery станет повыше, чем обычно. Конечно, коренного перелома этот навык сам по себе не внесет, но позволит погибнуть с честью.
Spirit. Рано или поздно вы заметите, что мяч-свинка с устрашающей скоростью перемещается в сторону ваших ворот, а поблизости нет ни одного вашего футболиста. Вернее, попытаться перехватить курьера, конечно, реально, но явно не с теми скоростями, с которыми перемещаются ваши игроки. Но выход, несомненно, есть. Прикажите персонажу "догнать и отобрать", а затем нажмите на эту кнопку. Уверен, что сверхбыстрое передвижение вам понравится.
Fire Up The Crowd. Конечно, предательская камера не открывает вам полного обзора зрительских трибун. Но будьте уверены, что толпы праздношатающихся граждан кушают местные заменители чипсов и пива, и вместе с этим яростно болеют за вас. Понятно, что когда вы не оправдываете их надежд, они выражают бурное негодование. Но переломить ход игры вы пока не в состоянии, для этого вам как раз крайне необходима молния с трибун. Замкнутый круг? Ответ очень простой - показать окружающим лики кумиров. Персонаж, исполнивший это действие, тратит на голливудские улыбки и телодвижение запас дыхания, а трибуны сразу проникаются к команде симпатией.
Smoke Screen. Я испытываю очень серьезные сомнения в том, каким именно образом футболисты закрывают участок поля вокруг себя дымовой завесой. Ладно, шутки в сторону. Суть проста - соперник теряет ваших игроков в этом тумане, тем самым развязывая вам руки. Но все-таки один из программистов точно увлекался ирландским эпосом, гномы-почвоеды которого... Впрочем, сомнительные легенды к делу не относятся.
Heal Itself. Похоже, что отдельные участки генетического кода собственных подопечных демиург этого мира взял у ящериц и прочих представителей флоры и фауны, способных отращивать потерянные конечности. В общем, любой персонаж, сконцентрировавшись и потратив дыхание, залечивает раны. Эта кнопка предназначена именно для таких приказов. Только учтите, что вычет маны прямо пропорционален израненности, поэтому иногда выгоднее подождать с ним и выполнить игроком текущие задачи.
Малахольные и неуравновешенные
Мало кто задумывается над тем, что подразделения браво маршируют по карте под воздействием сложных алгоритмов поиска быстрого пути. Нет, такое, конечно, приходит в голову, но только тогда, когда доведенный до белого каления игрок материт "этих тупых программистов", ухитрившихся так запутать солдат, что те заблудились в трех соснах. Взгляните на три значка в самом низу экрана. С помощью них настраивается воинственность футболиста, т.е. кого мутузить и в каких пределах.
Passive Attitude. Для того, чтобы стоять и спокойно смотреть, как былых товарищей крошат булавами и цепами, необходима не просто железная, а воистину алмазная выдержка. Но по умолчанию принимаем тождество "футболист - это коммандос" и принимаем тот факт, что персонаж с такой настройкой воинственности никак не вмешивается в происходящее, а стоит столбом до тех пор, пока враг не появится в пределах взмаха руки.
Aggressive Attitude. По-моему, состояние, воцаряющееся в душе игрока после нажатия на эту кнопку, правдоподобнее. Персонаж исполнит поставленные задачи, а отвлечется только тогда, когда противники возникнут в поле его зрения, т.е. не очень далеко. Но устрашающий оскал на лице, пугающий впечатлительных старушек - ни в коем случае. И слава богу.
Very Aggressive Attitude. Как говориться, золотая середина - всегда лучшее решение из предложенных. Но люди редко прибегают к безотказной народной мудрости, так что вы всегда вправе выбрать из трех вполне одинаковых кнопок именно эту. На этот раз перекос сделан в сторону излишней воинственности. Персонаж мгновенно приобретает выпученные глаза и вставшие дыбом волосы, после чего направляется к ближайшему встречному сопернику, чтобы закатать его в штабеля.
Обязательно запомните, что последние два режима быстро и очень быстро поглощают дыхание. Иначе, сами понимаете - внезапно остаться без магии...
Орки в этом сезоне возмужали
Игра тщательно отмечает, когда какие игроки произвели определенные действия. Затем сообщения компонуются и выставляются на предназначенном для этого экране после завершения матча. Но собственно летопись былых подвигов нам не очень интересна, скорее мы бы хотели понять, как события в игре влияют на параметры персонажей.
Строго говоря, кроме четырех характеристик, взгляду пользователя подвластны еще несколько значений с именами. Эти числа определяют эффективность передач, переносимость оглушений и прочего достаточно интересного времяпровождения. Однако для того, чтобы понять механизм их работы, следует устранить одну маленькую неопределенность.
Дело в том, что опыт в "Chaos League" и, скажем, в "Sacred" - совершенно разные вещи. Последнее - безликая масса очков, а в нашем подопытном приняли любопытное решение - структурировать этот крайне важный параметр по направлениям. Столько-то за передачи, столько-то персонаж получил за то, что многократно оклемался после избиений (никаких шуток). Чем выше суммарный опыт, тем лучше персонаж владеет навыками (те же самые огненные шары и молнии).
Объективности ради стоит заметить, что в некоторых ролевых играх подобное уже успешно применялось - только никто не додумался приделать статистический экран к канонической характеристике. Но - пользуйтесь. Как только вы победите или проиграете, вам пришлют подробный отчет по футболистам, кто и чему научился. Специализация же получается сама собой, безо всяких дополнительных усилий - обычно задачи в команде четко разграничены, и постепенно способности товарищей становятся уникальными.
Рассказывать и расписывать конкретно, пожалуй, не стану. Надеюсь, что самостоятельно перевести десять английских слов вы в состоянии. Во время футбольных матчей телевизор тоже, скорее всего, включен. Так что не стану разжевывать вам кашу, ладно? Потому что вы, скорее всего, за "передача - это перемещение мяча пинком от одного игрока к другому; чтобы научиться этому действию, следует..." на меня обидитесь
Чудеса трюкачества
В Америке все равны. Только кое-кто чуть-чуть равнее.
Устойчивое выражение американцев с высоким IQ
Теоретически считается, что соперники равны перед судьей. На практике выясняется, что кто-то чуть-чуть равнее, чем остальные. Другое дело, что подравнять линейку или поменять деления местами стоит недешево. Не зря в кулуарах сложилось устойчивое выражение: "Олимпийский гонорар". Весомая сумма. Очень весомая. Но... Вы читали Маркса и Энгельса? Согласно их постулатам, выгодно все, что приносит прибыль. А пополнение счета игрока, победившего в матче с сильной командой красиво, с лихвой перекроет затраты на подкупы во много раз. Но, цитируя российского посла в Турции времен Северной Войны: "Один истопит печку, да древесина сгорит без толку, а другой - по бревнышку, по бревнышку, да комната и прогрелась". Тайная подковерная дипломатия за три столетия не изменилась ни на йоту.
Это интересно: развернув прейскурант услуг, я с удивлением заметил, что заведующий шулерством дядя оставил пометку в конце: "Никаких кредитов". Хм, похоже, до этого мира американская деловая этика дойти не успела.
Во-первых, отсыплем золотых судье. Он закроет глаза на нарушение нами правил... Ха, а разве буйная деятельность игрока чем-то ограничена? Действительно, запрещено использовать в качестве груш лежачих, иначе вероятна красная карточка и дисквалификация персонажа, совершившего противоправный акт. Заметим, что в смету вполне успешно закладывается от одного до 10 избиений, но к следующему матчу арбитр начисто забывает обещания. Так что хотите вы того или нет, а деньги вперед и "триста долларов за ложный вызов".
В принципе, мой стиль игры не предполагает массовые казни по предоплате. Но отдельные расы (точнее, нежить и гоблины) устроены таким образом, что пролитая врагами кровь чуть ли не включена в их метаболизм. Увы, иногда услуги никак не находят применения и выходят чистым убытком. Но ничего не поделать, мы же деловые люди и понимаем, что...
Во-вторых, особенно упорные господа вовсю применяют различные наркотики и стероиды, чтобы помочь игрокам команды. Стоимость полного комплекта, включая одноразовые шприцы и зонтики с надписью "приходите еще!" - 10 000 золотых. Рекламные проспекты гласят, что три параметра - Speed, Savagery и Dexterity - сильно возрастут. Скорее всего, ломки и потребности в очередной инъекции у персонажа не возникнет, так что применяйте смело.
К счастью, обязательной проверки на допинг с процентной вероятностью обнаружения в игре нет. Правительство не согласно тратить по 5 000 монет на то, чтобы предотвратить жульничество. Но частный бизнес процветает, и желающие спокойно обращаются в медицинскую контору (кстати, и наркобарон, и председатель местного ФАС... Правильно. Одно и то же лицо) и устраивают массовые проверки сопернику, чтобы жизнь медом не казалась. В этом случае персонаж дисквалифицируется и в матче не участвует. Конечно, когда в команде 10 человек, вероятность дисквалификации мала (предел - пятеро), но... А вдруг кубики выпадут неудачно?
Многие горести и печали игроку приносят фанаты команды ИИ. Они дудят в дудки, пляшут и поют, бьют в бубны, а когда им надоедает столь скромное времяпровождение, они кидают молнии в ваших футболистов, выпрыгивают на игровое поле и вообще вносят ненужную сумятицу. Чтобы предотвратить такие дела, стоит нанять отряды профессиональной уличной шпаны. Поклонники эльфов и сторонники гоблинов никогда не истребляют друг друга - нет такой кнопки на панельке, но шпане, собственно, безразлично, кого бить. Чем больше бандитов на вашей стороне - тем слабее Fire Up the Crowd соперника. Один отряд - стандартная такса, 5 тыс. золотых за матч.
Применять ли? В принципе, очень полезный фокус. Особенно для нейтрализации вражеских Cheerleaders. Знаете ли, довольно неприятно, когда с интервалом в одну минуту по вашим игрокам бьет двойная молния. Так что, когда соперник делает ставку на фанатов, Hooligans жизненно необходимы. Когда нет - как хотите. Не знаете - лучше подстраховаться.
Пауза против ходов
Я предлагаю вам вспомнить, сколько игр поддерживали одновременно походовый режим и действие в реальном времени. Не так много, как хотелось бы. А приличных инновационных игр среди них совсем мало. Честно говоря, я припоминаю только гонки от производителей психоделических "Вангеров". Так вот, в них реальное время считалось дополнением к походовому режиму. В "Лиге" наоборот - последний почти бесполезен.
Теоретически, последовательное принятие решений с неограниченным временем должно ликвидировать субъективное превосходство машины над человеком по скорости реакции. Но совместить играбельность в обоих режимах при шахматной системе нереально, поэтому походовость банально превращается в паузы через определенные промежутки времени и выбранной игроком длительности.
Рассмотрим, как подобное выглядит на практике. Как только вы подтвердите, что расставили команду, в правом нижнем углу экрана появятся цифры, отмеряющие вам время на размышления. Оно колеблется от 10 до 40 секунд. Вы должны определить действия игроков. Затем отсчет прекратится, и как ваша команда, так и ИИ выполнят поставленные перед ними задачи.
Как я ни старался, я не вывел ни единого тезиса в пользу этого режима по сравнению с банальной паузой. Он даже хуже, чем реальное время. Во-первых, игрок никак не регулирует длительность отрезков во время паузы, а постоянно проигрывать, не успевая отдать приказы, или по 30 секунд тупо пялиться в экран, как я считаю, не с руки никому. Во-вторых, лучше самостоятельно управлять ходом времени.
В принципе, разработчики клятвенно заверяют, что стоит сначала сыграть несколько партий в походовом режиме, а затем переходить в реальное время. Что же... Я согласен, но только с оговоркой - только для начинающих в спортивных симуляторах вообще. Такие тренировки сильно помогут научиться определять узловые моменты матча, координировать действия игроков, как цельную картину осознавать ход игры на конкретном этапе.
Но после режим вреден и считается, в определенных кругах, непрофессиональным.
Товарищи по футбольным игрищам
Многие игры на высших уровнях сложности сообщают пользователю, что его стартовый капитал - вовсе не наследство от дедушки, а вполне даже банковский кредит. После чего ежемесячно вычитают со счета определенную сумму и требуют вернуть долг, грозя банкротством и продажей команды с молотка. К счастью, такой серьезной экономической системы в "Chaos League" нет и, скорее всего, в следующих сериях не появится. Так что будьте спокойны, мой господин, те 800 000 золотых вами честно заработаны. Ну, в общем, они у вас есть.
Первый вопрос, который сразу же возникает - во что именно их вложить. К сожалению, ни "The Sims", ни "Industrial Giant" - явно не настольные игры разработчиков. По крайней мере, личное обогащение и винные мануфактуры нам не подходят. Тратить деньги вообще ни на что нельзя, кроме, разве что, футболистов и взяток.
Во-первых, определение команды выглядит так: 9 существ (меньше - не пропустят на игровое поле) одной расы (наемники - исключение из правил, они играют сборной солянкой), объединенных под началом игрока (человека или ИИ), с обязательным названием, гербом и финансовой самостоятельностью (весомые суммы на счетах плюс стоимость игроков).
Во-вторых, игрок вправе покупать и увольнять футболистов по желанию, определять соперников команды в ближайшем матче и направлять развитие персонажей в представляющееся ему предпочтительным русло. Кроме того, облегчение им задачи мошенничеством - тоже задача игрока. Как и общая стратегия и тактика.
В-третьих, несмотря на то, что многообразие игроков чрезвычайно велико, они изначально разделены на пять групп, которые иногда меняют название, но чаще остаются прежними: Receiver, Lineman, Quarterback, Runningback и Monster. Безусловна четкая градация между ними по цене, хотя с ростом уровня отдельные игроки, благодаря личным качествам, дорожают очень и очень сильно.
Это важно: не нанимайте чересчур много однотипных персонажей. Игра клонирования не любит и скачкообразно поднимает цены.
В-четвертых, кроме этих пяти групп, я встречал Heroes (т.е. звезд экстра-класса) и разношерстный вспомогательный состав. Изначально они недоступны, но затем набиваются с предложением подписать контракт на астрономические суммы. Вернее, как только вы начали игру-чемпионат и считаетесь командой самого низкого класса, в "быстрой игре" вы вольны выставить кого угодно, в том числе, тех, в личном составе которых по пять "зубастиков".
Кого нанимать, а кому дать от ворот поворот? Как обычно, однозначного ответа ни у кого нет. К сожалению, вместимость журнала не позволяет мне расписать сотни комбинаций, да и элементарное человеческое здравомыслие сучит ножками и вопит.
Во-первых, помните, что разоряться на дополнительных игроков (запасных) стоит только, когда вы накопите определенные резервы прочности. Во-вторых, очень желателен футболист последнего типа, самый дорогой и мощный. Количество экземпляров предпоследнего вида первоначально ограничивается двумя-тремя экземплярами.
Вообще, в игре 80 команд, которые доступны для просмотра и всестороннего изучения. Новичкам я посоветую зеркально их отображать, по мере роста благосостояния и перехода из лиги в лигу. Затем - понимание, затем - умение, затем - мастерство.
Кубком по черепушке: матчи и чемпионаты
Рано или поздно вы наконец-то перейдете на экран матчей или чемпионатов. Так сказать, ворота в профессиональный спорт открыты. Разница между ними примерно такая же, как разница между одиночной миссией и кампанией в старичке "Warcraft". Когда-то очень давно один читатель жаловался в почтовый раздел одного из игровых журналов, что желает отдохнуть, придя домой с работы, а вынужден постоянно напрягаться, когда запускает custom game. Его достаточно интересные размышления ни к чему, но в одном он прав - цепочка партий, объединенных сюжетом, и настроенная самостоятельно игра - совершенно разные вещи.
Матчи - это, скорее всего, тренировки в различных изменяемых по желанию условиях, которые применяются, чтобы отточить отдельные элементы мастерства. По идее, такой режим игры в идеале таков: одновременно достаточно простой, чтобы человек отдыхал, и достаточно гибкий, чтобы превратиться в настоящее испытание для рефлексов. Короче, гибкость - почти обязательное требование. По моему мнению, разработчикам это удалось.
В общем, в "быстрой игре" вы должны определиться с расами и командами. В режиме чемпионата - нажать на волшебную кнопочку Challenge и избрать соперника. После этого - матч и составление таблицы позиций. Так постепенно переползайте из лиги в лигу, пока вам не выдадут кубок. За успехи - хлеб с маслом или, изредка, икрой, за неудачи - древесная кора и вода.
Ничего сложного в этом нет, а сама система очень напоминает привычный футбол.
На поле игровом
Арбитр, двое с носилками и нанятый Max Payne
В нижней части экрана найма игроков вы заметите три цифры с плюсами-минусами. Числа иллюстрируются надписями. Так вот, именно здесь покупаются и продаются еще три действия, используемых во время игры. Что изменится в окружающем мире? Читайте.
Bribe. Вы подготовились перед тем, как выходить на игровое поле? В таком случае, вы вправе безбоязненно избивать оглушенных футболистов соперника (в пределах разумного и прейскуранта). Когда ваша мумия (или любой другой профессиональный убийца, а не боец) подступит к бездыханному телу (ориентир - указатель мыши в виде лапы) и пару раз пнет его, добрый судья погрозит пальцем и вынет красную карточку (его лик появится в кружке справа вверху). В этот момент жмите на кнопку, а затем на игрока, поправшего правила. Арбитр почешет в затылке и спрячет карточку обратно.
Resuscitation Cream. Когда одного из ваших футболистов изранят так, что он встанет одной ногой в могиле, примените на нем этот символ. Небеса смилуются, и смерть отсрочится. Однако помните, что времени вам на подкуп Смерти дается всего ничего, а поэтому не медлите: "Ой, да в аду такая бюрократия, вы вовек не расплатитесь!".
Slo-Mo. Очень дорогая, но полезная штука. В "Матрице" агент Смит и Нео сражались на скоростях спортивного автомобиля. Макс, ставший в определенных кругах культовым персонажем вместо космонавтов и пожарников, включал замедленное время, чтобы расправиться с кем-нибудь нехорошим. Вы считаете команду соперника "плохими дядями"? Пользуйтесь. Очень помогает, когда требуется срочно осмыслить происходящее и отдать 40 приказов одновременно.
Что идолопоклонство с людьми делает
Когда вы посмотрите на левый нижний угол экрана, вы заметите там шесть значков и что-то, отдаленно напоминающее градусник. После действий Fire Up The Crowd толпа разогревается, полоска в этом измерителе повышается, изображения подсвечиваются. Очень, кстати, у них полезные эффекты.
Spectator Invocation. Похоже, что образы и идеи перемещаются между студиями с медленной, но неумолимой скоростью. Стоило Blizzard нарисовать громадного демона, вызываемого одним из героев, как появились многочисленные плагиаторы и образ стал каноническим. Применение этого фокуса выпивает всю энергию без остатка, но его итог - вызов существа, "очень похожего на демона Blizzard", полностью окупает затраченные усилия. Учтите, что заклинание применяется на персонажа соперника, а не на пустое пространство.
Dual Bolts of Spectator Lightning. Дьявольски красивая молния ударит дважды в целевого персонажа. Сильнейшее боевое заклинание в игре. Выбирать для него какого-нибудь linebacker - безумное расточительство. Вот остановить таранное продвижение игрока-звезды или класса Monster - как раз. Как обычно, потребление электроэнергии - полная полоска.
Curse. Я никогда не понимал тех, кто считает, что над проклятыми и покинутыми городами постоянно затянуто небо или идут ливневые дожди. Скажем так, в солнечном свете эпидемии и стихийные кладбища куда живописнее. Но ребята из Cyanide придерживаются иного мнения - мрачная погода, и точка. Промокшие до нижнего белья цели мигом забывают, что сильны, что позволяет даже самым беспомощным победить сильнейших. Не забывайте, что пятисекундная "оттяжка" эффекта никуда не делась.
Mine. Минное дело, похоже, перенято у "ястребов" и "гномов-технарей". По желанию игрока, в почву закапывается заряд средней мощности (кстати, объясните мне, каким образом фанаты ее туда помещают? Персонажи - это еще туда-сюда, но наблюдатели... Подкопами они, что ли, стадион изрыли?). Когда минуют пять секунд, любой, кто шагнет в отмеченную на вашем экране (враг, конечно, ни о чем не догадывается) окружность, очень качественно полетает вверх тормашками. Полезно поместить, скажем, на том единственном маршруте к вашим воротам, который слабее всего защищен.
Trap of Vision. Совместите эффект мины и следующего заклинания. Главный вопрос - зачем?
Field Vision. После применения туман, вызванный заклинанием Fog, развеется. Что, конечно, не помешает дымовой завесе возникнуть вновь, но вы, несомненно, заметите и запомните построение, вычислите тактику, а в особенно удачном случае - даже провернете какую-нибудь хитрую комбинацию.
Расстановка перед боем
Я не краду победу!
Гай Юлий Цезарь, перед переправой через Рубикон
Игровое поле разделено на несколько частей. Точнее, на четыре части. Два прямоугольника, примыкающие к северной и южной границе, считаются воротами обеих сторон. Остальное пространство предоставлено в полное распоряжение игроку и его противнику для предварительных тактических маневров. Чтобы предотвратить ситуацию, когда отдельные игроки на первой секунде матча обнаруживаются ровно в центре ворот соперника, красная линия предотвращает перемещение на половину, принадлежащую другой команде, до свистка судьи.
Растекаться мыслью по древу, т.е. игроками по пространству, следует не абы как, а с умом. Особенно утверждение касается тех рас, которые передвигаются со скоростью беговой черепахи. Однако печатать в этом разделе и вообще в статье конкретные планы я считаю неправильным и почти не нужным - человек не в состоянии перебрать головным мозгом комбинации элементарного электронного замка, а в этой игре, как вы заметили, 10 биологических видов и отдельные тактики к каждому. Когда я начну перечислять еще расстановки друг против друга (нежить + преторианцы и т.п.), я либо сойду с ума, что маловероятно, либо займу страниц 50, после чего гарантированно сойдет с ума главный редактор. Так что вынужден вас огорчить, мы научимся выстраиваться в общем случае, и никак иначе.
Во-первых, новички, обратите самое пристальное внимание на кнопочки справа. Те, кто не желает морочить самим себе голову всей этой ерундой, пользуются готовыми построениями. Не сказал бы, что они подходят к любому случаю или гениальны, скорее, просто продемонстрируют вам, как именно и что делать, чтобы встретить врага во всеоружии. Но на высших ступенях чемпионата или матче с командой мастер-лиги они не принесут вам победы - там вы вынуждены перестраиваться столько раз, сколько потребуется, а во время, собственно, игры, эти полосочки-кнопочки исчезают.
Во-вторых, обратите внимание на "прием двойной расстановки". Что это такое? Вы заметили, что одна из кнопок не высвечивает на поле 9 зеленых кружков, вообще не изменяет положение дел на поле. Так вот, не сохранять в памяти машины одно из построений - это явная глупость в угоду сопернику. Сначала разместите игроков так, как вам, предположительно, понадобится для гола. Жмите на эту самую кнопку. Затем прикажите занять позиции так, как потребуется немедленно, в самом начале матча. А затем, когда предсказанная вами ситуация сложится, жестом фокусника ткните в полоску с надписью "Remember", и вместо затрат времени на два десятка щелчков, лихорадочного поиска мест на поле и тому подобного, вы затратите одну секунду. Пользуйтесь, мне этот прием немного помогал.
В-третьих, как именно расставляться... Увы и ах, но это вы должны определить самостоятельного. У меня в кармане нет чудо-правил, которые мгновенно разрешат все ваши трудности. Этой памятки вообще ни у кого нет, разве что Всевышний подсобит... Так что придется пошевелить извилинами и сыграть. Когда проиграете - повторить. Просмотреть матч по этапам. Выдумать несколько разных точек зрения. И так до тех пор, пока не научитесь. В этой ситуации опыт - ваш единственный учитель.
Поединки, драки и прочее хулиганство
Рано или поздно игрок вашей команды встретится с персонажем из другой. Иногда дело кончается вежливыми поклонами и попарным расшаркиванием, но чаще всего один из участников остается очень недовольным разрезом глаз, цветом волос и прочими маленькими мелочами, после чего следует мощный удар в челюсть. Пострадавший в долгу не остается, после чего считается, что оба игрока находятся в состоянии боя.
Чем сильнее внешность друг друга приближается к лицу нелюбимых дядюшек, тем скоротечнее локальное сражение. Длительность боя зависит от суммарной характеристики Savagery соперников. Вы, конечно, ясно осознаете, что драка, которая занимает 40 минут - не драка, а неизвестно что. В принципе, зачем мы вообще оглушаем друг друга?
Во-первых, чем сильнее различие между действующими игроками команд, тем сложнее закрывать дыры в обороне или гарантированно построить непробиваемую защиту против всех атак, включая ложные. Поневоле приходится выбирать одну, а это означает, что противник становится вполне уязвим.
Во-вторых, тем скуднее набор тактик и приемов, от которых следует закрываться вам. Вы изучили перед началом матча сильные и слабые стороны персонажей соперника, в том числе, их навыки и заклинания. Одно существо редко "вещь в себе", скорее, звено цепочки, эффективные из которых, кстати, тоже пересчитываются по пальцам обеих рук. А чем меньше опасностей - тем бронебойнее щит от них. Рано или поздно вы станете почти неуязвимыми, а в обороне противника насчитается десять дырок. Вот тогда-то и время для гола.
Поэтому... Поэтому, черт побери, оглушение игроков ИИ должно применяться исключительно мобильно и ориентироваться не на веселое месилово, а на конкретные тактические задачи. Именно поэтому обязательно очень высокое Savagery. Особенно это касается варваров. Иначе оно бесполезно, иначе - это карты в руки врагу, а не его разоружение.
Спартанские воители, персидские бессмертные и прочие потенциальные клиенты дурдома давних времен защищали доспехами только грудь, ибо нет спасения никому, кто повернется к врагу спиной. Самураи Японии совершали харакири, когда били в эту же часть тела. К сожалению, у них нет никаких шансов встретиться в мире игры и, в качестве иностранных юристов, издать обязательный кодекс чести.
Когда вы приказываете игроку спешно отступить и перегруппироваться, он, конечно, послушается. Однако вслед за ним полетит увесистый кулак. Учитывая то, что ни о каких стойках нет и речи, прием соперника почти всегда удается и ваш персонаж падает на пыльное поле. Проигрывает, в общем, хотя последствия помягче. Эпитет "почти всегда" меняется в зависимости от параметра Dexterity сбежавшего.
Иногда вы решаете, что в одной из схваток возникла нужда в немедленной моральной поддержке дополнительной кувалдой. Такое называется Support. Запомните, что в бою только две стороны - атакующий и защитник, остальные - это массовка, которая поднимает параметр Savagery этих господ. Так что не надейтесь на что-то похожее на Zerling Rush.
Что еще рассказать читателю по боям? Проигравший валяется определенное время на том, по чему бегают игроки. Как долго его хватит на это интеллектуальное занятие, зависит от разницы между SV его и SV соперника. Что случится, когда гоблина приложит Monster гномов? Да зеленоухий просто не встанет на ноги.
Решающий момент - решительные действия
Смотри... В глаза смотри! Да не своим левым в правый, а в мои, черт тебя побери!
Популярный юмористический рассказ
Растерянность. Обыкновенная человеческая растерянность, не стоит ее стыдиться. Когда переменных много, гораздо больше, чем глаз и ушей вместе взятых, а события развиваются с пугающей скоростью. Вроде бы всего ничего прошло времени, а вы и не заметили, как забили гол, только синюшные людоеды танцуют чунга-чангу. И еще один. И еще. И вот матч проигран, а на ваш счет не поступило ни гроша. С этим, по правде, очень легко бороться. И успешно борются.
Во-первых, никогда не прикасайтесь к мыши, не держа в уме четкого плана действий, хотя бы на короткое время, секунд десять или около того. Кто именно куда бежит, как примем или отберем мяч и т.п. Конечно, определенным игрокам выдаются конкретные роли. Одна из причин частых неудач - персонажи одного типа путаются друг с другом, теряются и чего только не делают, чтобы осложнить нам игру.
Пометьте тех, кому достались главные роли в предстоящем спектакле, маркерами. Их четыре штуки, для средней не гроссмейстерской комбинации должно хватить. Причем отмечайте не абы как, а с ассоциацией, что маркер означает. Когда успешно исполните маленький план, поставьте паузу, снова подумайте и перетасуйте их.
Во-вторых, дыхание или, канонически говоря, мана. Вообще, мне заклинания чем-то очень сильно напоминают карточки в настольной игре. По правилам события бы развивались так-то, а мы их джокером, и стало не так-то, а совсем по другому. Так вот, пора учиться творить чудеса машинально (кто угадал цитату, подарю конфету).
Ради интереса предлагаю посидеть с листком бумаги и скоррелировать чары со скоростью восстановления дыхания, их количеством, остальными заботами на плечах игрока, сидящего перед монитором... Я потратил на это дело несколько минут, и мне сразу же стало ясно, почему же так много сбоев у новичков. Такое и чемпиону мира по шахматам не одолеть.
Чтобы избежать превращения эпиграфа в суровую правду жизни, пользуйтесь помощью ИИ. Он с удовольствием возьмет на попечительство часть ваших игроков и, вот что удивительно, почти не жульничает, в отличие от других игр. Конечно, значительная часть этого эпитета обеспечивается крайней скудностью этого управления, однако... Однако иначе никак нельзя.
Многие неизменные навыки не требуют постоянного вашего присмотра. Тот же Fog, Master Power и иже с ними. Так поставьте значок "использовать немедленно, как только накопится дыхание". Одновременно с этим вы наконец-то четко определитесь, кто, когда и где встанет на вспомогательных ролях. Как это ни странно, с ваших плеч немедленно исчезнет очень весомый груз рутины и общая картина прояснится. Конечно, кое-что вы потеряете. Зато игра наконец-то наладится.
В-третьих, постоянно помните о панелях "быстрого реагирования", которые сильно сокращают затраты времени на чтение заклинания или перемещение футболиста. Скажем, когда персонаж каким-либо образом не участвует в текущих событиях, то гораздо проще взглянуть на его портрет, чем постоянно центрировать экран на его еле шевелящемся теле.
В-четвертых, не забывайте, что, несмотря на то, что футболистов всего 9, закрепление за одним или несколькими из них цифры на клавиатуре почти обязательно. Предположим, что поле не такое уж большое, чтобы там потеряться, но слева на экране - восхитительные кнопочки, с помощью которых отряд выстраивается в любую формацию, что очень полезно. Пользуйтесь!
Последнее. Не гнушайтесь пользоваться "горячими клавишами" (см. их список в конце статьи). Выучите их наизусть, запишите на картонке и повторяйте вечером до тех пор, пока, вскочив в три часа ночи, не отбарабаните ее содержание без запинки. Эх, где мой джойстик...
Тактики
Вы что, считаете, что я - главный специалист по оптимальным пешим переходам живых мертвецов в этих краях? Так вот, вы глубоко заблуждаетесь!
Макс Фрай, "Волонтеры вечности"
Люди
По привычке средний игрок считает, что его собственный биологический вид - достаточно скучный и серый, по крайней мере, в различных стратегиях и RPG дело обстояло именно так. Четыре конечности, одна голова - что в этом интересного?
В общем, почетное звание "мастера на все руки", теоретически спокойно выполняющего любую задачу, а на практике никогда не завершавшего ничего по-настоящему хорошо, перешло к милым покойничкам с ближайшего кладбища. Люди наконец-то приобрели положительные и отрицательные стороны.
Значительное влияние на исход матча оказывают поклонники, среди которых немало неплохих магов и бойцов. Двойная молния, по моему мнению, лучшее заклинание в игре. К сожалению, толпа, желающая хлеба и зрелищ, капризна и очень быстро меняет хорошее отношение на травлю.
Но только не человеческие фанаты! Вот, для примера, вы, любезный мой читатель. Постарайтесь перечислить разочарования, которые испытали после поражений нашей сборной в матче с какой-нибудь Албанией, или, тем паче, Зимбабве. Я заранее уверен, что вам не хватит пальцев на руках и на ногах. Но вы не бросили команду, и продолжаете волноваться за футболистов после поражений и пускаться в пляс после побед. Так вот, скорее всего, схожее отношение к национальному спорту принято почти всеми гражданами стран мира.
Во-первых, затраты дыхания на позирование перед зрителями настолько малы, что почти незаметны. Во-вторых, само действие заметно эффективнее. Посмотрим, какие плюсы это нам дает. Фактически, обращение к поклонникам - это преобразование дыхания конкретного бойца в личную магическую энергию игрока. Правильное совмещение заклинаний персонажа и человека - залог успеха в некоторых тактиках. Главная неприятность - сокращение функциональности команды, но люди как раз сильно сокращают время ожидания. Вот эту разницу и стоит использовать.
Второе и, пожалуй, самое существенное достоинство людей - крайняя гибкость команды. Широкий спектр навыков и заклинаний позволяет легко переходить от обороны в атаку и наоборот. Отрицательная сторона - игрок, какие бы нечеловеческие усилия он ни приложил, никогда не выиграет только за счет узкой специализации футболистов. Только грамотное и четкое взаимодействие. Забудьте, никакой индивидуальности - персонажи обязаны стать шестеренками в едином механизме.
Темные эльфы
Образ темного эльфа также не меняется от игре к игре. Пепельная кожа, белые волосы с оттенком стали, черные тона и мрачный элитарный покрой одежды. Вместе с внешностью драу приобрели много характерных штампов - личность самурая-оккультиста, скверный характер, постоянные козни собратьям по острым ушам. Одновременно считается, что любое лицо драувидной национальности очень сильно в черной магии.
Впрочем, подобные колоритные персонажи мне очень симпатичны. Конечно, от канонического образа не сделано почти ни одного отступления. Никто не превзойдет существ со странным цветом лица в колдовском искусстве. Единственное достоинство, но зато сильное, разностороннее. Но без ложки дегтя в бочке меда, конечно, не обошлось...
Во-первых, затраты дыхания темных эльфов на прочтение магических заклинаний сокращено до очень низких значений. Этой сильной стороной они даже немного прикасаются с другого бока с упомянутой мной тактикой за людей. Но лучше все-таки не пытаться разгуливать в чужих туфлях, а использовать преимущество по назначению.
Во-вторых, использование магии сложно не столько практикой, сколько выбором заклинания или навыка. Игрок должен стремиться под вашим чутким наставничеством к максимальной эффективности в любой ситуации, причем не по отдельности, а совместно с товарищами по команде. Львиная доля специализации персонажа определяется этими тремя кнопочками справа. Чары темных эльфов сильно различаются, что облегчает сложный выбор. Кроме того, их список вообще ощутимо длиннее, по сравнению с другими расами.
В-третьих, канонические драу отличались от светлокожих собратьев отсутствием физических недостатков и склонностью к стрельбе, поединку на стилетах и коротких мечах, часто побеждали за счет отравленного клинка. Так вот, забудьте об этом. В этой игре некоторые расы поменялись отдельными чертами, и темные эльфы не исключение. Физическая немощь настолько велика, что самая маленькая склонность игрока к силовым решениям повлечет за собой поражение.
С учетом того, что почти все заклинания драу - двухступенчатые (вторая ступень сокращает потребление дыхания до совсем неприличных величин), забивать гвозди микроскопом - грех. И как микроскоп не подходит в качестве молотка, так темные эльфы не подходят ни для чего другого, кроме магии.
Лесные эльфы
Домом этих милых господ стали многочисленные леса игрового мира. В отличие от собственных пессимистичных собратьев, они сохранили яркую золотистую кожу и неиспорченный характер. Ни о какой железной внешней и внутренней дисциплине и речи нет, точно так же, как о сатанистских храмах и прочих безобразиях. Издавна лесные эльфы существовали в гармонии с природой, очень хорошо охотились, а их младенец давал сто очков вперед любому бойскауту.
Чему же учит Лес сыновей? Постоянная привычка ходить бесшумно очень сильно тренирует координацию. Долгая стрельба из лука по дичи - ощущение пространства, точность движений и невероятную меткость. Учитывая особенность занятий "волшебного народа", скорее всего, они шутя пробегают стометровки и всегда находятся в спортивной форме.
Вывод очевиден, лесные эльфы - это прирожденные традиционные футболисты.
Во-первых, стоит отметить поразительное единство quarterback и receiver. Характеристики и навыки подобных неразлучных напарников дополняют друг друга и позволяют добиться преимущества перед любыми другими командами только за счет себя. Но, на всякий случай, запомните, что достоинства и недостатки имеют место, только когда руки вставлены тем концом. Нет - расы покажутся неотличимыми друг от друга, а игра - совсем никакой.
Во-вторых, я бы не сказал, что лесные эльфы настолько пренебрегали турниками и тренажерами, вместе с накачкой мускулатуры, как их подземные собратья, но я по-прежнему советую избегать лобовых столкновений. В боевой магии товарищи тоже не смыслят ни бельмеса, так что делайте ставку только на динамичную игру. В любом случае, не стоит осквернять кровью чистые руки.
В-третьих, как раз насчет динамичной игры. Главный совет, когда обстановка накаляется все сильнее и сильнее - сделайте пас из одного угла поля в другой, вашим соперникам обеспечена масса приятных ощущений. Сильный противник на то и сильный противник, чтобы держать игрока в напряжении, однако на перегруппировку, пересмотр тактики, очередные ловушки и прочее требуется время, которое, вообще-то, в этой игре гораздо дороже золота. В общем, очень полезно научиться хорошо играть за "гринписовцев", на тот случай, когда хочется просто отдохнуть, а не долго бороться.
В общем, очень интересная раса. Запомните, что один на один сильнейший эльф проигрывает слабейшему противнику иной расы. Конечно, я сильно утрирую, но представьте перед собой реальный футбольный матч. В его картинку эти эльфы вписываются как влитые - никакого бардака, полная вменяемость.
Орки
Орк... Память услужливо подсовывает нечто двух и более метров роста, обросшее шерстью, по желанию - с рогами, с золотым кольцом в носу, мускулистое и уродливое. Содержимое черепной коробки под стать внешности - извилин совсем нет, как и массы головного мозга - вес настолько мал, что ученые им пренебрегли. Манеры ограничиваются ласковым поглаживанием волос собеседника дубиной. В общем, типичный "новый русский".
Кто-то из талантливых составителей "дизайн-документа", или сценарист, или бета-тестер, явно обладает неплохим чувством юмора. Нет, на балет в разноцветных лосинах, подведенные тушью брови и милый характер при соблюдении внешнего вида не рассчитывайте, мир далеко не такое приятное место, как вы считаете, но... Команда орков - это команда первоклассных индивидуальностей! Звучит?
По моему мнению, этот гордый эпитет орки заслужили тщательным разграничением навыков по футболистам и предназначению. Именно поэтому действия орочьей команды заранее предсказуемы, но этот недостаток мы скорее отнесем к сетевой игре, нежели к одиночной.
Заранее предугадывая возникшие вопросы, сообщу, как кого развивать. Quarterback - прирожденный маг, lineback ломает кости и разрывает плоть с эффективностью электрической мясорубки, а runback настолько ловок, что ситуации и соотношение сил, при котором он потеряет мяч, пересчитываются по пальцам одной руки.
К сожалению, ничего совершенного в мире не существует. По крайней мере, когда вы дочитаете этот абзац, вы убедитесь в этом на собственном опыте. Дело в том, что орки испытывают крайние затруднения, когда требуется очень быстро пересечь поле из конца в конец. Скоростная перегруппировка, гибкость игры - тот, кто играет за орков, должен забыть смысл этих слов.
Но ни один недостаток не фатален, всегда, пожертвовав одним и правильно использовав положительные стороны, вы победите в матче. Во-первых, обратите повышенное внимание на размещение игроков в начале раунда. Скажем, преторианцы в состоянии и вовсе столпиться кучей в одном из углов, а как только матч начнется, мгновенно выстроиться как угодно и где угодно быстрее, чем изменение их дислокации отпечатается на сетчатке глаза врага. Вы - нет. Неправильно расположившись, уже смиритесь с тем, что проиграли. Рассчитывайте на одну точную блестящую последовательность действий.
Но мы по-прежнему обязаны опереться на что-либо, чтобы победить. Узкий профессионализм, конечно, достоинство, особенно принимая во внимание предыдущий абзац, но его недостаточно. Второе преимущество орков - прекрасные боевые навыки. Не гнушайтесь избивать самых опасных (читай: быстрых) персонажей противника.
Еще выделяется из общего ряда мощное туманное заклинание lineman, но, по моему мнению, это несерьезно. Обобщая сказанное, предложу вам равномерно размещать по полю игроков, желательно таким образом, чтобы предотвращать успешные вражеские передачи через все поле. Особенно утверждение касается при игре против лесных эльфов. Конечно, действуйте в полной противоположности с людьми - ни в коем случае не превращайте команду и игроков в машину и шестеренки, наоборот, сформируйте своеобразную "конфедерацию".
Гномы
Как там, в очень известном стихотворении: "Три кольца для царственных эльфов в небесных шатрах, семь - для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне...". Конечно, никаких колец нет и в помине, но профессор, сотворив мир Средиземья, осознанно ли, подсознательно ли, разрешил животрепещущий для многих в узком кругу, как именно выглядит среднестатистический гном.
Ответ таков: кряжистый и маленького роста, но не крошечный, с человеческими чертами лица рудокоп и кузнец, в меру жадный, в меру сварливый, но все-таки трудолюбивый тип, который в последнюю минуту поддержит друзей секирой-союзником, хотя до этого считал их предателями и на этой почве поссорился. По крайней мере, идеал таков.
Увы, но трудолюбие и ремесла в такой игре обращаются исключительно в подавляющие боевые качества, превосходящие доступное даже оркам. Впрочем, реальность немногим от этого отличается. Строй гномов легко и просто сломит сопротивление любой другой расы в ближнем бою. Конечно, отчасти это обеспечивается повышенными характеристиками, но далеко не только ими - вы заметили, что в этой игре очень маленькая роль отдана бездушным цифрам?
Во-первых, на самых ранних этапах игры некоторые гномы применяют такие боевые навыки, что не под силу иным игрокам мастер-лиги в конце игры, принадлежавшим другой расе. Во-вторых, потребление дыхания на неизменный Master Power сродни колдовству темных эльфов - не ясно до конца по полоске внизу портрета персонажа, сделал он что-то или кнопка мыши проскользнула.
Во-вторых, совместив элитные навыки с MP, мы не заметим, как все игроки команды противника лягут носом в грязь. Скажем так, помните, как легко варвар расправлялся в Diablo II с неупокоенной лучницей на кладбище, когда остальные классы прилагали не в пример больше трудов? Аналогия вполне уместна.
Варвар, хотел он того или нет, погибал, когда забывал воспользоваться лечебными зельями (конечно, когда перед экраном не сидел маньяк, прокачивающийся на ежах до сотого уровня). Так вот, убить гнома сложнее, чем кулаком разбить стальной орех. Скорее всего, их параметр Protection стоит переименовать в "неуязвимость".
Помните знаменитый призыв нашего президента? Так вот, сначала исполните, а затем проносите мяч. А передачи... Что передачи? Ничего не знаем!
Гоблины
Нет, чем дальше - тем больше я подозреваю подготовку кадров компании либо в литературном кружке им. Толкина, либо в спецшколе массовиков-затейников. В разных переводах гоблинов называли по-разному, иногда переименовывали в орков, иногда - в нечто, что на страницах журнала я откажусь произносить. Но факт остается фактом - во "Властелине Колец" Гэндальфа погубили отнюдь не орды маленьких зеленокожих уродцев, а тот, кому они поклонялись - Балрог, с его огненным мечом и кучей страшных колдунств.
Без рэкетира-покровителя не обошлось и в этой игре. Сами по себе гоблины представляют ноль без палочки - конечно, не полные бездарности, но ничем особенным не выделяются ни в хорошую, ни в плохую сторону, что означает мгновенный проигрыш тому, кто хотя бы немного эксплуатирует положительные стороны собственной расы. Компьютер, по крайней мере, не преминет этим воспользоваться, человек в сетевой игре - о чем речь!
Фактически, правильное использование игрока, гордо именующегося Monster, равноценно безупречной игре за другую расу. Во-первых, никогда не теряйте чудовище из поля зрения. Помните, что остальные игроки, за очень редкими исключениями, ничего не значат. Во-вторых, страшилище почти всегда обеспечит вам избиение противников и победу, но с одним исключением - физическая сила применяется исключительно по делу, только для того, чтобы забить гол или предотвратить прорыв с мячом к собственным воротам, а не когда захотелось. Иначе - поражение.
Кроме этого, стоит отметить очень качественное избиение опрокинутых навзничь игроков противника. Я отмечал подлый нрав гоблинов? Так вот, считайте, что подобное - следствие из этого их качества. Постепенно ликвидировать лучших игроков соперника вполне реально. Кстати, одно из ключевых звеньев тактики подразумевает соответствующие затраты на судей, которые, без мзды, не возражают против выдачи красных карточек.
В итоге, оберегайте как чудовище, так и рядовых игроков - все-таки, соло несколько не стезя никого, включая Monster, а вывод из строя части личного состава чреват элементарной нехваткой рук.
Варвары
Строго говоря, варварство, т.е. невежество и отсутствия элементарных наук, никогда не приравнивалось к экстраординарным военным навыкам. Многочисленные нищие, попрошайки, выпивохи и прочий современный балласт общества никогда не отличался навыками каратэ и меткой стрельбой. Вот в каком субъективном веке проживает страна - похоже на правду. Кочевой образ существования подразумевает охоту, перемену мест и подходящие для боев характеры. И все-таки слово неудачно.
Вы когда-нибудь смотрели китайский боевик? Очередной доморощенный ниндзя табуреткой оглушает одного противника, в другого кидает куском железа килограммов в 30, третьего прикладывает головой о каминную решетку, потом второй вскакивает с синяком на лбу и... Так вот, игрок варварской команды предстает в виде именно такого ниндзя - он с легкостью и быстротой меняет соперников по мере сломанных ребер.
Характеристика Savagery персонажа-варвара выше, чем у любой другой расы. Но неизменный Frenzy по-прежнему с нами, так что без того высокие значения легко взлетают до астрономических высот. Однако один интересный литературный персонаж считает, что в одиночку, по его мнению, хорошо только посещать уборную, да и то через раз. Я не столь категоричен, но все-таки предложу перед боем применять как поддержку других игроков, так и MP.
Преимущество варваров заключается не столько в почти берсеркерском боевом безумии (что правильно - варвары не варят мухоморов), сколько в очень даже неплохих передачах. Конечно, до лесных эльфов кочевникам еще немало широких шагов, но и потомки Аттилы тоже существенно оторвались в этом плане от всех остальных.
Обычно поистине танковая мощь и владение клинком (или мячом, не суть важно) редко сочетаются в одном человеке, но варвары - исключение из правил. Пожалуй, блицкриги а-ля "грудью на пулемет" и в одиночку имеют некоторые шансы на успех, только когда их применяет эта раса. И все-таки, я непреклонен - один в поле совсем не воин. Конечно, ситуация, когда в вышеописанном положении успех неизбежен, вероятна, но помните, что случайности - это закономерности, которые незаметно использует ваша команда.
Недостаток, конечно, имеется, и довольно серьезный. В отличие от гномов, варвары - ипохондрик на ипохондрике. Конечно, внешний вид внушительный, но силачи огромного роста, в отличие от маленьких кряжистых крепко сбитых мужичков, почти всегда маются ревматизмом или сердцем в реальной жизни. Поэтому брать врага на измор бесполезно, лучше выигрывать за счет Frenzy.
Так что не забывайте о хлипкости, наращивайте ярость - и победа окажется у вас в кармане.
Неупокоенные
Неупокоенные или, обыкновенно говоря, нежить - это восставшие из могил мертвецы. Вы играли в Silent Hill? Тогда представьте, как зомби играют в мяч на заросшем бурьяном поле в футбол. Полная луна таинственным зеленым светом освещает полусгнившую плоть и вышедшие наружу кости, на лицах по-прежнему угадываются оттенки чувств. Как вы считаете, такие колоритные персонажи придерживаются правил, даже усеченных по самые уши? Так вот, пойдете против природы - проиграете в один миг.
Когда вы впервые соберете команду из нежити, вы, скорее всего, заметите после нескольких игр, какой контраст между игроками. Подобное не похоже на характерный стиль орков, контраст - это именно контраст, а не индивидуальность - предельно хороший в одном, тот же самый персонаж никак не подойдет для другой задачи. Каждый игрок буквально требует собственного подхода, как примерные воспитанники интерната строгого режима.
Варвары предельно яростно сражаются со многими противниками, гномы после нескольких удачных атак оставляют после себя тела оглушенных и полностью побежденных врагов. Гоблины быстро окружают, сбивают с ног и избивают до беспамятства, а их чудовище исполняет роль локальной батареи с урановыми зарядами. Орки, в принципе, ни в чем особенном на военном поприще не преуспели, но неплохие солдаты-середнячки. А нежить попросту убивает всех подряд, просто и незатейливо.
Вы обязаны для победы навязать сопернику единственную подходящую тактику - кровавый и беспощадный бой. Иначе никак. Когда профессиональные убийцы-мумии расправятся с игроками противоборствующей стороны, они развяжут руки остальной команде. Вот в таких условиях, в привычной обстановке, неупокоенные непобедимы. Фактически, таким образом поле переходит под ваш контроль, а это тождественно победе.
Что еще сказать? До смещения матча в фазу полного истребления всего живого держите мумий в обороне, на дальних дистанциях, во многих метрах от мяча. Обмотанные бинтами товарищи применяются в качестве ключевого звена тактики, поэтому не стоит рисковать ими или дать противнику развязать бой в самый неподходящий момент. На площадке все должно развиваться по вашему сценарию, особенно это относится к расе нежити. Лучше разместите на передовой упырей.
Преторианцы
Как обычно, реальность оказалась куда банальнее и одновременно удивительнее, чем мои представления о ней. Преторианцы представлялись мне как гвардейцы, методом сурового отбора избранные из воинской касты. С младенчества этих родовитых господ обучали конной езде, навыкам обращения с холодным оружием, стрельбе и тактике. Золотые доспехи (вернее, искусная их имитация, только идиот наденет на себя кольчугу из мягкого металла), серебряные шлемы, прочая атрибутика вроде геральдики.
Ага, как же. Это не команда, это атака клонов, наделанных из клеток чемпиона мира по бегу на особо длинные дистанции! Прямой антипод орков - преторианцы. Когда захотите поставить рекорд по сверхбыстрому поражению, примените тактики орков. Но ежели желаете победить, то стоит выработать кое-что новое. Этим мы сейчас и займемся.
Во-первых, преторианцы падают от слабого дуновения ветерка и просят стряхнуть с себя листочек, который придавил грудную клетку. Конечно, я несправедливо утрирую, гвардейцы покрепче варваров, но я просто не ожидал от средневековой "Альфы" подобного неуважения к противнику. Вероятно, судорожно выискивать, где именно приложить сочетание быстрых ног и по определению орлиного профиля - судьба командира элитных футболистов. Потому что если не забить гол очень быстро, то в затяжной партии преторианцев просто затопчут.
Во-вторых, мобильность, мобильность и еще раз мобильность! Вы никогда не выиграете, не перестраиваясь при любом удобном случае и всякой потребности в этом, или медля с переброской помощи к попавшим в затруднительную ситуацию. Вы проиграете, не подставляя сопернику прорехи в обороне, а затем не поймав его в ловушку. Запомните, что единственная скорость, которую вы признаете - это триста миль в час, а остальное - так, детское баловство.
В-третьих, преторианцы - одна из тех немногих рас, которые хорошо владеют мячом, в особенности - передачами. Впрочем, усиление этой стороны не случайно, все-таки иначе преторианцы бы превратились в совсем слабых субъектов.
Последнее. Без прекрасно развитой координации, ориентации и реакции вам нечего делать на поле вместе с этими ребятами. Поиграйте за другие расы, чтобы укрепить их. Конечно, мое субъективное мнение, но что-то мне подсказывает, что многие его разделят.
Итак, мое длительное повествование подходит к логическому завершению - точке, за которой поместится только логотип издания, и все. За бортом осталось очень много интересной и полезной информации - 200 заклинаний, 100 персонажей, тактики и построения. Но разумный и вдумчивый читатель понимает, что страницы очень маленькие, а буквы большие. Кроме того, в статье мы не упомянули только то, что, в общем-то, не очень полезно, то, что легко найти в интернете, то, что легко раскрывается самостоятельно и, наконец, то, что несоизмеримо по объему и пользе.
В любом случае, того, что вы прочитали, вам с лихвой хватит, чтобы научиться средне играть. Вы заметили, что текст изобилует советами по логическому мышлению? И это правильно. Мысли игрока за него никто не выдумает, а машинально повторять последовательности действий - это не развлечение, а мука.
Ну что же, пора ставить эту самую точку. Собственно, вот она и есть.
1382 Прочтений • [Прохождение игры Chaos League] [18.10.2011] [Комментариев: 0]