Движущая сила любого хорошего сериала – обстоятельства. Чем объективнее прописан мир, тем логичнее будет развиваться действие в каждом новом эпизоде. Без всяких роялей, кустов и богов с их машинами – как это и происходит в обычной жизни. Недаром таким успехом пользуются истории о школьниках и учителях, полицейских или «охотниках за головами». Подобное правило работает и в традиционных сюжетах аниме, которые условно можно описать как «команда хороших ребят с паранормальными способностями сражается с духами, привидениями и прочей нечистью». Примеры – «Потомки тьмы», «Токио-Вавилон» или шедший несколько лет назад по ТВ американо-канадский «Полтергейст». «Тактика» продолжает традицию – самым наилучшим образом.
В первую очередь следует обратить внимание, что обстоятельства в «Тактике» очевидны и непререкаемы: деньги. Которых катастрофически не хватает. «Кантаро-сан, допиши роман, раскопай информацию для статьи, изгони домового у соседей – сделай хоть что-нибудь, потому что в доме шаром покати!» Написание статьи (о том самом благополучно изгнанном духе) влечёт за собой славу специалиста «по изгнанию и избавлению». И вот, пожалуйста, очередь страждущих, которым не отказать, и которые сами готовы заплатить.
Однако «Тактика» не ограничена примитивным «пришёл, увидел, разобрался». Каждая серия представляет собой небольшое расследование, причём детективная составляющая не так слаба, как можно ожидать. Ружья развешаны аккуратно, убийца не всегда садовник, а развязка может быть какой угодно – от нарочито комедийной до глубоко трагичной. Но в «Тактике» почти нет тоскливого морализаторства, которым часто грешат похожие сюжеты – здесь скорее философское принятие мира таким, какой он есть, вместе со смертью, несправедливостями и принципиальной неразделимостью добра и зла.
В этом одно из главных преимуществ сериала: «Тактика» – насквозь японская вещь. Архитектура, предметы интерьера, одежда, кушанья и энциклопедические описания всевозможных ками, тэнгу, они, асуров, тануки и даже зонтика каса но обакэ – приятные подробности и нюансы для всех поклонников Японии плюс отличное подспорье для тех, кто только начинает изучать эту страну. «Тактику» можно смело рекомендовать в качестве введения в «Японские мифы и сказки».
Главные герои составляют традиционную команду «хороших ребят»: этнограф-экзорцист Итиномия Кантаро, его слуга – «Пожиратель Демонов» Харука, служанка-лиса Йоко, редактор Рэйко и ещё достаточное количество персонажей, среди которых нормальных людей почти и нет, да и вообще, людей немного.
На первый взгляд в героях нет ничего особенного: эгоистичный и несколько наивный молодой человек с экстрасенсорными способностями, демон с амнезией, гарем разновозрастных барышень, коллега-учёный, громогласно отрицающий существование нечистой силы под терпеливые ухмылки тэнгу и лисички-оборотня... Но постепенно, с каждой серией, в них проявляется что-то очень искреннее и даже трогательное. Забавная влюблённость маленькой девочки, оказавшаяся настоящим сильным чувством. Упорство девушки-редактора – феминисткам в Японии начала XX века было нелегко. Ревность белокрылого ками к своей непутёвой жёнушке... Кантаро тоже не так прост – ну не даром же к нему все тянутся! Самым неизменным на протяжении всех двадцати пяти серий остаётся безмерное удивление в глазах Харуки: «Что я здесь делаю, и что им всем от меня надо?..»
К слову сказать, главный герой и истребитель нечисти Итиномия Кантаро выглядит до безобразия кавайно и ведёт себя соответствующе. Любит оказывать бесплатные услуги или гордо отказываться от награды, когда в доме даже чай не из чего заварить. Вчерашний студент, которого все зовут «сэнсэем», но постоянно отмечают, что «он совсем не изменился с того времени, когда был маленьким». «Охотник за привидениями», который с детства с этими самыми духами только и дружит, и поэтому при каждом экзорцизме (изгнании духов) не спешит применять силу: предпочитает по возможности поговорить по душам, провести сеанс психотерапии – и отпустить очередного бедолагу-призрака восвояси. Любимец маленьких девочек-медиумов и прочих монстров женского пола, он постоянно окружён опекающими его барышнями – от служанки и редакторши до подруг детства, среди которых есть и настоятельницы храма, и гейши.
«Тэнгу – Пожиратель Они» Харука со своей крылатостью и меланхолией продолжает традицию «скучающего бессмертного, который напрасно ждёт достойного противника» (гранд мерси сэру Алукарду!). Стоит обратить внимание, что английские субтитры могут грешить ошибочным переводом сугубо японских названий в европейские «демон», «людоед» или даже «гоблин». «Тэнгу» и «ками» не принадлежат к добру или злу. Харука, вроде бы «хороший» Пожиратель Людоедов, был запечатан на достаточное количество лет именно за склонность убивать своих противников. Даже потеряв своё подлинное «я», он временами вспоминает славное прошлое, кровожадно скалится – и тогда добросердечный Кантаро спешит его остановить.
Особо следует отметить: яоя в «Тактике» нет – ни прямо, ни косвенно. Глубокая привязанность главных героев друг к другу не имеет никакой сексуальной подоплёки, скорее, это сложное сочетание дружбы, взаимопонимания, психологической зависимости, долга и обязательств. Харука остаётся с Кантаро не только потому, что тот дал ему имя – и таким образом подчинил его себе. Вообще история с «дарованием имени» составляет дополнительную сюжетную линию – подчинение тэнгу, ограничение его способностей и ключ к потерянной памяти. Магическая сторона в «Тактике» проработана серьёзно.
Кроме историй, ограниченных одним или двумя эпизодами, в «Тактике» присутствуют два главных сквозных сюжета – отношения между главными героями (эта линия вполне завершена) и противостояние внезапно возникшей группе противников – здесь мы имеем дело с открытым финалом, что связано с собственно источником: манга продолжает издаваться.
Сериал снят по манге Киноситы Сакуры и Хигасиямы Кадзуко: кавайно, язящно, пёстренько. Отступления от стиля манги невелики, правда, прорисовка героев слегка «гуляет» от серии к серии. Из безусловных плюсов – сохранены superdeformed и прочие комедийные моменты. Режиссёр Ватанаби Хироси («Рубаки», «Приключения Джинга») снял в 2003 году сериал по другому произведению Киноситы Сакуры – «Детектив Локи: Рагнарёк», и «Тактика» – удачное продолжение сотрудничества.
Самой слабой стороной «Тактики» можно считать саундтрек – простенький J-рок на опенинге, тематические заставки и традиционные японские мелодии. Музыка идёт фоном и самостоятельной ценности не представляет, но и не мешает. Среди сильных сторон – разнообразие нечисти, из которой самый удачный – Муу-тян. Возможно, продакт-плейсмент, но желание получить «это» может возникнуть даже у ненавистников мягких игрушек.
Рассчитанная на подростковую аудиторию, отсутствие крови и секса «Тактика» с успехом восполняет реалиями Японии конца XIX века – публичные дома и гейши, службы в храмах и молитвы на хороший урожай, женитьба по расчёту и контрабанда. Магия дополняет обычную жизнь точно так же, как леса с ками и тэнгу соседствуют с городами и железными дорогами.
Это спокойное аниме, без чрезмерного надрыва, драматизма и перенапряжения. Но и не скучное, и уж тем более не глупое – прекрасно исполненная продуманная вещь, которую стоит посмотреть. Рекомендуется тем, кто хочет разобраться в японских призраках и духах, а также просто тем, кто любит смесь детективов, мистики, дружбы и хорошего юмора.
1212 Прочтений • [Рецензия на Тактика] [16.09.2012] [Комментариев: 0]